Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМДОУ "Детский сад № 202" г. Саратов, Саратов
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 03.05.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 17986
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
В разноцветном мире творчества
 
 

Сегодня в условиях постоянно развивающегося мира педагогических технологий появилось много новых и интересных программ, реализация которых даёт детям возможность для самовыражения, реализации творческого потенциала.

Последние несколько лет педагоги МДОУ «Детский сад № 202» г. Саратова активно работают над проблемой изучения и развития детской художественной одарённости средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Так был создан экспериментальный проект «Разноцветный мир», целью которого стало знакомство детей с художественными нетрадиционными техниками, способствующими развитию детской художественной одарённости.

В ходе осуществления проекта решались следующие задачи:

ü познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

ü создавать условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

ü учить детей самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа.

ü совершенствовать технику рисования гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками и пр., свободно экспериментировать, смешивая краски для получения новых цветов и оттенков, смешивать техники.

ü поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;

ü огбогащать индивидуального художественно - эстетического опыта;

ü организовывать вместе с детьми выставки детских работ.

Участниками  стали дети старшей группы, а также взрослые (педагоги и родители). Реализация проекта «Разноцветный мир» проходила по трём направлениям.

Первое – это работа с взрослыми. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Но, чтобы научить чему-то, взрослый сам должен уметь это делать.

Педагоги и родители воспитанников с интересом отнеслись к проекту. На этапе подбора материала для консультаций педагоги узнавали много нового, чем охотно делились в процессе бесед; принимали участие  в экскурсиях, творческих гостиных. На базе собранной информации создавались альбомы, в которых были представлены образцы  различных нетрадиционных техник рисования.

Организовывались тематические выставки работ родителей и педагогов, такие как: «Бисероплетение», «Бумагопластика», «Дары природы» и др. Следует отметить, что родителей эта идея увлекла не меньше, чем детей. Многие родители, как рассказывали потом, с удовольствием проводили вечера в компании с ребёнком за созданием совместного «шедевра».

Вторым, основным, направлением работы стали занятия с детьми, которые проводились согласно плану -  одно в месяц. В течение года мы изучили более 30-ти различных техник рисования. Несмотря на достаточно большой объём информации, это не вызвало никаких затруднений у детей, поскольку все занятия проводились в игровой форме, с организацией сюрпризных моментов, с включением по необходимости физминуток и психогимнастик.

Большое внимание уделялось музыкальному сопровождению. На наш взгляд, целесообразно включать в занятие классическую, инструментальную музыку со звуками природы. Это создает настроение и сюжет детской работы, а если необходимо, то может послужить моментом релаксации.

Особо мы старались привлечь к работе малообщительных, неконтактных и застенчивых детей. И, следует отметить, что к концу года был виден явный прогресс. Дети преодолевали страхи и застенчивость, улучшился их эмоциональный настрой, снизилось напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшился психологический климат в коллективе.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, которые помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность: рисование пальчиками, ладошками; кляксография; оттиск пробкой, поролоном, смятой бумагой; рисование восковыми мелками и акварелью;чёрно-белый гратаж; кляксография с трубочкой; набрызг; пластилинография; кляксография с ниточкой; оттиск листьев и др.

Мы начинали с  простых приёмов (рисования пальчиками, ладошками, скомканной бумагой), с каждым занятием усложняя их.

Правильные технические навыки и умения у детей формировались постепенно, от занятия к занятию в ходе решения интересных и разнообразных изобразительных задач.

«Рисование пальчиками» - именно с обучения этой технике рисования началась работа с детьми. Мы украшали рыбок, бабочек, создавали оперение жар-птице, рисовали  солнечную полянку и волшебные цветы, обмакивая пальцы в разные краски. Мазки, спиральки, точки, завитки…складывались в определённый образ. А смешивая краски между собой, создавались новые оттенки. Так, «рисуя» шубку  различными оттенками оранжевого, красного, белого цветов создавался яркий образ лисички.

Живой интерес вызвала у детей также техника граттажа. По этой теме были выполнены «Сказки» и «Космос», «Красота родного края».

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью также произвели на детей огромное впечатление. Работы, выполненные в этой технике, такие как «Жители подводного царства» и «Золотая осень», были очень необычными.

Рисование пластилином. Данная техника потребовала усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы мы рисовали рисунки, которые назвали «Доброта на ладошках», «Яблони в цвету».

К концу года дети, освоив множество различных техник рисования и хорошо зная изобразительные и выразительные возможности каждого материала, могли комбинировать их, создавая более сложные, интересные и выразительные образы.

И, наконец, третьим направлением стала организация развивающей среды.

В группе был создан «Центр художественного творчества": мы предложили детям мелки, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, солёное тесто, бумагу, картон, обои, ткани, нитки, тесьму, крупы, природный материал и т.д. Дети свободно выбирали материалы для создания своего образа, тем самым проявляя самостоятельность.

Итак, наш опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования доставляет детям истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы и их не пугает ни многообразие, ни перспектива самостоятельного выбора.

Малышам доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Наши занятия да­ют воз­можность вы­разить­ся, про­явить са­мос­то­ятель­ность в ра­боте и соз­дать свой ма­лень­кий ше­девр. Работы детей детского сада являются призерами региональных и всероссийских конкурсов. Наряду с отличными результатами деятельности детей, внедрение данных технологий привело к росту активности инновационного потенциала педагогов.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев