Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ "СОШ № 5 г. Киренска", Киренск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 20.04.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14197
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!
 
 

 

Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!

Разработка данного занятия может быть использована на уроках истории, обществознания и классных часах. Презентация позволит использовать теоретический материал в сокращенном варианте. Ролевая игра дает возможность закрепить полученные знания.

Введение

Одной из важнейших проблем современной демократической России стала проблема гражданского воспитания детей и подростков. Под “гражданским воспитанием” подразумевается процесс воспитания Гражданина. Вот только - какого гражданина? Этот вопрос весьма актуален для многих учителей и родителей. Соглашаясь в принципе с тем, что необходимо воспитывать Граждан России, многие учителя и родители задаются вопросом: как это делать в условиях, когда опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие понятия, как “патриотизм”, “демократия”, “общественный интерес”, когда утеряно уважение к органам государственной власти, как ни странно, именно к органам народного представительства, наличие которых, кстати, единственно и дает право государству называться демократическим.

А это значит, что наша молодежь должна быть все более политически активной, энергично участвовать в общественно-политической жизни государства, города. И молодежи важно иметь своего представителя там, где обсуждаются и ее насущные жизненные вопросы.

От них, будущих восемнадцатилетних, будет зависеть то, как будет сформирована власть, и насколько полезные она будет принимать законы, поэтому молодежи необходимо помочь подойти к выбору своего будущего. Знание избирательных процедур, знание своих избирательных прав, умение анализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений - все это очень важно для будущих избирателей демократических выборов.

Вводное занятие проводится в течение двух уроков по 45 минут. На занятии проводится краткий экскурс в историю избирательного права, включающий в себя основные понятия курса, и рефлексия при выполнении заданий по карточками, работы в группах.

Изучение теоретического материала начинается с мотивации занятия при помощи теста “Я избиратель”, использования карточек формирующего оценивания, сопровождается показом презентации - мультимедиа. В дальнейшем материал закрепляется в ходе ролевой игры: выборам депутата в местные органы самоуправления, т.к. именно органы местного самоуправления – самая близкая народу власть.

Результативность проверяется по итогам выборной кампании и по карточкам формирующего оценивания. По ним также в дальнейшем учитель может выделить основные вопросы, которые интересуют учащихся более всего.

В перспективе, для привлечения внимания и интереса учащихся к вопросам избирательного права,  возможно создание с их помощью комиксов, представляющих избирательный процесс в различных ракурсах. Это поможет закрепить знания и представить их в более понятном варианте для младших школьников. Возможен выход с такой инициативой и ЦИК, которая может организовать конкурс в школах.

Тема занятия: “Я б в избиратели пошёл, пусть меня научат!”.

Цель: привлечь внимание учащихся к ключевым темам элективного курса “Введение в избирательное право”, помочь понять жизненную необходимость изучения основ избирательного права.

Задачи:

образовательная: первичное знакомство с историей становления избирательной системы, её видами, ходом избирательного процесса.

воспитательная: способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

развивающая: развитие умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Форма: компьютерная презентация.

Технология: информационно-компьютерная.

Метод: групповая работа.

Место: кабинет информатики

Оборудование:

- компьютеры, экран;

- приложения;

- пакет документов (см. “Законодательная база);

- магнитная доска, на которой прикреплены портреты выдающихся людей;

- избирательная урна;

- формирующие карточки.

Время: 2 урока

Основная часть

План занятия

I. Оргмомент – 5 мин.

- Вводное слово учителя – слайды 1-3. Презентация

- Карточки формирующего оценивания.

ІI. Мотивация: тест “Я избиратель” - 6 мин.

III. Презентация-мультимедиа элективного курса - 24 мин.

1) Краткий экскурс в историю избирательного права (слайды 4-8).

2) Избирательное право (слайд 6).

3) Демократические выборы (слайд 9).

4) Задания для закрепления (слайд 10).

5) Принципы участия граждан в выборах (слайд 11).

6) Избирательное право (слайд 12).

7) Системы избирательной практики (слайды 13–14).

8) Избирательная система Российской Федерации (слайд 15).

8) Избирательный процесс (слайд 16).

IV. Рефлексия - 15 мин.

1. Карточки – 5 мин.

2. Работа в группах – 10 мин (слайды 17–20).

3. Составить словесный портрет кандидата в депутаты города N (слайд 21).

4. Имидж-портрет кандидата (слайд 22).

5. Какие вопросы (очень значимые для дальнейшего развития города) вы предложили бы ему включить в предвыборную программу? (Cлайды 23-24)

V. Озвучивание результатов деятельности групп: каждая группа представляет своего виртуального кандидата в депутаты – 15 мин. (5 мин. каждая группа).

VI. Голосование электората – 8 мин. (Cлайд 25).

VII. Подсчет голосов – 7 мин. (Cлайд 25).

VIII. Подведение итогов урока – 6 мин. (Cлайд 26).

IХ. Выступление гостей, представителей местных органов власти. – 4 мин.

Содержание мероприятия

І. Оргмомент – 5 мин.

Вводное слово учителя: “ В последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого. Сегодня, когда страна идет к демократическим ценностям, когда неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах, без запаса правовых знаний не обойтись.

Во все времена школа старается помочь своим учащимся. Она не только передает знания по основам наук. Она старается научить тому, что пригодится в жизни гражданину, живущему в обществе, помочь человеку вырасти, сформировать активную жизненную позицию и чувствовать себя хозяином в своей стране. Именно эти цели и будет преследовать наше сегодняшнее занятие “Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!” (слайд 1).

Эпиграфами к данной теме можно привести изречения великих мыслителей…

Цель занятия (слайд 3):

Привлечь ваше внимание к ключевым темам элективного курса, помочь понять жизненную необходимость изучения основ избирательного права.

Задачи (слайд 3):

- первичное знакомство с историей становления избирательной системы, её видами, ходом избирательного процесса.

- формирование потребности социально-активного поведения личности;

- развитие умений анализировать, отстаивать свою точку зрения.

Из данного занятия мы узнаем, что становление российской государственности – крайне сложная и противоречивая сфера. Именно в ней происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

В Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы.

-А что вы знаете о выборах, об избирательном праве? У вас на столах лежат формирующие карточки, поставьте, пожалуйста, в них галочки в графе “Я знаю” против каждого вопроса.

- Поднимите руки те, у кого есть вопросы, на которые вы не можете дать правильный ответ. (Учитель обращает внимание на поднятые руки, реагирует в зависимости от ситуации: “ Мы видим, что есть смысл рассмотреть  данную тему, т.к. у каждого из вас есть вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ).

ІI. Мотивация – 6 мин.

От того, кого мы выберем главой государства, каким человеком по личностным и деловым качествам будет глава местной администрации, зависит то, как мы с вами будем жить. Для того чтобы понять, какую позицию вы занимаете в настоящее время, начнем наше занятие “Я б в избиратели пошел, пусть меня научат!” с теста “Я избиратель”, который поможет нам выяснить вашу позицию как избирателя.

Тест “Я – избиратель”.

Комментарии учителя.

ІІІ. Презентация-мультимедиа - 24 мин.

1) Краткий экскурс в историю избирательного права (слайды 4-8).

2) Избирательное право (слайд 6).

3) Демократические выборы (слайд 9).

4) Задания для закрепления (слайд 10).

5) Принципы участия граждан в выборах (слайд 11).

6) Избирательное право (слайд 12).

7) Системы избирательной практики (слайды 13–14)

8) Избирательная система Российской Федерации (слайд 15).

8) Избирательный процесс (слайд 16).

IV. Рефлексия - 15 мин.

1)Работа с формирующими карточками.

Классу: Отметьте, что нового вы узнали по ходу рассказа учителя?

2) Работа в группах. (3 группы по 8-9 человек, которые делятся на подгруппы и выполняют задания – см. ниже).

В 2008 году у нас был также конкурсный урок по избирательному праву, на экране вы видите его в фотографиях (слайды 17-20). 11-классники попытались показать весь избирательный процесс по выборам президента РФ. Что-то у них получилось. Сегодня мы тоже попытаемся отразить часть этого процесса, но не на федеральном уровне, а на местном. Нам предстоят выборы депутата в местные органы власти города N.

1. Составить словесный портрет кандидата. На столах и на экране (слайд 21) вам предлагаются личностные качества, которые вы можете подобрать для характеристики кандидата в депутаты.

2. Имидж-портрет кандидата. Вам предлагается составить и словесно обрисовать имидж-портрет кандидата (слайд 22). В составлении портрета депутата вам могут помочь портреты знаменитых личностей, которые вы видите на доске.

3. На экране (слайд 23) и на столах у вас есть вопросы, предлагаемые для составления программы кандидата в депутаты. Какие вопросы вы предложили бы своему кандидату для включения в предвыборную программу? Обоснуйте, почему именно эти вопросы вы предлагаете.

Также у вас на столах лежит пакет документов, среди которых находятся выдержки из Федерального закона об общих принципах местного самоуправления. Эти источники помогут вам в вашей деятельности.

V. Озвучивание результатов деятельности групп (15 мин.) перед приглашенными старшеклассниками, которые проголосуют за понравившегося кандидата. (По 5 мин. каждая группа).

VI. Голосование электората – 8 мин. (Слайд 25).

VІІ. Подсчет голосов – 7 мин. (Слайд 25).

VІІІ. Подведение итогов урока – 6 мин. (Слайд 26).

ІХ. Выступление гостей (приглашаются представители администрации города или городской избирательной комиссии) - 4 мин.

Заключение

Проведенное  занятие “Я б в избиратели пошел…” из программы элективного курса “Введение в избирательное право” в 9-х классах вызвал несомненный интерес учащихся. Их внимание привлекла как теоретическая часть, так и практическая.

После теоретической части учащиеся отметили в карточках формирующего оценивания вопросы, на которые они получили ответы в ходе занятия и написали предложения и выделили интересующие их проблемы. В ходе ролевой игры они составляли словесный портрет, имидж-портрет и программу кандидата в депутаты местного самоуправления. Особенно им понравилось представлять его перед избирателями. Страсти разгорелись не шуточные, эмоции захлестывали. Победила группа, набравшая большее количество голосов. Результаты выборов выводились на экран.

При подведении итогов занятия учитель озвучил результаты опроса по карточкам формирующего оценивания, поставил цели и задачи дальнейшей работы.

Такие занятия помогают развивать умения анализировать программы кандидатов в депутаты, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

На мой взгляд, такого рода занятия являются не только интересными и познавательными для учащихся, но и воспитывают у них гражданскую позицию, формируют потребность в социально - активном поведении личности, способствуют политической активности молодых граждан.

Список использованных источников

1. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.

2. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в действующей редакции).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в действующей редакции).

5. Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007.

6. http://www.rcoit.ru/ - Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (РЦОИТ при ЦИК России).

7. Методические рекомендации по изучению элективных курсов по избирательному праву в 8 -11 классах общеобразовательных учреждений для 8-9 классов “Введение в избирательное право” (17 часов) авторы: Е.А. Николаенко и др.

8. www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/history…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев