Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМКОУ Островская средняя общеобразовательная школа, Островское, Костромская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 01.04.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 23856
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
Использование ИКТ на уроках английского языка
 
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 

Козлова Валентина Анатольевна,

МОУ Островская СОШ,

Костромская область,

учитель английского языка

 

Одним из наиболее революционных достижений за  последние  десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире,  стало создание всемирной компьютерной  сети,  получившей  название  Интернет,  что буквально  означает  “международная   сеть”. Использование кибернетического пространства  в  учебных  целях является абсолютно новым направлением общей дидактики  и  частной  методики, так как происходящие изменения затрагивают все  стороны  учебного  процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы,  кончая  изменением  требований  к академическому уровню обучающихся.

Содержательная   основа    массовой    компьютеризации    образования, безусловно, связана с тем,  что  современный  компьютер  представляет  собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще,  в  любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье  "Компьютеры  в  школе” пишут:  “Есть  одна  особенность  компьютера,   которая   раскрывается   при использовании его как устройства для обучения  других,  и  как  помощника  в приобретении знаний, это его  неодушевленность.  Машина  может  “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то  моменты  “поддерживать”  его,  однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст  почувствовать, что  ей  стало  скучно.  В  этом  смысле  применение  компьютеров  является, возможно,  наиболее  полезным  при  индивидуализации  определенных  аспектов преподавания”.

Основная  цель  изучения  иностранного  языка  в   средней   школе   - формирование    коммуникативной    компетенции,    все    остальные     цели (образовательная,  воспитательная,  развивающая)  реализуются   в   процессе осуществления  этой  главной  цели.  Коммуникативный  подход   подразумевает обучение   общению   и   формирование    способности    к    межкультурному взаимодействию,  что  является  основой  функционирования   Интернета.   Вне общения Интернет не имеет  смысла  -  это  международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья  жизнедеятельность  основана  на  электронном общении миллионов  людей  во  всем  мире,  говорящих  одновременно  -  самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который  когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка,  мы  создаем  модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой  среде,  обеспеченной  интернет,  учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение  широкого круга значимых, реалистичных, интересующих  и  достижимых  задач,  школьники обучаются  спонтанно  и  адекватно  на  них  реагировать,  что   стимулирует создание оригинальных высказываний, а  не  шаблонную манипуляцию  языковыми формулами.
Я, как и каждый учитель хочу, чтобы мои ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках английского языка. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Это как раз те случаи, когда у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Вот почему я поставила перед собой цель - способствовать формированию познавательного интереса у учащихся на уроках английского языка  путём использовании информационно-коммуникационных технологий.  Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи: изучить теоретический и методический материал, формировать устойчивый познавательный интерес; создать систему методов и приёмов использования ИКТ на уроках английского языка, направленных на формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Поэтому и тема по самообразованию, над которой я работаю, является «Использование информационных технологий как одного из средств повышения учебно-познавательного интереса к изучению английского языка», потому что прежде чем ты будешь учить ученика, ты должен овладеть этим сам.

Неоценимую помощь в её изучении мне оказали коллеги-единомышленники из многих регионов страны, с которыми меня сближают учительские порталы «Сеть творческих учителей»  http://www.it-n.ru/ «Методисты» http://metodisty.ru/ и «Портал для учителей английского языка» - EnglishTeachers http://www.englishteachers.ru/, Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет" http://moi-mummi.ru/ .  Мне интересны проблемы образования, которые обсуждаются на форумах; хочется  знать, чему учат в мастер-классах, какими новыми общеобразовательными технологиями делятся участники портала.  Хотелось посмотреть, как работают другие, поучиться у них мастерству, попробовать себя.

Первые шаги в освоении и использование ИКТ на уроках английского языка начались с использования в работе различного рода презентаций,  подготовленных как мною, так и учащимися,  готовых компьютерных программ, таких как  "Профессор Хиггинс" и "Bridge to English".

Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» — содержательный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник - мультитренажер. План занятий собран по типу «от элементарного — к сложному» (звуки, фразы, слова, аудиотренинг, диктовка,беседы направленные на определенную тематику, поговорки, скороговорки, стихотворения и рассказы). Программа содержит емкие теоретические материалы (правила, схемы, поясняющие упражнения), словари (всеобщий словарь и словарь омонимов) а также инструкцию читателя. Практика по грамматике организовано на диалоговых упражнениях.

Чаще в своей практике я использую тренинг грамматических упражнений, что дается сложнее ученикам. Выполняя упражнения,  они сразу видят свои ошибки, могут исправить, могут посмотреть справочный материал, попробовать пройти тест еще раз. Работая с программой, они учатся не только правильно употреблять те или иные грамматические конструкции, но и овладевают навыками письма на английском языке. Все это, без сомнения, потребуется им в дальнейшей жизни.

В компьютерной программе “Bridge to English” упражнения по лексике и грамматике, диалоги, диктанты, изложения, грамматический справочник и англо-русский словарь – все это сведено в единую обучающую систему, работать с которой легко и удобно. Весь материал направлен на отработку, как лексики, так и грамматики,  развиваются навыки вести диалог,  монолог, навыки чтения и письма. Но этот курс лучше используется на занятиях кружка в школе «Мир», а также для индивидуальной работы учащихся.

Использование презентаций на уроке позволяет учителю более наглядно представить материал. Каждый ученик работает активно и увлечённо.  В старших класса занимает  большое место проектная работа.  И использование презентаций   улучшает  навыки устной практики учеников. Дав своим ученикам задание подготовить устное высказывание (презентацию) на какую- либо тему, я добиваюсь следующих результатов:

• Ученик получит отличную возможность практики самостоятельной речи

• Остальные ученики получат хороший урок аудирования

• Такое задание повысит самооценку у учащегося, а также расширит его кругозор

• Задание будет полезно для тренировки умения представлять информацию перед публикой для тех, чья будущая профессия будет непосредственно связана с разного рода презентациями.

• Это задание является великолепным генератором для спонтанной дискуссии.

 

Но на месте ничего не стоит. Захотелось усовершенствовать свои знания по составлению презентаций, их возможностей. На Сети творческих учителей я познакомилась с работами коллег, где научилась приемам «Триггер», «Лупа», «Листание».  (http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=242&page=0). Эти знания мы применили с участниками школы «Мир», готовя наши проектные работы: 1. Интерактивный плакат “The sights of London”, где мы заняли II место, и  проектные работы на  I научно – практическую конференцию «Первые шаги в науку ».  Наши проекты были на тему «Кустодиев  и Островский край» и “Our small Motherland”. И, хотя мы не заняли призового места, мои учащиеся овладели новыми приемами работы с презентацией и подготовкой буклетов, что им требуется и сейчас для защиты своих проектов на уроках.

Посещая Сеть творческих учителей, я заинтересовалась информацией по созданию интерактивных учебных пособий во Flash. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=73740&tmpl=com). Я увидела новые возможности для обучения английскому языку.  Flash позволяет создавать интерактивные фильмы, работая с которыми учащиеся  переходят к их различным частям, перемещают объекты, заполняют анкеты и формы и т. д. И чтобы самой составлять различные  учебные пособия, а не только пользоваться готовыми, я прошла мастер-класс  в Сообществе учителей информатики “Первые шаги во Flash”.  Это оказалось так полезно в работе, что я закончила еще 2 мастер-класса “Flash для продолжающих” и “Flash для продолжающих -2”.  Выполнив все работы, которые прошли общественную экспертизу на сайте творческих учителей, я получила свидетельства об окончании данных курсов. И в прошлом учебном году приняла участие в муниципальном этапе областного методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области в номинации «Методические пособия для учителя по использованию образовательных технологий в обучении, воспитательных технологий в образовательном процессе», где заняла I место.

В моем активе пока еще не очень много таких пособий, они требуют кропотливой работы, но они того стоят.  Дети с удовольствием выполняют кроссворды, делают тесты и сразу видят свой результат, получают оценку.

Изучив возможности Flash,  я смогла усовершенствовать и презентации. Готовясь со своим ребятами к конкурсу, мы вставили в нашу презентацию о классе Flash-ролики. Получилось интересно и необычно.

В настоящее время не вызывает сомнения актуальность и востребованность Интернета в процесс обучения иностранному языку. Я считаю, что использование Интернета на уроках не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, как я полагаю,  необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться. Как информационная система, Интернет  предлагает  своим  пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор  услуг  может  включать  в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (usenet);

- видеоконференции;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной

домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам:

-  справочные  каталоги  (Yahoo!,   InfoSeek/UltraSmart,   LookSmart,

Galaxy);

- поисковые системы  (Alta  Vista,  HotBob,  Open  Text,  WebCrawler,

Excite);

- участие в различного рода конкурсах и олимпиадах;

- разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий. У учащихся есть возможность послушать  информацию, предоставляемую носителем языка, это тренирует  навыки аудирования, много полезной информации есть о стране изучаемого языка, наглядный материал, различные справочники и словари. Умение пользоваться  Интернетом необходимо в современном мире.  Поэтому общение с учащимися по электронной почте, обмен заданиями – ответами стало востребованным на сегодняшний день.  А использование электронного словаря на уроках в слабых классах старшей ступени дает хорошую мотивацию к работе.

Бесспорно, Интернет представляет собой мощнейший источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся не только возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения. Также данный ресурс повышает их уверенность в использовании языка как средства получения и обработки информации и общения, т. к. при успешной организации работы с подобным источником учащиеся осознают сложность выполненной ими задачи в отличие от учебных, искусственно создаваемых ситуаций.

Повышением  положительной мотивации учащихся в изучении английского языка стало и участие в интернет – олимпиадах и конкурсах. В прошлом учебном году  10 человек, учащиеся 6в, 10а и 9а класса приняли участие в VIII Всероссийской дистанционной олимпиаде «Эрудит» по английскому языку и в лингвострановедческой олимпиаде “English-speaking countries  brain – quest” на сайте «Мир конкурсов». (http://www.unikru.ru/). Это было наше первое участие в такого рода  олимпиадах, но и оно принесло нам II место и диплом победителя во Всероссийской  дистанционной олимпиаде «Эрудит».

В этом учебном году мы приняли участие  в конкурсе ученических проектов  «Люди, которыми мы гордимся» на сайте «Методисты». (http://metodisty.ru/m/groups/view/prepodavanie_angliiskogo_yazyka).

Проектная работа учащихся - это наиболее эффективная деятельность ребят во внеурочное время. Но её эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны учителя.

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности школьников. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов, записанных носителями языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур.

В Интернете учащиеся и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру; о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события; об экологической ситуации в разных районах мира; о национальных праздниках; статистические данные по самым разнообразным вопросам и т.п.

И одним из результатов работы в этом направлении явилась новая форма деятельности учителя и учащихся под названием Веб-квест.  Web-Quest является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.   Вебк-вест    от английского слова    "webquest” – «Интернет поиск».  Web-Quest  - модель использования Интернет-ресурсов в обучении,  это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет, это вид Интернет-проекта, который дает учащимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.

Особенностью образовательных веб-квестов  является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может быть  публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).  Задания web – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.

 

Существуют  следующие виды заданий для веб-квестов.

1.     Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

2.     Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

3.     Самопознание – любые аспекты исследования личности.

4.     Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

5.     Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

6.     Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

7.     Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

8.     Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

9.     Оценка – обоснование определенной точки зрения.

10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Работа с web – квестами может быть предложена и как домашнее задание для учащихся, интересующихся предметом, её можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам, так как расширяет кругозор и  эрудицию. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web–сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Для того, чтобы  использовать  веб-квесты на уроках, при подготовке различных проектов  и во внеклассной работе я сама должна уметь делать то, что хочу предложить своим детям. Поэтому первостепенной задачей для меня является сейчас освоение данного курса. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=255777&tmpl=com).

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Неоценимую пользу приносит Интернет и в работе учителя. Кроме мастер – классов я прошла электронный курс по теме «Активные методы обучения» на сайте «Международный Институт Развития «ЭкоПро» на факультете «Реформа образования», (http://moi-mummi.ru/index/distancionnoe_obuchenie_v_moem_universitete/0-21), создала свой сайт, (http://valkozlova05.ucoz.ru/),  разместила разработки  своих уроков, все они прошли общественную экспертизу, по скайпу общаюсь с коллегами и координаторами  мастер-классов. В 2010-2011 учебном году я работала в качестве эсперта Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» в экспертной комиссии по направлению «Предметы группы «Иностранный язык». В этом учебном году получила приглашение продолжить работу в качестве эксперта на Четвертом открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиа урок в современной школе» и Втором открытом профессиональном конкурсе педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»  на сайте Международного Института Развития «ЭкоПро». А по завершению работы в качестве эксперта на конкурсах успешно прошла  Программу подготовки методистов-модераторов по АМО.

Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Я, как учитель английского языка могу найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои разработки.

Но также следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Я считаю, что для эффективного использования разных средств ИКТ необходимо учитывать возраст учеников, их психологические особенности и тщательно отбирать материал, требующий компьютерной поддержки.

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев