"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16" города РЯзани, Рязань
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 02.03.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 31104
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Общественное движение в России в 30-50 гг. XIX века
 
 

Общественное движение в 30 - 50 е гг. XIX в.

Особенности общественного движения в 30 - 50 е гг. XIX в

  1. Развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов;
  2. Произошел окончательный разрыв между революционным направлением и правительственным реформаторством;
  3. Впервые консервативное направление получило собственную идеологию;
  4. Оформились либеральное и социалистическое течение общественной мысли;
  5. Участники общественного движения не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

 

Основные направления общественного движения:

  1. Монархическое (охранительное): "теория официальной народности" (триада Уварова: самодержавие, православие, народность); сторонники теории: С.П. Шевырев - профессор Моск. Университета; М.П. Погодин - профессор Моск. Университета.
  2. Либеральное: А) Чаадаев П.Я. "Философические письма" - противопоставление России и Европы, как производных православия и католичества, Европа - воплощение прогресса, результат деятельности активных людей, воспитанных католичеством, Россия - символ неподвижности, застоя. Православие оторвало Россию от общеевропейской цивилизации.

Письма опубликованы в журнале "Телескоп" (Н.Надеждина). Негативная реакция правительства на публикацию, Чаадаев объявлен сумасшедшим, журнал закрыт, Надеждин отправлен в ссылку.

 

Б) "Западники" и "славянофилы".

"Западники"

"Славянофилы".

Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К. Д. Кавелин, М.Н. Катков.

А.С. Хомяков, братья Киреевские, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин

Общие взгляды:

- отрицательное отношение к крепостному праву, сторонники освобождения крестьян с землей, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

- сторонники реформистского пути развития;

- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

- уверенность в возможности мирного осуществления реформ, негативное отношение к революции, сторонники реформистского пути развития;

- вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного движения к процветанию

 

1. Россия развивается, как и Запад, но отстала в своем развитии, поэтому должна догнать западные страны.

2. Русская самобытность и патриархальность - причины отсталости России.

3. Высокая оценка деятельности Петра I, реформы которого ускорили процесс развития государства.

4. Сторонник конституционной или парламентской монархии при наличии широких политических прав граждан, свободы слова, печати, гласного суда.

5. Россия может догнать Европу путем реформ, проводимых сверху.

 

1. Россия должна развиваться по своему особому пути развития, не копируя западных порядков;

2. Самобытность России выражается в православной религии (что способствует гармонии в отношениях различных слоев общества) и крестьянской общине (пронизана духом коллективизма);

3. Критика преобразовательной деятельности Петра I.

4. Сторонники сильной царской власти, но при наличии Земских Соборов, как органов сотрудничества народа и царя.

 

 

  1. Революционно-демократическое направление:

Особенности:

  1. Социальный состав: разночинцы (выходцы из разных сословий, представители интеллигенции, студенческой молодежи…)
  2. Формы организации: кружки.
  3. Цели деятельности: продолжение дела декабристов, изучение трудов философов, чтение политической литературы, обсуждение проектов преобразований…

Этапы развития:

1этап: Кружки конца 20-начала 30х гг. попытки студенческой молодежи продолжить традиции декабристов.

Причины возникновения:

1. Подавление восстания декабристов не устранило причин его вызвавших;

2. Вера молодежи в то, что декабристские организации не разгромлены, а продолжают существовать.

3. Убежденность в том, что польское восстание 1830 - 1831 гг. подготовлено декабристами, избежавшими ареста.

 

 

Кружки и их деятельность:

  1. 1826 г. тайное общество братьев Критских: распространение революционных прокламаций с целью вызвать ненависть к вызвать ненависть к монархическому правлению, планировалось цареубийство для осуществления конституционных преобразований.
  2. 1831 г. кружок Сунгурова: ликвидация крепостного права, установление конституционного правления, пропаганда революционных идей для организации вооруженного восстания в Москве (план предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти).

 

2 этап: поиски новой теории - начало 30х гг.

1. "Литературное общество 11го номера" (В.Г. Белинский): чтение литературных произведений Пушкина, Гоголя, обсуждали проблемы философии, современной русской действительности.

2. Кружок Н.В. Станкевича: пытались осмыслить основные законы исторического развития, решить вопрос о роли личности в истории, изучали немецкую философию Гегеля, Фихте, Шеллинга.

3. Кружок Герцена и Огарева: увлекались социалистическими идеями, пропагандировали идеи утопического социализма, считали необходимым революционное преобразование общества, критиковали николаевское правление, крепостное право.

 

3 этап - обращение к идеям социалистов - утопистов.

1. 40е гг. кружок Буташевича-Петрашевского (участники: П.Федотов - художник, Ф.Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и др.): пропаганда и изучение социалистических идей, обсуждение литературных новинок, обсуждение насущных политических проблем, критика существующего строя, выработка проектов будущего устройства России, публикация "Карманного словаря иностранных слов". В 1849 г. провокатор выдал их царской охранке, военный суд приговорил 21 человека к расстрелу, который в последний момент был заменен каторгой.

2. .И. Герцен. Теория общинного социализма. Герцен сделал вывод о самобытном пути развитии России, возможности перехода к социализму минуя капитализм благодаря крестьянской общине, которой характерны социалистические черты: коллективизм, артельность, отсутствие частной собственности на землю, взаимовыручка, круговая порука.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев