Карточка публикации
Информация об авторе публикацииKPKU, Краснодар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 27.05.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22971
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Методика применения ИКТ на уроках СБО
 
 

Методика применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО)

в школе VIII вида.

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, медико-психологическим сопровождением и специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной (коррекционной) школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.

Социально-бытовая ориентировка детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией (почти все дети имеют значительное отставание от нормы по уровню сформированности психических функций). Все дети (100%) имеют низкий уровень осведомленности, пространственно-временные представления сформированы недостаточно. Уровень сформированности внимания – ниже нормы, переключаемость внимания – недостаточная, отвлекаемость повышенная. Навыки контроля и самоконтроля находятся на низком уровне, учащиеся неспособны адекватно спланировать свою деятельность, не могут фиксировать свои ошибки, продуктивность деятельности - ниже нормы (100 %). Уровни сформированности памяти: зрительная память – в пределах нормы 80 %, ниже нормы – 20 %. Слуховая память – низкий уровень 100 % детей. Долговременная память – ниже нормы 80 %, низкий уровень – 20 %. Относительно операций мышления было выявлено следующее: 70 % детей затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, 30 % могут сделать это самостоятельно, использую стимулирующую помощь педагога. Задания на аналогии -100 % детей выполнили их с результатом ниже нормы. Уровень мотивации к предмету СБО низкий (45%). Качество знаний по предмету – 3,4. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.  В контексте формирования личности детей с ОВЗ социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. При этом время, отведенное на уроки СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера. Широкий круг социально-бытовых знаний и умений, которым необходимо обучить учащихся, и ограничение возможностей учителя СБО фактором времени, отсутствием необходимых дидактических материалов  не позволяет ему осуществлять полноценное закрепление многих знаний и умений.

Таким образом,  возникла необходимость внедрения дополнительных эффективных средств обучения - информационно-коммуникационных технологий.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

Исходя из этого, нами разработаны методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей на уроках СБО в школе VIII вида.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у учащихся интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.

Но, чтобы применение компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

  1. Любое планирование урока, т. е. его проектирование, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым допустимо использование компьютера (Санитарные правила и нормы).

Специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая наглядность; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства.

Уроки социально бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы.

Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов (презентации, мультимедиа, фильмы) не только усиливаем мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.

Цифровая наглядность,  должна  быть понятна и доступна школьникам, а также должна способствовать активизации познавательной деятельности, способствовать пониманию ими связей между изучаемыми понятиями, давать возможность усвоить скрытые от непосредственного восприятия свойства изучаемых объектов и служить систематизации приобретаемых знаний.

Пользуясь цифровыми наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:

-         подбирать только такие материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.), которые служат решению основной задачи обучения;

-         заранее определять место и вид технических демонстрационных средств, используемых на уроке, а также вид работы с этими средствами;

-         строго ограничивать количество цифровых образовательных ресурсов на уроке, так как с каждым из подобранных видов  должна быть проведена соответствующая ра­бота;

-         всю подобранную цифровую наглядность необходимо демонстрировать последовательно;

-         необходимо подбирать доступные  материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;

-         при использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, взятых из других источников, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы  VIII вида;

-         цифровые материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть  качественными,  яркими, четкими и соответствовать требованиям,  предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).

На уроках в коррекционной школе VIII вида широко применяется метод объяснения. Рассмотрим применение ИКТ на этапе объяснения нового материала.

Объяснение  с использованием ИКТ (презентации, мультимедиа, наглядные картинки, фильмы) должно проводиться при четком соблюдении дидактических принципов, используемых в специальном обучении:

-         объяснение с использованием  компьютерных средств должно быть небольшим по объему и не­продолжительным;

-         материал, подобранный для объяснения, должен быть доступен учащимся;

-         во время, объяснения допустимо задавать вопросы учащимся, активизируя их деятельность и проверяя понимание объясняемого (использование вопросов, требующих второстепенной информации, параллельно идущей с рассматриваемой темой, может затруднить обобщение, вывод и увести от основного содержания).

Особое внимание на уроках СБО следует уделять использованию практических методов обучения, обеспечивающих вы­работку определенных навыков и умений. Почти каждый раз­дел программы СБО требует выполнения практических работ учащихся. Программа предлагает минимальный перечень практических работ.  Использование ИКТ позволяет повысить эффективность практических работ за счет внедрения мультимедийных заданий. Например: Положи в кастрюлю в правильной последовательности все ингредиенты супа. Если ребенок ошибается, звучит сигнал. Работа выполняется до её полного и правильного выполнения. Таким образом, достигается прочное усвоение материала перед его практическим выполнением.

В общей структуре учебного занятия дополнительно следует учитывать специфику, связанную с использованием компьютерных и коммуникационных средств:

-         перераспределение времени по сравнению с обычным занятием;

-         особенности связи нового материала с предыдущим;

-         способ оценки усвоения знаний;

-         индивидуальный темп работы отдельно каждого участника;

-         общий темп работы группы;

-         реализацию самостоятельной деятельности;

-         выявление интереса к использованию ИКТ;

-         полноту реализации целей и задач учебного занятия;

-         качество знаний;

-         возникающие трудности.

Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки в школе VIII вида в соответствии с данной методикой позволило сделать выводы об её  эффективности.  Использование ИКТ дало возможность проектировать грамотный, профессиональный, технологичный урок, повысить результативность урока во всех отношениях (подача материала— объем, скорость и качество, эфеективность и т. д.). Анализ диагностических срезов показал, что у учащихся  повысилось качество знаний по социально-бытовой ориентировке с 3,4 до 4,4, повысилась мотивация к предмету – 100%, сложилась положительная динамика к выполнению умственных и практических действий. Также методически грамотное применение ИКТ на уроках СБО способствовало  развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов);  развитию внимания и памяти, стимулировало познавательную активность. А это, в свою очередь, позволило сформировать ключевые компетентности учащихся, т. е. целостную систему универсальных знаний, умений и навыков!  Успешность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой ориентировке будет способствовать их дальнейшей  социально-трудовой адаптации и социализации.

Список использованных источников и литературы:

 

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.– 1998. - №1. – С. 72-75.
  2. Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе //Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: Сб. научн. ст. аспирантов/ Под ред. А.П.Тряпицыной и др. –СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003 – Вып. 1.
  3. Сидорова Е.В. Электронный банк современного учителя. Тех­ нология развития критического мышления: электронное пособие http://www.kmspb.narod.ru, 2001.
  4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  5. Яковлева Е. И. ЛогоМозаика. Сборник проектов.М: ИНТ, 2000
Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев