Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГУ СОШ №28, Павлодар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 14.01.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15929
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
ПРОПЕДЕВТИКА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
 
 

БАСТАУЫШ СЫНЫПТАҒЫН «ИНФОРМАТИКА» ПӘНІНІҢ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ.

ПРОПЕДЕВТИКА ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жданкина Е.В.

Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28 города Павлодара»

Информатика.

Информатика в начальной школе — это особый предмет, в ходе изучения которого школьники целена­правленно осваивают приемы и способы работы с информацией. Информатика в начальной школе — это начало изучения достаточно сложной по своей структуре и со­держанию учебной дисциплины, которая находится в стадии активного развития. Это определяет сложность ее преподавания. Учитель должен не просто освоить со­держание и методику обучения, но постоянно следить за изменениями, которые ежегодно происходят как в самой науке информатике, так и в учебном предмете, отражающем ее в общеобразовательной школе.

Цели обучения:

1) формирование общих представлений школь­ников об информационной картине мира, об информа­ции и информационных процессах как элементах реаль­ной действительности;

2) знакомство с базовой системой понятий ин­форматики на уровне формирования первичных пред­ставлений;

3) приобретение опыта создания и преобразо­вания текстов, рисунков, различного вида схем, гра­фов и графиков, информационных объектов и моделей и т. д. с помощью компьютера;

4) развитие умения строить простейшие инфор­мационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе, при изуче­нии других школьных предметов;

5) получение предметных знаний, умений и навыков, таких как умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение ис­пользовать электронные конструкторы и применить компьютер при тестировании, организации развиваю­щих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.;

6) обеспечение подготовки младших школьни­ков к решению информационных задач на последую­щих ступенях общего образования;

7) воспитание способностей школьника к адап­тации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с инфор­мацией.

Задачи

Попробуем разбить общие цели изучения инфор­матики на более конкретные задачи. В начальной шко­ле учащиеся должны:

•  научиться решать конкретные информационные за­дачи определенного класса и уровня сложности;

•  получить первичные представления об объектах ин­форматики, таких как «информация», «сообщение», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «текст», «знак», «код», «символ», «компьютер», «объект», «модель», «исполнитель», «программа», «пользователь»;

•  научиться применять полученные в процессе изуче­ния информатики общие учебные умения и навыки, т. е.:

научиться представлять информацию об изучае­мом объекте в виде описания (текста и/или ри­сунка);

научиться решать элементарные информацион­ные задачи с помощью компьютера; осознанно использовать в своей учебной деятель­ности:

— устную и письменную речь с целью общения;

— письменные сообщения для передачи информа­ции на большие расстояния;

— кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

— навыки использования компьютера при реше­нии информационных задач;

•  понимать взаимосвязь первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действитель­ности;

•  получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

•  освоить коммуникативные умения и элементы ин­формационной культуры, научиться осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

•  научиться воспринимать информацию без искаже­ний от учителя, из учебников, обмениваться ин­формацией в общении между собой, научиться поль­зоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);

•  научиться описывать объекты реальной действите­льности, т. е. представлять информацию о них раз­личными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

•  получить начальные навыки использования компью­терной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических за­дач;

•  научиться представлять информацию в виде текста; видеть ключевые слова в тексте и работать со смыс­лом текста; представлять одну и ту же информацию в различных формах;

•  получить первичные представления об информа­ционной задаче; об объекте и модели объекта; об эти­ческих и правовых нормах, связанных с использова­нием и получением информации;

•  получить элементарные пользовательские навыки.

 

Результат

В ходе изучения информатики происходит актив­ное развитие определенных видов мышления:

  • системного мышления, т. е. способности к рассмот­рению объектов и явлений в виде набора более про­стых элементов, составляющих определенное целое;
  • алгоритмического мышления, т. е. умения планиро­вать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, от­ветом для которых является описание последователь­ности действий;
  • объектно-ориентированного мышления, т. е. умений работать с объектами, объединять отдельные пред­меты в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих дейст­вий, выполняемых над этими предметами;
  • формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач, т. е. выполнение операций над понятиями и простыми суждениями.

Триединая задача обучения информатике в начальной школе

С методической точки зрения важно выделить и рассмотреть отдельно совокупность трех важнейших и взаимосвязанных задач, выступающих как «триединая задача»:

•  формирование первичных представлений младших школьников о понятии объекта;

•  формирование представления о тексте как об описа­нии объекта;

•  формирование представления о компьютере, как об электронном устройстве, помогающем человеку ра­ботать с текстом, т. е. с описанием объекта реальной действительности (хранить, обрабатывать, переда­вать на большие расстояния).

Если «свернуть» эту триединую задачу в одно клю­чевое слово, то этим словом окажется слово «описа­ние».

Описание — это основная методическая идея, кото­рая должна пронизывать обучение информатике в на­чальной школе.

Во-первых, научить описывать объекты окружаю­щей действительности — не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Во-вторых, описание — это творческая умственная деятельность, активно развива­ющая мышление и творческие способности ребенка. В-третьих, умение правильно составить описание — основа эффективного использования компьютера в лю­бой сфере человеческой деятельности.

Но почему описанию следует учить на уроках ин­форматики, если этим занимаются на уроках русского языка, литературы и природоведения?

На уроках информатики внимание уделяется не про­сто описанию, а описанию объекта. Описание объекта — это текст, который может обрабатываться компьютером. Компьютер формально обрабатывает последовательность символов, в то время как текст, т. е. документ, который обрабатывается компьютером, составляется человеком. Качество документа зависит не только от его внешнего оформления, но и прежде всего от того, насколько прави­льно в документе отражен его смысл.

Уже в начальной школе на примере составления простого описания в тетради или в текстовом редакто­ре, дети должны твердо усвоить разницу между тем, как работает с информацией человек и как работает с информацией компьютер. На примере составления описания различных материальных (воробей, петух, стол, книга) и абстрактных (птица, слово, число, бук­ва, цифра) объектов младшие школьники приобрета­ют прочные представления и опыт, которые впослед­ствии помогут им без особых затруднений освоить ба­зовый курс информатики, помогут писать сочинения и рефераты по различным предметам, научиться ви­деть в каждом объекте (материальном, виртуальном, абстрактном) существенные признаки. Умение выде­лять существенные признаки предметов и явлений по­зволяет правильно классифицировать объекты и стро­ить модели.

Пропедевтика (греч. — предварительно обучаю) — это вводный курс, систематически и элементарно изло­женный. Однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений.

Благодаря пропедевтическому курсу, закладывает­ся прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а исполь­зовать на уроках знания, полученные на других уро­ках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.

Информационный подход — это взгляд на предме­ты, явления или процессы с позиции сбора, накопле­ния, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, т. е. конкретный смысл (собственно информация) рассмат­ривается во вторую очередь. А в центре нашего внима­ния находятся непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма пред­ставления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т. д.

С этой позиции ни на одном уроке, кроме информа­тики, в общеобразовательной школе информация не рассматривается. Только на информатике говорится об информации и знаниях, об отношении этих понятий между собой. Ни на каком другом уроке не говорится о роли информации в существовании, управлении и раз­витии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хране­ния, обработки, представления и передачи информа­ции с помощью электронных средств (компьютеры, глобальные сети и пр.).

На уроках информатики учащиеся начальной шко­лы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дис­циплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполня­ют несложные проекты в группе и часто в процессе их выполнения совершенно самостоятельно интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприя­тия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто млад­шему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит данные действия.

Дети легко запоминают действия учителя в про­цессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объек­тами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами; связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т. д.). В дальнейшем обу­чении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют умения, полученные «визу­ально ».

Организация учебной деятельности

В связи с постоянным обновлением знаний в облас­ти информатики, эффективным методом обучения стан­дартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в про­цессе обучения. Выделяется пять основных шагов:

1) рассказать;

2)  показать;

3) сделать вместе;

4)  понаблюдать;

5) уйти с дороги.

Организация процесса усвоения понятий

Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осу­ществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т. д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию того, что такое поня­тие и функции понятия (о чем целенаправленно будет идти речь в 5 и 6 классах).

Для информатики характерно введение на каждом уроке от трех до пяти новых понятий. Процесс усвое­ния школьником новых понятий происходит в три эта­па — понимание, осмысление, использование.

Реализация этого процесса идет через формирова­ние умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., т. е. на основе целенаправ­ленного анализа объекта исследования (его модели) вы­деляется существенное и несущественное, что обобща­ется, а затем на основе общего способа решаются част­ные задачи.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Программы Для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 – 11 классы. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 стр.

 

2.

Обучение информатике во втором классе: методическое пособие / Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.Н. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2004. – 287с.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев