Комитет по образованию Администрации Шипуновского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Номинация: разработка урока по обществознанию в 9 классе
Направление обучения: личностно – ориентированное
Тема: «Международное гуманитарное право»
Выполнила:
Дадынская А.И.,
учитель истории
и обществознания
ул. Тарасова, д. 26
658380
2011 г.
Цели урока: 1) образовательная – помочь учащимся получить знания об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права (МГП);
2) воспитательная – привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в вооруженных конфликтах, способствовать пониманию необходимости регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать в формировании таких качеств, как сострадание, уважение к человеческой жизни и человеческому достоинству;
3) развивающая – способствовать формированию умения анализировать источники, статистические данные и предложенные ситуации, делать соответствующие выводы.
Оборудование: современная политическая карта мира, текст документов (в случае необходимости), учебник, высказывания известных людей (на доске).
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока:
v мотивационная беседа, ознакомление учащихся с целями изучения МГП, ознакомление с планом изучения темы урока;
v изучение нового материала и продолжение работы над формированием учебных умений учащихся;
v обобщающий контроль;
v комментирование домашнего задания;
v рефлексия.
План изучения темы:
- Ø жестокое лицо войны;
- Ø сущность МГП;
- Ø становление и источники МГП;
- Ø основные положения МГП;
- Ø ответственность за нарушение МГП.
Ход урока
Мотивационная беседа: обозначив тему урока, нужно подчеркнуть ее актуальность и связать с возможными, реальными жизненными ситуациями; ознакомить с целями урока и после этого обратить внимание на план изучения темы (к плану даются короткие комментарии, чтобы создать целостное представление о теме и в соответствии с планом организуется изучение нового материала).
I. Изучение нового материала.
1. Жестокое лицо войны.
Деятельность учащихся: учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, которым, на их взгляд, наиболее точно передает цвета войны. Далее учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими и что они передают. Потом они называют слова, отражающие сущность войны (учитель эти слова записывает на доске). Можно попросить привести примеры из курса истории и материалов СМИ, свидетельствующие о жесткости войны.
Ознакомление со статистическими данными (развитие военного искусства и вооружений и связь с ростом числа погибших в каждой последующей войне).
Вывод этой части урока: во все времена вооруженные конфликты причиняли человечеству страдания. Всегда война – это трагедия и, осознавая это, человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые войной.
2. Сущность МГП.
Деятельность учащихся: постановка проблемы совместимости понятий «война» и «право». Высказывание И. Канта к размышлению: «Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»
Ознакомление учащихся со схемой № 1 (раздаточный материал) – определение лиц и объектов, находящихся под защитой МГП.
Дать определение терминам: международное право и покровительствуемое лицо.
После записи определений поставить задачу «Почему эта отрасль права (МГП) получила именно такое название?»
Обсуждение отличий МГП и международных прав человека (например, Декларация прав человека).
Итоги обсуждения можно занести в таблицу:
Линии сравнения |
МГП |
Право прав человека |
Сходство |
Направлены на защиту личности |
|
Отличие |
|
|
1. Содержание |
Регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте |
Регулирует отношения между государством и его гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, находящимся на его территории |
2. Применение |
Применяется только в период вооруженных конфликтов |
Применяются в любое время, но некоторые права человека могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях |
Выделение принципов МГП и их обсуждение: 1) обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятеля, должно быть гуманным;
2) в период вооруженного конфликта ограничивается выбор методов и средств причинения ущерба противнику.
Вывод этой части урока: МГП призвано регулировать поведение участников вооруженных конфликтов с целью смягчения последствий этих конфликтов.
3. Становление и источники МГП.
Деятельность учащихся: учитель задает вопрос, требующий исторических фактов – какие гуманные правила поведения участников вооруженных конфликтов можно почерпнуть из глубины веков?
Ознакомление учащихся с четырьмя Женевскими конвенциями 1949 г. и двумя Дополнительными протоколами к ним 1977 г.
Предложить учащимся ознакомление с основными источниками МГП в виде схемы № 2 (раздаточный материал).
Вывод этой части урока: основополагающими источниками современного МГП являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола 1977 г. Принятие этих документов – свидетельство реакции международного сообщества на практику ведения вооруженных действий во Второй мировой войне и в современных конфликтах.
4. Основные положения МГП.
Деятельность учащихся: учитель заранее дает задание приготовить в виде небольших докладов основные положения международного гуманитарного права (задействовано 2 – 3 человека).
Вывод этой части урока: стороны в конфликте должны вести себя исходя из принципов гуманности и уважении права. МГП накладывает запреты и ограничения, устанавливает права и обязанности воюющих сторон.
5. Ответственность за нарушение МГП.
Раскрыть перед учащимися проблему ответственности и систему мер по соблюдению МГП. Ознакомление учащихся с УК РФ. Рассмотрение статей, содержащих ответственность за нарушение норм МГП (ст. 356 УК РФ) и пересечение их с положением четырех Женевских конвенций и двух Дополнительных протоколов.
Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах |
Серьезные нарушения, зафиксированные в ст. 356 УК РФ |
Преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное отношение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью. |
Применение в военных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет. |
Вывод этой части урока: в международном гуманитарном праве предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления, должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства.
II. Рефлексия
В конце урока можно предложить учащимся продолжить следующие фразы, например, «я узнал на уроке…..», «меня удивило, что…..», «мне кажется…..».
III. Приложения
Схема № 1
Международное гуманитарное право:
- защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные);
- предоставляет защиту лицам, не принимающим участия в военных действиях (гражданское население, медицинский и духовный персонал);
- защищает объекту, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа);
- запрещает применение средств и методов военных действий, причиняющие излишние повреждения или страдания, не позволяющие проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносящие серьезный ущерб природной среде.
Схема № 2
Основные источники современного МГП |
Категории лиц, которым предоставляется защита |
Женевская конвенция 1949 г. |
|
Первая конвенция |
Защита раненых и больных из состава сухопутных армий |
Вторая конвенция |
Защита раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение из состава ВМФ |
Третья конвенция |
Защита военнопленных |
Четвертая конвенция |
Защита гражданских лиц |
Дополнительные протоколы 1977 г. |
|
Дополнительный протокол I |
Дополнительная защита жертв военных конфликтов международного характера |
Дополнительный протокол II |
Дополнительная защита жертв немеждународного характера |
Высказывания известных людей
«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать в воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди» - Б. Шоу
«Война – незаживающая рана, которую получил мир» - ДЖ. Б. Пристли
«Лучше зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» - Конфуций
Белкина И.П. написал(а) 4664 дней назад (нейтрально) 0Замсечательный материал, очень хорошее подспорье к изучению этой не простой темы
0 очков