Классный час для 9 класса по теме:
"От добрых слов – к добрым делам"
Цели классного часа
- Разделить в представлении учащихся понятия "добро", "зло", "терпимость"; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
- Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Учить задумываться о своем месте в жизни.
- Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
- Развивать умение сопереживать другим людям. Лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
- Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Ход классного часа
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Учитель
Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она " От добрых слов – к добрым делам ". Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Добро и зло - важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
Послушайте индийскую сказку "Награда", ответьте на вопросы, затем попробуйте ее продолжить .
Чтение ученицей индийской сказки "Награда", ответы на вопросы, продолжение сказки.
Награда (индийская сказка).
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
-сжался надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,- сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
- Она и есть, - ответил тигр.
- Какая же это награда – платить злом за добро?- возразил путник.
- Давай спросим кого- нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
-Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
- Ну, теперь- то я тебя съем! – обрадовался тигр.
- Давай еще кого – нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
- Эй, корова!- окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
- Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь я тебя точно съем!
- Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого – нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Вопросы
- 1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
- 2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другим и соображениями, поступил бы он так же?
- 3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
- 4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?
Учитель
Дайте определение словам "добро" и "зло", "добрый человек" и "злой человек", предварительно посоветовавшись с одноклассниками.
Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок , приносящий пользу. Помнить добро.
Зло - все дурное, плохое, вредное ; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.
Добрый человек - человек ,обладающим мягким характером, расположенным к людям , сострадательный, сердечный.
Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно.
Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
- "Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
- "В подъезд ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?
Учитель
Послушайте рассказ Марии Скребцовой "Юноша и морские звезды" и ответьте на вопросы.
Юноша и морские звезды.
Один юноша брел вдоль кромки берега моря и бросал в море морских звезд, которые во множестве после шторма были разбросаны по побережью. Стоял жаркий день, и солнце палило нещадно, но юноша все делал свое дело, бросал звезд в море.
" Зачем ты это делаешь?" - говорили ему.
- "Это все равно ничего не изменит. Смотри сколько звезд вокруг. Море большое и всем ты не поможешь!"
Юноша улыбнулся, взял звезду в руки, кинул ее в море и сказал: - "Но это важно для этой звезды"
Вопросы
- 1.Что побуждало юношу бросать в воду морские звезды?
- 2.Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали сегодня своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
Учитель
Мы с вами много внимания уделили понятиям "добро" и "зло". А что же такое "терпимость"?
( ответы детей)
Терпимость - способность мириться с кем-либо, с чем -либо. Относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо; терпимое отношение.
А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим людям? Ко всему ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо?
( ответы детей)
Я думаю, каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие "терпимость" включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.
В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых, вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на доске. Прочитайте их вслух поочередно.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ВЕДЕТ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ
- "Ставь интересы других людей выше собственных
- "Будь верен и надежен
- "Уважай других, уважая себя
- "Терпимо относись к другим точкам зрения
- "Воспринимай людей как равным себе
- "Учись сопереживать другим, ставя себя на их место
- "Умей прощать и не будь обидчив
- "Живи в согласии с самим собой и с другими людьми
- "Проявляй чуткость
- "Будь уверен в себе
- "Будь свободен от лжи и обмана
- "Умей контролировать свои желания и поступки
- "Упорно иди к цели, невзирая на препятствия
- "Стремись делать все как можно лучше
|
- Здесь еще нет комментариев