«Применение электронного учебника в системе MOODLE как средство реализации требований ФГОС»
В современных условиях активное развитие Интернета и веб- технологий привели к необходимости в образовательном процессе осуществить переход в направлении дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения (СДО) на базе Интернет-технологий – это комплекс программно-технических средств, методик обучения и организационных мероприятий, которые обеспечивают доставку учебного материала студентам, позволяют осуществить проверку полученных знаний, а также предоставляют возможности обратной связи обучаемого и преподавателя. Используя возможности дистанционного обучения, можно расширить аудиторию обучаемых (территориально и предоставляя условие получать образование людям с ограниченными возможностями), организовывать непрерывное обучение и снизить стоимость обучения.
Процесс дистанционного обучения предполагает разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, а также способы интерактивного взаимодействия с преподавателем.
ФГОС требует реализации в учебном процессе общих компетенций, отвечающих потребностям времени, в частности:
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Таким образом, стандарт требует от нас работать над реализацией данной компетенции.
В своей преподавательской деятельности, - а я работаю преподавателем экономических дисциплин в колледже 14 лет, - я применяю различные элементы информационных технологий: курсы лекций, электронные тесты, презентации, консультации в формате электронной почты. Несколько лет назад возникла необходимость систематизировать учебно-методические материалы дисциплины в электронный учебный курс.
Электронным учебником называется продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен и использован только с помощью средств информатики, в том числе и компьютера, соответствующий утвержденной программе обучения.
Первый электронный курс разработан мной в 2008 году. Он использовался на занятиях и в локальной сети колледжа студентами заочного отделения. Недостаток этой версии заключался в том, что он не имел интерактивной связи «студент-преподаватель», т.к. основное отличие современного электронного учебника от традиционных печатных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между студентом и преподавателем посредством компьютера.
Каждый ЭУМК представляет собой компьютерную обучающую программу с комплексом учебных, учебно-методических, справочных материалов, системой тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную работу обучаемого с возможностью прямого и опосредованного взаимодействия с преподавателем.
В 2012 учебном году в колледже было начато внедрение системы открытого обучения с использованием новых компьютерных технологий на базе программного комплекса MOODLE, которая позволяет реализовывать совместную работу территориально разделенных слушателей и преподавателей. Что такое MOODLE?
Moodle — аббревиатура от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная, прежде всего на организацию дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных курсов, а так же поддержки очного обучения.
Первая версия MOODLE 1.0. была выпущена Мартином Доуджиамосом 20 августа 2002 года. Она имела отношение к углубленным курсам университетского уровня и организовывала совместную учебную деятельность участников в малых группах. С того времени было добавлено много дополнительных возможностей и улучшено исполнение проекта в целом. Система MOODLE распространяется бесплатно, как Open Source проект система может работать на любом компьютере, на котором установлен РНР и поддерживает любую базу данных. Используя MOODLE, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования MOODLE достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, MOODLE является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. MOODLE дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, презентация, задания и др. Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением MOODLE обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Таким образом, LMS MOODLE дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Основные преимущества MOODLE
- Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между участниками обучения
- Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.
- Имеет простой и эффективный web-интерфейс
- Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется
- Студенты могут редактировать свои личные учетные записи, добавлять фотографии
- Каждый пользователь может указать своё локальное время, в которое для него будут переведены все даты (например, сроки выполнения заданий)
- Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический»
- Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова
- Богатый набор модулей-составляющих для курсов: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб- страницы или в виде каталога)
- Изменения курса со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса
- Все оценки заданий могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла)
- Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе, с графиками и деталями работы с различными модулями
- Возможна настройка e-mail (рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей)
Моя работа в MOODLE началась с регистрации и создания курса по «Экономической теории» в новом формате.
Студентам было предложено руководство по изучению дисциплины:
Дисциплина «Экономическая теория» изучается в течение учебного года на втором курсе студентами специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Курс состоит из 4 разделов: «Теория общественного производства», «Микроэкономика», «Макроэкономика» и «Мировая экономика». Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
Для того чтобы получить зачет, необходимо:
- изучить материалы лекций;
- выполнить на положительные оценки 4 контрольные работы после изучения каждого раздела;
- выполнить 10 лабораторно-практических работ;
- ответить правильно на более чем половину вопросов тестов рубежного и итогового контроля;
- получить положительную оценку за выполнение итоговой контрольной работы.
Курс электронного учебника составлен в соответствии с ФГОС, Рабочей программой и календарно-тематическим планированием.
Курс находится в иерархической структуре категорий.
Весь учебный материал в системе MOODLE может отображаться в совокупности ресурсов и модулей.
Для добавления или изменения элементов или ресурсов нужно переключаться в режим редактирования.
Современный этап развития общества представляет новые повышенные требования к уровню подготовки специалиста любого профиля, использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) модернизирован и переориентирован на увеличение степеней свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ). В связи с этим возникает необходимость пересмотра подходов к отбору содержания образования и технологиям обучения.
Наилучшим решением данного требования, на мой взгляд, является внедрение в учебный процесс электронного учебника по дисциплине как ключевого информационного образовательного ресурса.
Использовать данный электронный учебник могут не только студенты заочной формы обучения и экстерны, но и студенты очного отделения для самостоятельного обучения, которые по каким либо причинам не могут посещать занятия (болезнь, декретный отпуск, ограниченные физические возможности, отдаленность места проживания и др.)
Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса различные инструменты для реализации их учебных потребностей.
- Здесь еще нет комментариев