Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГАОУ СПО РБ Туймазинский медицинский колледж , Туймазы
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 06.06.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13783
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Профессиональное общение
 
 

Профессиональное общение

Является одним из вариантов межличностных отношений, имеет свою специфику, определяющаяся видом профессии, целями, задачами конкретной профессиональной деятельности, ее социальной значимости.

Организация медицинской деятельности направлена на максимальное ограничение и исключение действий, повредить пациенту. Это обязывает к соблюдению в общении и работе строгой субординации. Личная инициатива медицинского работника не должна выходить за рамки действий, предусмотренных конкретным планам обследования и ведения больного.

Беседа (фельдшера, акушерки) с пациентом:

  • изучить проблему, обобщить ее, кратко сформулировать и убедиться, что она правильно понята;
  • выяснить ожидания пациента в отношении решения проблемы. Порой для пациента важно только узнать с чем связан тот или иной симптом. Иногда он просто хочет что бы ему просто объяснили свою болезнь;
  • слова врача должны быть понятны для пациента, общение строиться с учетом манеры общения, образования, возраста, культурных и языковых ценностей и традиций человека обратившегося за помощью;
  • для получения необходимый информации при беседе с пациентом важно продемонстрировать инициативу пациенту, корректно направить ее в нужное русло;
  • необходимо задавать конкретные, понятные для пациента вопросы;
  • при завершении опроса необходимо поинтересоваться, не желает ли пациент сообщить или обсудить еще что-нибудь.

Методы построения беседы:

ü  поощрения, поведением, словами показываете интерес к беседе;

ü  рефлексия, побуждение к сообщению дополнительных сведений пациенту;

ü  пояснения, пояснит непонятные пациенту слова, термины;

ü  сопереживание, внимание пациенту;

ü  противопоставление, уточнение моментов в беседе с пациентом, в которых он был не последователен;

ü  истолкование, промежуточные заключения из слов пациента для уточнения их правильности;

ü  выяснение переживаний пациента, отношение  к симптому, болезни.

Наличие межличностного общения между людьми предполагает наличие межличностного конфликта:

Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потери интереса к работе.

Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Однако сам по себе «конфликтоген-одиночка» не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов – их эскалация, т. е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных

Разрешить конфликт – значит:

  • устранить конфликтную ситуацию;
  • исчерпать инцидент.

Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты – это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

Соперничество – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, впоследствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных близких отношениях.

Сотрудничество – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

Компромисс – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Избегание – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев