Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГБОУ Детский дом № 2 (г.Уфа), Уфа
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 20.12.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16416
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Замещающая семья и социум.
 
 

Замещающая семья и социальное окружение: взаимодействие или противодействие?

Гумерова Г.Ф., г. Уфа

Не секрет, что в современном обществе к сиротам, инвалидам относятся с пренебрежением, равнодушием и даже с некоторой опаской. Двояко и отношение к замещающей семье: одни одобряют и поддерживают, другие ищут какую-то  корысть со стороны принимающих родителей. Желает лучшего и уровень психологической грамотности населения – многие не знакомы с понятиями «депривация», «возрастной кризис», «синдром нарушения привязанности» и т.д.  Поэтому какие-либо нарушения в поведения  приемных детей, связанные с ранней депривацией и дезадаптацией, вызывают бурную негативную реакцию, осуждение ребенка и приемной семьи, «навешивание ярлыков». Например, воровство (по данным Ослон В.Н.) – «это не проявление неблагодарности и тем более не желание оскорбить. С помощью этого поведения приемный ребенок выражает свою близость и появление привязанности.  Предмет воровства символизирует для него ту  любовь, которой  его когда-то лишили, и стремление идентифицироваться с новой семьей. Своим поведением ребенок также  старается  сделать отношения в семье  более близкими. Дело в том, что общее негативное переживание по поводу «неблагодарного ребенка» объединяет остальных. Поэтому воровство начинает активизироваться в ситуации, когда члены семьи  ослабляют свои  близкие связи и у них появляется много противоречий, дестабилизирующих их отношения. Боулби считал, что вторичная привязанность формируется через агрессию и проступки».  Приемный родитель, прошедший  специальную подготовку в «Школе принимающих родителей»,  адекватно отнесется к деликтам со стороны приемного ребенка, поможет  ему пройти этот этап развития. Но социальное окружение семьи, под постоянным и пристальным вниманием которого  она находиться,  не  будет  «списывать» негативное  поведение ребенка как неизбежное психологическое проявление. Семья окажется в ситуации конфликта.

Я считаю, что помимо профессиональной подготовки принимающих семей, необходимо повышать уровень психологической грамотности населения, прежде всего, в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, куда, в первую очередь, придет приемный ребенок. Знание элементарных вопросов об особенностях психического развития детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностях их поведения, стадиях адаптации в замещающей семье  позволило бы повысить престиж замещающего родительства, ускорить процессы становления семьи, дало бы семьям возможность «раскрыться», а не замыкаться на своих внутрисемейных проблемах, как это происходит сейчас. Менее острым бы стал вопрос социализации выпускников детских домов и замещающих семей – к ним относились бы с меньшим равнодушием и непониманием.

 Ответственность за  жизнь и благополучие «государственного» ребенка  должны нести все, а не только замещающая семья.

 

Использованная литература:

1. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.- М.: Генезис, 2006. – 368 с. – (Ребенок сирота: семейное жизнеустройство и социализация.)

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев