БАСТАУЫШ СЫНЫПТАҒЫН «ИНФОРМАТИКА» ПӘНІНІҢ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ.
ПРОПЕДЕВТИКА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Жданкина Е.В.
Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 города Павлодара»
Информатика.
Информатика в начальной школе — это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией. Информатика в начальной школе — это начало изучения достаточно сложной по своей структуре и содержанию учебной дисциплины, которая находится в стадии активного развития. Это определяет сложность ее преподавания. Учитель должен не просто освоить содержание и методику обучения, но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят как в самой науке информатике, так и в учебном предмете, отражающем ее в общеобразовательной школе.
Цели обучения:
1) формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
2) знакомство с базовой системой понятий информатики на уровне формирования первичных представлений;
3) приобретение опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и т. д. с помощью компьютера;
4) развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изучении других школьных предметов;
5) получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы и применить компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;
6) обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
7) воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Задачи
Попробуем разбить общие цели изучения информатики на более конкретные задачи. В начальной школе учащиеся должны:
• научиться решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;
• получить первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;
• научиться применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т. е.:
научиться представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
научиться решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера; осознанно использовать в своей учебной деятельности:
— устную и письменную речь с целью общения;
— письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;
— кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;
— навыки использования компьютера при решении информационных задач;
• понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;
• получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;
• освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;
• научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, научиться пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
• научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
• получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
• научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыслом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;
• получить первичные представления об информационной задаче; об объекте и модели объекта; об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;
• получить элементарные пользовательские навыки.
Результат
В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления:
- системного мышления, т. е. способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих определенное целое;
- алгоритмического мышления, т. е. умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий;
- объектно-ориентированного мышления, т. е. умений работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действий, выполняемых над этими предметами;
- формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач, т. е. выполнение операций над понятиями и простыми суждениями.
Триединая задача обучения информатике в начальной школе
С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:
• формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;
• формирование представления о тексте как об описании объекта;
• формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку работать с текстом, т. е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, передавать на большие расстояния).
Если «свернуть» эту триединую задачу в одно ключевое слово, то этим словом окажется слово «описание».
Описание — это основная методическая идея, которая должна пронизывать обучение информатике в начальной школе.
Во-первых, научить описывать объекты окружающей действительности — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание — это творческая умственная деятельность, активно развивающая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание — основа эффективного использования компьютера в любой сфере человеческой деятельности.
Но почему описанию следует учить на уроках информатики, если этим занимаются на уроках русского языка, литературы и природоведения?
На уроках информатики внимание уделяется не просто описанию, а описанию объекта. Описание объекта — это текст, который может обрабатываться компьютером. Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т. е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком. Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько правильно в документе отражен его смысл.
Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакторе, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер. На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, буква, цифра) объектов младшие школьники приобретают прочные представления и опыт, которые впоследствии помогут им без особых затруднений освоить базовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться видеть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выделять существенные признаки предметов и явлений позволяет правильно классифицировать объекты и строить модели.
Пропедевтика (греч. — предварительно обучаю) — это вводный курс, систематически и элементарно изложенный. Однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений.
Благодаря пропедевтическому курсу, закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.
Информационный подход — это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, т. е. конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А в центре нашего внимания находятся непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т. д.
С этой позиции ни на одном уроке, кроме информатики, в общеобразовательной школе информация не рассматривается. Только на информатике говорится об информации и знаниях, об отношении этих понятий между собой. Ни на каком другом уроке не говорится о роли информации в существовании, управлении и развитии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с помощью электронных средств (компьютеры, глобальные сети и пр.).
На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.
В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит данные действия.
Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визуально ».
Организация учебной деятельности
В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:
1) рассказать;
2) показать;
3) сделать вместе;
4) понаблюдать;
5) уйти с дороги.
Организация процесса усвоения понятий
Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осуществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т. д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию того, что такое понятие и функции понятия (о чем целенаправленно будет идти речь в 5 и 6 классах).
Для информатики характерно введение на каждом уроке от трех до пяти новых понятий. Процесс усвоения школьником новых понятий происходит в три этапа — понимание, осмысление, использование.
Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., т. е. на основе целенаправленного анализа объекта исследования (его модели) выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. |
Программы Для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 стр.
|
2. |
Обучение информатике во втором классе: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.Н. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2004. – 287с. |
- Здесь еще нет комментариев