Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 15 с русским этнокультурным компонентом, Жуковский
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 07.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 12742
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Гендерное обучение
 
 

Особенности музыкального воспитания в гендерном обучении.

 

    2010-2011 учебный год стал особенным  в  развитии МОУ СОШ № 15 с русским этнокультурным компонентом: появилась  возможность начать гендерное,  раздельное  обучение мальчиков и девочек . Изначально эта идея была заложена в систему воспитания и образования в школе с русским этнокультурным компонентом..  Наконец, с переездом в новое здание и с появившейся возможностью набрать три  первых класса, идея нашла воплощение. Предварительно был проведён опрос родителей о желании обучать мальчиков и девочек раздельно. У родителей был выбор: 1а-мальчики,1б-девочки, 1в- смешанный класс (мальчики и девочки). Родители не просто пошли на этот эксперимент, а сами активно поддержали эту идею. Итак, уже третий год в школе существуют класс: мальчиков (классный руководитель Пантелеева Луиза Сергеевна) и класс девочек (классный руководитель - Смирнова  Юлия Николаевна). Учителя начальных классов много труда, любви и энтузиазма вложили в этих школьников – мальчишек и девчонок.

   А мне, как учителю музыки, очень интересно заниматься с ними и изучать их. Я работаю со всеми детьми школы, с 1 по 11 класс. Богатый материал для социологических исследований! (По педагогической специальности я преподаватель педагогики и психологии, педагог – музыкант, но и социологическими исследованиями занималась, обучаясь на Социологическом факультете  ИПК Министерства  Авиационной промышленности). Каждый урок в гендерных классах – это урок – эксперимент, урок – исследование. Мне очень интересно изучать восприятие музыки мальчиками и девочками. Я назвала бы эту педагогическую работу  учительской лабораторией.

    Изначально я поставила себе задачу не просто проходить программу предмета «Музыка», а воспитывать будущих юношей и девушек средствами музыки.

Если говорить музыкальным языком, то, определяя жанр музыкального общения, с мальчиками я общаюсь в жанре марша, а с девочками  в жанре танца. И обязательно поём!  Песня – основной вид передачи мысли, чувств, эмоций на уроках. Много двигаемся.

   Я благодарна коллегам за понимание, ведь работать в малом  концертном зале очень трудно, т. к. меняется сама форма урока, с её обязательными  атрибутами (партами). Каждый урок  - это включение в мир музыки. Дети приходят в гости к музыке и пытаются стать её понимающими, добрыми друзьями.  Чем больше чувств задействовано в восприятии музыки, тем оно глубже, ярче. Дети двигаются под музыку: мальчики чаще маршируют, а девочки – танцуют. Учебный класс – камерный концертный зал, где дети и исполнители, и композиторы, а самое главное – слушатели!

      С мальчиками мы внимательно слушаем музыку  «с мужским характером» и пытаемся найти  интонации, характерные музыкальному образу мужчины: либо мужественные, благородные, отважные, уверенные, сильные - такие, как  в музыкальном образе  Руслана,- или трусливые, неуверенные, слабые, как в музыкальном образе Фарлафа  из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Да и песни поём мужественные  - народные солдатские. «Солдатушки, бравы ребятушки!» - любимая песня мальчишек. Они  исполняют её с неподдельным интересом и задором! А ещё песня - размышление «Бумажный солдатик» Булата Окуджавы. Как сосредоточенно поют её мальчики! Мы беседуем о важнейших качествах мужчины: преданности, целеустремлённости, ответственности, проявлении заботы. Послушав песню «Милая мама» в исполнении Л.Г. Зыкиной, мальчики рассуждали об отношениях с мамой. Трудно ребёнку представить, что вечно хлопочущая  и переживающая за него  сильная и молодая мама когда-то будет нуждаться в помощи и заботе. А он, взрослый сын, будет сильнее мамы! Но и об этом говорим, слушаем музыку, проникающую в самую душу.  Напоминаю мальчикам, чтобы они не забывали помогать мамам и бабушкам, да ещё говорить им добрые и ласковые слова, проявлять свою бесконечную любовь к самым близким и дорогим.  

     С девочками мы обращаем больше внимание на музыкальный образ Людмилы (из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»), стараемся услышать интонации нежности, заботы, переживания за любимого. Иногда во время слушания музыки я разрешаю девочкам двигаться так, как им подсказывает музыка. Танцевальная музыка помогает девочкам раскрыться, двигаться легко и грациозно. Маленькие балеринки кружатся по залу и интуитивно стараются быть нежнее, легче, мягче, добрее.  

   Музыка даёт возможность все эти чувства пережить!  И этими внутренними детскими «переживаниями» я очень дорожу! Дети в момент восприятия музыки раскрываются: глаза  светятся!  И  бывает очень печально, когда ребёнок смотрит «потухшими» глазами, либо отвлекается и отвлекает других по посторонним вещам, не сосредотачивается и не даёт сосредоточиться соседу.  А  драгоценные мгновения  работы детской души - бесценны!  Очень ценю искренность детей и считаю недопустимыми насмешки над высказываниями, пусть даже не совсем логичными и не очень хорошо оформленными в слова. Стараюсь прививать мальчикам   достоинство. Мужское достоинство! Проявлять силу воли во время прослушивания музыки, пусть даже пока непонятной; кратко и чётко высказывать свои мысли; грамотно задавать вопросы. Учу рассуждать о музыке, ведь она как жизнь - может позвать на подвиг и ввергнуть в пучину глубоких переживаний. Но, самое главное, музыка может преобразовать, даже  возродить человека! И в этом её сила!

     С девочками бывает сложнее. Как донести до них понятия  «благородство», «девичья честь», «порядочность», «женственность»?! Чаще других использую музыкальный образ «материнства». Нежные колыбельные, ласковые и напевные народные песни девочки поют с удовольствием. Стараюсь привить им понятие величия и важности предназначения  женщины –  матери! Какой должна быть мама?  О, если бы мамы слышали  столько добрых и ласковых слов! 

 

  Мы уже прошли небольшой путь, но впереди долгая  дорога познания тайн музыки и жизни. Ставлю себе задачу: воспитать в детях способность восприятия света, добра, любви. Быть красивым, гармоничным, искренним, как сама музыка! И тогда у России точно будет будущее! Великое и светлое!

 

 

                                                                                                               Коломенская М.Н.,

                                                                                                               учитель музыки

                                                                                                                искусства, МХК, ДКП

                                                                                                                МОУ СОШ №15

                                                                                                         с  русским этнокультурным

                                                                                                                  компонентом   

                                                                                                              г. Жуковский, Мос. обл.       

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев