Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКГУ "Урицкая средняя школа №1", Костанай, Сарыколь
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 10.04.2016
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 13061
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Турнир для 9–ых классов: «Химия на кухне»
 
 

«Химия на кухне»

Турнир для 9–ых классов

 

Целью проведения мероприятия «Химия на кухне» является:

  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни через осмысление основ правильного питания;
  • применение знаний, умений и навыков учащихся, приобретенных на уроках химии, для решения жизненных проблем.

Оборудование: проектор, ПК, видеофильм «Химия 8 класс»(Л.С.Гузей), карточки с заданиями, продукты (апельсиновый сок, чипсы, картофель, яблоко, соль, сахар), реактивы (раствор иода, вода, крахмал), приборы (бюретка для титрования, фарфоровые чашки, пипетка, технические весы, химический стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, лабораторный штатив).

 

Ход мероприятия

 

Введение.

Демонстрируется фрагмент видеофильма о применении химических веществах на кухне. (Л.С.Гузей , Химия 8 класс)

 

Ведущий 1.

Многие методы химии выросли из древних приемов из древних приемов «кухонных дел мастеров». Не зря немецкий физикохимик Вильге6льм Фридрих Оствальд в свое время заметил, «что каждый химик должен протянуть руку кухарке и пожать её, как своему коллеге». Кулинарные операции, состав и свойства распространенных компонентов пищи не объяснишь без знания химии.

Ведущий 2. И мы рады приветствовать вас на химической кухне!

Сегодня мы проводим турнир среди учеников 9-ых классов «Химия на кухне». Состязания проходят в три этапа:

I этап. Представление команд.

II этап. Теоретический.

III этап. Практический.

Подведение итогов.

Ведущий 1. Оценивать правильность ответов, скорость и полноту выполнения заданий будет сегодня наше жюри…

Ведущий 2. I этап. Домашнее задание

Команды учащихся 9- ых классов представляют название команды и свой девиз. На выступление отводится 2 минуты.

 

 

 

II этап. Теоретический.

Ведущий 1.Сегодня мы уделим внимание витаминам, которые так необходимы для растущего организма. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве её необходимого компонента.

Ведущий 2. Сегодня мы дадим оценку витаминам А и С и определим сколько лимонов и моркови надо съесть в сутки, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в этих витаминах.

(Команды получают задания и решают их. Время на выполнение задания зависит от степени подготовки учащихся, при необходимости в роли консультантов могут выступать учащиеся 10-11 классов)

 

Задача 1.

Витамин С (аскорбиновая кислота) предохраняет от цинги, повышает иммунитет. Источником этого витамина в питании – свежие и консервированные овощи, ягоды, фрукты. Особенно богаты аскорбинкой плоды шиповника, смородина, петрушка, укроп, крапива, кислица, черемша, лимон. Суточная потребность организма в витамине С- 85 мг. Сколько лимонов надо съедать ежесуточно, чтобы удовлетворить потребности организма в витамине С? Примите среднюю массу одного лимона равной 100 г, а содержание аскорбиновой кислоты в нем – 0,5%.

 

Ведущий 1. Витамин A выделили из сливочного масла и сырой печени трески американские биохимики Элмер Макколлум и Маргарет Дэвис в 1917 году. Поскольку незадолго до этого был открыт «водорастворимый фактор B» (оказавшийся на деле комплексом витаминов), исследователи выбрали рабочее название «жирорастворимый фактор A».

Ведущий 2. В 1931 швейцарский химик П. Каррер и шведский биохимик Х. Эйлер-Хельпин и установили эмпирическую и структурную формулы витамина. В 1947 году витамин A получили путем химического синтеза в Дании.

 

Задача 2.

Витамин А (ретинол) улучшает состояние кожи и слизистых оболочек глаз, повышает иммунитет, а главное обеспечивает остроту зрения в сумерках. Ретинол содержится в молоке, сливочном масле, сыре, рыбьем жире, а также может синтезироваться в печени человека из провитамина А – каротина, источником которого являются морковь, томаты и облепиха. Суточная потребность организма в витамине А - 2 мг, это 6 мг каротина.

Достаточно ли для удовлетворения потребности организма в витамине А съедать 100 г моркови? Считайте, что морковь содержит в среднем 0,005% каротина.

 

Ведущий 1. Это ценнейшая огородная культура, которая по своим целебным, вкусовым и питательным свойствам занимает одно из первых мест не только среди овощей, но и плодов и ягод.

Недаром в медицине морковь называют «корнем жизни», копилкой каротина, комплексом витаминов и ферментов, полезных минеральных солей. В моркови содержится большое количество витамина А (каротина) - витамина роста. Недаром медики уже с трех месяцев рекомендуют подкармливать младенцев соком моркови.

Ведущий 2. В морковном соке, кроме витамина А, содержатся также витамины: В, С, О, Е и К. Если свежий, сырой мор­ковный сок приготовлен правильно, то он очень богат органическим ка­лием и натрием, в нем много каль­ция, магния, фосфора, кремния, хлора и железа, которые очень эффективно влияют на человеческий орга­низм.

 

Задача 3.

Хороший и эффективный разрыхлитель для выпечки мучных изделий- гидрокарбонат аммония NH4HCO3. При его разложении все продукты реакции получаются в газообразном состоянии:

NH4HCO3. = NH3 + H2O + CO2

Рассчитайте объем (при н.у.) газообразных продуктов разложения 0,5 г - гидрокарбоната аммония.

 

III этап. Практический

Ведущий 1. Начинается большой практический тур.

Вы определили значение витамина С , узнали сколько лимонов нужно съесть в день, а сейчас мы предлагаем определить содержание витамина С в апельсиновом соке различных фирм производителей.

Ведущий 2. Кроме этого, используя качественные реакции, вы должны определить, а правда ли чипсы готовят из картофеля? Почему спустя некоторое время срез яблока окрашивается в красноватый цвет? Мы узнаем, кто из команд быстрее рассчитает компоненты рассола для засолки овощей и приготовит его.

Ведущий 1. На ваших столах вы видите конверты с заданиями.

Продукты: апельсиновый сок, чипсы, картофель, яблоко, соль, сахар.

Реактивы: раствор иода, вода, крахмал.

Приборы: бюретка для титрования, фарфоровые чашки, пипетка, технические весы, химический стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, лабораторный штатив.

 

Задания к конкурсам.

1 задание.

Приступая к выполнению задания, ознакомьтесь с уст­ройством бюретки, пипетки и техникой работы с ними. Рас­смотрите деления на бюретке и уясните, как вести отсчет объема жидкости.

Закрепите бюретку в штативе, наполните ее раствором иодной настойки и отметьте уровень жидкости по нижнему краю мениска.

Отмерьте с помощью цилиндра 25 мл сока. Отмеренное количество сока перенесите в стакан и добавьте 5 мл раствора крахмала, переме­шайте стеклянной палочкой.

Медленно откройте кран бюретки и осторожно, по каплям, добавляйте из бюретки разбавленный раствор иода, при этом непрерывно перемешивайте палочкой раствор в стакане. Внимательно следите за цветом раствора. Как только вся содержащаяся в растворе аскорбиновая кислота прореагирует с иодом, следующая же его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование надо вести до появления устойчивого синего окрашивания. За­метьте объем раствора иода, израсходованного на титрование.

Учитывая, что 1 мл раствора иода соответствует 0,88 мг аскорбиновой кислоты, рассчитайте, сколько аскорбиновой кислоты было в стакане.

Пересчитайте содержание аскорбиновой кислоты на 100 мл сока (содержание аскорбиновой кислоты обычно так и выражают - в миллиграммах на 100мл или на 100 г продукта). Сравните полученный вами результат с концентрацией, которая указана на упаковке сока.

Запишите формулу витамина С (аскорбиновой кислоты) и укажите значение этого витамина для жизнедеятельности человека.

Задание 2.

Определите содержание крахмала в картофеле, в чипсах разных марок- «Хомка» и «Lays». Где больше крахмала.

 

Задание 3.

Рассмотрите срез яблока. Почему спустя некоторое время срез яблока окрашивается в красноватый цвет?

 

Задание 4.

Приготовьте рассол для засолки овощей: на 290 грамм раствора нужно взять 1,4 % соли и 2,8 % сахара. Рассчитайте и приготовьте данный раствор, соблюдая правила взвешивания на технических весах.

 

Ведущий 1. В заключении хотелось бы сказать, что к составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход. Пища – это основной источник существования человека. В ней содержится около 600 химических веществ, более 90 которых обладают лечебными свойствами. Чтобы правильно использовать свойства пищевых продуктов, надо знать их химический состав, пищевую ценность, уметь правильно составлять рацион питания.

Ведущий 2. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту).

Ведущий 1. Завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в него должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку.

Ведущий 2. Но об этих важных и нужных продуктах, их химическом составе и способе приготовления мы поговорим при следующей встречи на нашей химической кухне. А теперь слово жюри.

 

Подведение итогов.

 

Ведущий 1. Здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе, поскольку оно влияет на интеллектуальное развитие и способность к учению.

Ведущий 2. Качественное питание обеспечивается путем потребления безопасных пищевых продуктов в рамках сбалансированной диеты, в результате чего полностью удовлетворяются потребности нашего организма в питательных веществах.

Ведущий 1. Будьте здоровы и успешны!

Ведущий 2. Питайтесь правильно!

 

 

 

 

 

Литература.

1. И.М. Скурихин, А.П. Нечаев. Все о пище с точки зрения химика. «Высшая школа», Москва, 1991.

2. И.А. Леенсон. Удивительная химия. Издательство НЦ ЭНАС, Москва. 2006

3. Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк. Полезная химия: Задачи и истории. «Дрофа», Москва, 2008

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Безик Ю.Б. написал(а) 3031 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    очень интересная разработка.Спасибо!

     
       
     
     
    0 очков