Карточка публикации
Информация об авторе публикацииОГОУ НПО "Профессиональный лицей №8", Астрахань
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 17.05.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19712
Рейтинг публикации
5 оценок
Другие публикации автора
Система мониторинга качества образования
 
 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГОУ НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 8»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

 

 

 

 

 

О.В.КРАСНОБАЕВА,

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА

 ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТРАХАНЬ,2011

ВВЕДЕНИЕ

 

          Вопрос систематического контроля  качества учебно-воспита­тельного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой мето­дике трудно представить, корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися различ­ных групп параллели, а опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценивать деятельность, как учителя, так и ученика.

Наличие стандарта и программы обязывает нас, преподавателей, неза­висимо от форм и методов работы на каждом этапе обучения добиться как минимум единого уровня успешности учащихся, ниже которой наша работа может подвергнуться критике. Чтобы выполнить эту функцию, педагогиче­ский мониторинг должен проводиться по тем ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижение в практике его применения.

 

 

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

Английское слово monitoring от лат. monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако в отличие от об­щепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представля­ет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения ин­формации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное сле­жение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозирования развития педагогических систем. Данное определение лаборатории педаго­гического мониторинга и стандартов г. Санкт-Петербурга было обусловле­но появлением стандартов в обучении и обработке данных педагогического мониторинга с помощью информационных технологий.

Как известно, наиболее общей характеристикой измерения успешно­сти обучения  является процентный показатель успеваемости учащихся.

Данный показатель учи­тывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине, к общему количеству учащихся класса, т.е. коэффициент успеваемости. Другим показателем является процент качества знаний учащихся (на «4» и «5»), т.е. коэффициент качества.

Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и дос­товерной информации о состоянии обученности групп учащихся. Такая информация необходима администрации ОУ и учителям, а также для исследовательской деятельности. Поэтому проведение педагоги­ческого мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание.

Разработка этапов включает конст­руирование системы контроля заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все что требует наличия у педагогического мониторинга определенной динамической на­правленности, которая выражается в типах обследования или контроля.

1.  Сравнительный  характер педагогического мониторинга дает возможность срав­нения обученности различных групп и классов.

2.Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор
информации в течение достаточно длительного периода с определенным
контингентом учащихся.

      3.Констатирующий характер предусматривает обследование, направленное главным образом на выявление и описание состояния знаний учащихся.

      4.Диагностирующий характер - обследование, направленное на

ус­тановление причин выявленного состояния знаний учащихся.

    5.Прогнозирующий характер - обследование, на основании которого
можно осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в
будущем, исходя из возможностей на данный момент.

В настоящее время в ОУ наиболее распространенными видами контроля яв­ляются текущий, тематический и итоговый.

Каждая же из названных выше пяти целеустановок применения педагогического мони­торинга может быть реализована в системе контроля основных видов: входной, текущий, тематический,  промежуточный, итоговый, выходной.

Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по тем или иным дисциплинам, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта Способы оценки могут быть различными: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.); письменный контроль (сочинение, диктант и т.д.); гра­фический контроль (по рисункам, схемам, и т.д.); тестовый контроль; игровой контроль (кроссворды, олимпиады, нетрадиционные уроки).

Возможности педагогического мониторинга как системы отслежива­ния за успешностью процесса обучения учащихся основаны на способах исследования педагогической действительности и опираются на методы наблюдения, изучения опыта и  документации, беседы и экспе­римента, тестирования, анкетирования, факторного анализа, моделирова­ния и т.д. При мониторинге обученности учащихся необходим, кроме опре­деленной системы контроля, еще и инструмент отслеживания.

Наряду с использованием педагогического мониторинга в режимах «учитель - ученик», «учитель - учитель» важным звеном является работа

«зам. директора - учитель», построенная на субъект-субъектной основе.

Работа администратора и учителя при педагогическом мониторинге должна носить характер совместной аналитической деятельности, а развивая про­гностические умения, совершенствовать и качество образования учащихся. Анализ этой деятельности осуществляется на основе информации, которая поступает и обрабатывается в виде простейших функциональных зависи­мостей, описываемых графиками, кривыми и т.д.

Традиционным в нашем лицее  стало отслеживание состояния успе­ваемости при помощи гистограмм по таким показателям как  коэффициент успеваемости и коэффициент качества. Эти показатели отражают состояние обученности учащихся по одному предмету у одного учителя по итогам полугодия и учебного года. Для большей наглядности приведем пример та­кой обработки результатов обученности учащихся по  этим показателям:

 

 

 

 

 

 

 

При этом учитель совместно с администратором отслеживают за­кономерности обученности учащихся различных учебных групп: когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты». При этом, как правило, выяс­няется и уровень требовательности учителя к знаниям учащихся в начале и в конце учебного года, объективность в выставлении оценок уча­щимся. Не секрет, что отдельные учителя искусственно занижают оцен­ки в начале учебного года по сравнению с итогами прошедшего учебно­го года; другие, наоборот, дают «фору» учащимся и завышают оценки в начале учебного года. Педагогический мониторинг обученности уча­щихся и совместный анализ деятельности позволяют учителю проконтролировать свою объективность в выставлении оценок и стиль собст­венной деятельности. В последнее время одной из форм педагогического мониторинга в нашем лицее стал ежемесячный рейтинг успеваемости учащихся. В рейтинг включены такие показатели как количество пропусков, количество пятёрок, четвёрок, троек, двоек , а также  общее количество полученных оценок. Исходя из этих данных, выводится рейтинг каждого учащегося и рейтинг группы в целом. Главным преимуществом рейтинговой оценки, на мой взгляд, стала его гласность, т. к. результаты после обработки доводятся до сведения всех учащихся, преподавателей и мастеров производственного обучения. Получив результаты рейтинга преподаватель или мастер производственного обучения  наглядно видит динамику успехов или причины неуспеваемости учащихся, может их проанализировать и наметить направления работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Ниже в качестве примера графически представлены возможные результаты  по  отметкам одного месяца: 

 

 

 

 

 

Ноябрь   Группа 15

Место

Ф.И.О.

Пропуски

2

3

4

5

Рейтинг

1

Малыгина В.

0

0

2

8

18

  48,30  

2

Павлова А.

1

0

0

7

17

  46,63  

3

Осипова М.

7

0

0

12

11

  44,58  

4

Савельева К.

10

0

3

12

8

  42,11  

5

Шилькиева Е.

9

0

3

8

10

  41,10  

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Пеликанова О.

69

0

3

5

0

  21,51  

24

Хомизури Э.

97

0

0

2

0

  19,60  

 

Особо следует отметить, что при наличии таких данных учителя  необходима совместная аналитическая деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения  и администрации ОУ по выявлению пробелов в знаниях учащихся, корректировка учебно-воспитательного процесса, изменение системы оценивания, отра­ботка педагогических технологий обучения и т.д.

       Систематическое проведение мониторинга позволяет проследить динамику развития знаний, умений и навыков учащихся, своевременно проводить корректировку в деятельности педагога. Оценка результатов педагогического мониторинга должна проводиться с точки зрения динамики развития каждого учащегося. Это значит, что если сопоставление результатов одного среза знаний по отношению к предыдущему показывает рост его развития, то оценка результатов должна быть положительной независимо от того достиг ли учащийся каких-либо норм в своём развитии или знаниях. Ведь уровень обученности - не клеймо, а динамический, изменяющийся параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от условий  обучения, уровня преподавания и т. д. И рост этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность учебного процесса.

    Отслеживание  динамики обучаемости помогает и преподавателю, и администратору адекватно оценивать свои усилия в планировании и организации учебного процесса, правильно выбирая долю индивидуальной работы. Так как  уровень обучаемости одного учащегося определяется одновременно учителями разных предметов, то оказывается возможным выработать единую стратегию педагогических требований , а также выявить склонности и предпочтения ученика для дальнейшего развития.

    

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Итак, основные цели мониторинга заключаются в следующем:

   - оценка результативности учебного процесса, организуемого каждым преподавателем и коллективом в целом.

   - оценка динамики изменений в учебной деятельности каждого учащегося,              каждой группы по основным параметрам .

   - оценка соответствия педагогических приёмов, методик, технологий   по предметам и циклам основной задаче образовательного процесса- обеспечению развития учащихся.

    - определение направления и объёма работы каждого педагога по своему предмету, а также  всего педагогического  коллектива в учебной работе с конкретными учащимися.                                                         

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
  2. Галкина Т.М., Н.П. Озерова, Мониторинг образовательной деятельности в школе. – Ростов-на-Дону, 2006
  3. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
  4. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
  5. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
  6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

 

 

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

«Система мониторинга качества образования»

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовила:

                                                                           О.В. Краснобаева,                                                                                     

                                                                         завуч ПЛ № 8

 

 

                                                                       Руководитель:

зав. кафедрой управления

и экономики образования

                                                                          доцент, кандидат

                                                                                педагогических наук

                                                                      Н.В. Томилина

 

 

 

 

 

Г. АСТРАХАНЬ, 2004                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Иванова Л.Н. написал(а) 3367 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Сообщите, пожалуйста, где можно познакомиться с работой? Спасибо!

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Вихарева Е.В. написал(а) 3470 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Здравствуйте, а можно ли полностью познакомиться с работой?

     
       
     
     
    0 очков