Карточка публикации
Информация об авторе публикацииСамарская область Камышлинский район МОУ Старо-Ермаковская СОШ, Новое Ермаково
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.01.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 40336
Рейтинг публикации
7 оценок
Другие публикации автора
Морфологический разбор имён существительных
 
 

Морфологический разбор имени существительного

 

Сагирова Нурания Наримановна, учитель русского языка и литературы

МОУ Староермаковской СОШ Камышлинского района

 

Цели урока:

  • научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе;
  • повторить некоторые орфограммы и пунктограммы ("Безударная гласная в корне, проверяемая ударением", "Запятая при однородных членах предложения");
  • воспитывать любовь к русскому языку.

 

Оборудование:

  • Записи на доске: спряжение, род, вид, падеж, время, склонение, лицо, число, одушевленное (неодушевленное),собственное (нарицательное).
  • Раздаточный материал .
  • Компьютерная оргтехника.
  • Презентация к уроку.

 

Структура урока:

  • Организационный этап.
  • Этап постановки целей урока.
  • Этап проверки домашнего задания.
  • Этап всесторонней проверки знаний.
  • Подведение итогов урока.
  • Этап оценки эмоционального состояния учащихся на уроке.

 

Методы контроля учебной деятельности:

  • Входящий контроль (восстановить алгоритм).
  • Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  • Итоговый контроль по теме.

 

Ход урока

I.Организационный момент

  1. Слово учителя. Тема сегодняшнего урока "Морфологический разбор имени существительного". Наша задача состоит в том, чтобы научиться производить морфологический разбор существительного с учетом знаний, приобретенных в 6 классе.
  2. Что нового об имени существительного вы узнали?

 

Беседа - опрос по изученной теме в форме игры "Правильно - неправильно".

 

Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.

  1. Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.
  2. В русском языке 5 падежей.
  3. В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
  4. Склонение - это постоянный признак имени существительного.
  5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
  6. Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

 

  1. Запись даты, темы урока.

 

  1. II. Основная часть.

  1. Учитель. Давайте обратимся к стихотворению А.С Пушкина. А.С.Пушкин - великий русский поэт, писатель. Беседа.
  2. Релаксация "У моря" Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи) (учащимся раздается текст).
  3. Работа с художественным текстом:

 

Беседа по первичному восприятию:

 

Учитель. Каким же поэт изобразил лукоморье? Каковы ваши предположения, что скрывается за существительным "лукоморье"?

 

Учащиеся. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

 

Учитель. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

 

Учитель. Какие вам встретились трудные непонятные слова?

 

Учитель. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

 

Зарядка для глаз.

Учитель. Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:

 

Дети выполняют упражнения "По волнам" ( движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз) "Выезжаем погулять, серых уток пострелять" (закрыть, открыть глаза).

 

Словарная работа:(на доске записаны слова)

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

…и дол видений полны…

Прихлынут

Брег песчаный

Витязь           Чредой

Мимоходом

Пленяет

Темница

Над златом чахнет

…и мёд я пил

Поведать

 

  • Начнем с выяснения непонятных слов. Работа с толковым словарем Даля.
  • Кто главный герой стихотворения?
  • Сколько здесь предложений, сколько существительных?
  • Проанализируйте текст с точки зрения частей речи: какие части из них отсутствуют, какие преобладают, почему?
  • Перечислите существительные, встретившиеся в последней строфе, каково лексическое значение слова "дол"?

 

4.  Морфологический разбор существительного: (слайды 2-6)

    1. что значит - произвести морфологический разбор существительного?
    2. сколько частей включает в себя морфологический разбор?
    3. обратите внимание на слайд, прочитайте морфологические признаки; выпишите признаки, характеризующие имя существительное, распределив их на 2 столбика: постоянные и непостоянные признаки;
    4. произведите морфологический разбор слова, помеченного цифрой "3", устно.

 

Составление опорного конспекта и алгоритма. Создание алгоритма.

  1. Находим имя существительное.
  2. Ставим вопрос.
  3. Называем постоянные признаки
  4. Называем непостоянные признаки
  5. Определяем, каким членом предложения является.

 

(один у доски, остальные в тетради).

 

  1. Существительное - отвечает на вопросы …
  2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
  3. Имеет постоянные признаки …, непостоянные … .
  4. Изменяется по … (числам, падежам).
  5. В предложении является…

 

Физкультпауза

 

Руки вверх поднять пора,

Дружно ловим комара.

Вдох глубокий, выдох полный.

Разгулялись в море волны.

В синем небе звёзды блещут,

Раз - подняться на носки и улыбнуться.

В синем море волны хлещут

Два - руки вверх и потянуться.

Туча по небу идёт,

Три - согнуться, разогнуться

Бочка по морю плывёт

Повернуться и друг другу улыбнуться.

 

5. Работа по орфографии и пунктуации:

  • выпишите слово в …блаках , обозначьте орфограмму на месте пропуска, сформулируйте правило (задание выполняется на доске);
  • выпишите из текста все слова с пропущенными буквами (задание выполняется на доске); какая орфограмма объединяет данные слова?
  • расставьте знаки препинания в стихотворении.
  • найдите и подчеркните грамматическую основу предложения:

 

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт бредёт сама собой.

Объясните знаки препинания (запятая при однородных членах)

6. Работа над понятием "синонимы":

  • какие слова называются синонимами?
  • выпишите из текста синоним слова "тропа"

 

7.  Морфологический разбор существительного

 

Учитель: Произведем морфологический разбор существительного "Русью" письменно (задание выполняется на доске).

 

III. Итог урока

Вопросы учителя:

  • что значит произвести морфологический разбор существительного?
  • перечислите постоянные признаки этой части речи;
  • назовите ее непостоянные признаки.

 

IV. Оценка эмоционального состояния учащихся на уроке.

 

Чтобы оценить собственное психологическое состояние на уроке, учащиеся поднимают карточку того цвета, с утверждением которого они согласны:

  • желтый - на уроке было интересно, поучительно;
  • зеленый - было интересно, но не все;
  • синий - скучно, тоскливо.

 

V. Домашнее задание.

  • § 42.
  • Сочинение - миниатюра, построенное на основе олицетворения; главный герой творческой работы - месяц;
  • морфологический разбор 1 существительного из текста сочинения

 

VI. Выставление оценок.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев