Карточка публикации
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 15.01.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19424
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Школа будущего первоклассника
 
 

 

 

 

Школа

будущего первоклассника

«Школа не должна вносить резкого перелома в  жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А. Сухомлинский)

 

 

 

Адаптационный период в первом классе

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания  требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением,  связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Планирование мероприятий по реализации программы
«Связь школы с родителями учащихся начальной школы»

Цель: установление и реализация связей школы с родителями учащихся, с учреждениями и организациями для реализации целей воспитания и обучения школьников


п/п

Целевая

установка

Содержание деятельности

Контроль за ходом. Информ. обеспечение

1

Изучение особенностей среды, окружающей
школу

1. Изучение условий семейного воспитания школьников,  социально-профессионального состава родителей.

2. Изучение социально-культурного характера микрорайона школы, в том числе: а) возможностей внешкольных учреждений в организации внеурочной деятельности школьников; б) наличия криминогенных очагов в микрорайоне.

3. Анализ результатов диагностики, определение форм взаимодействия школы с семьей и общественностью

Заполнение психолого-педагог. карты
уч-ся, классный
журнал

Информация инспектора по делам несовершеннолетних

 

 

 

 

Совещание при директоре

2

Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ и оценка результатов,  прогнозирование его развития

1. Проведение общешкольного родительского собрания «Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей».

2. Организация работы родительского университета психолого-педагогических знаний для родителей учащихся начальной школы.

3. Организация  и работа консультационной психолого-педагогической службы по оказанию помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешении конфликтных ситуаций.

4. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей
в семье.

5. Оказание социально-материальной помощи нуждающимся семьям.

6. Организация совместной деятельности школы и семьи с учащимися, требующими усиленного внимания.

План подготовки собрания

 

 

План работы родительского  университета

 

 

 

 

 

 

 

Совет школы

 

 

 

Совет школы

 

План индивид. работы с учащимися, требующими усиленного внимания

 

 

 

 

Несколько советов родителям будущих первоклассников

Совет №1. Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для Вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут усложнить  его обучение.

Совет №2. Обязательно познакомьтесь со школой, ее образовательной программой, условиями обучения и педагогами.

Совет №3. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности.

Совет №4. Узнайте, когда начинаются занятия  и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние гигиенические процедуры и завтрак – не придется ли вставать слишком рано?

Совет №5. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться  из школы домой. Это необходимо, если Вы  планируете какие - либо дополнительные занятия вне  школы (спортивные секции, музыкальная школа и т.п.).

Совет №6. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит не быстро. Поэтому первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот в этот период привыкания к школе кто–то из взрослых будет рядом с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными компонентами школьной зрелости являются:

  • личностная готовность,
  • интеллектуальная готовность,
  • физическая готовность.

Личностная готовность включает в себя: мотивацию к обучению, умение общаться со сверстниками и взрослыми, сформированность адекватной самооценки и умение владеть собой (произвольность поведения).

Мотивация к обучению. Знания тогда усваиваются прочно, когда они добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания, но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие, остается в памяти навсегда. Pанятия lдолжны проводится в игровой, увлекательной форме с использованием практических задач и творческих упражнений. Таким образом, у ребенка формируется познавательный интерес, желание учиться.

Самооценка. Непременный спутник освоения нового - ошибки. Избежать их нельзя, когда учишься. Поэтому важно сформировать у ребенка правильное отношение к собственным неудачам, научить его не бояться ошибок, вселить в него уверенность в том, что любое новое дело ему по плечу. Доброжелательная атмосфера на занятиях, специальные приемы способствуют формированию у дошкольников правильного отношения к ошибкам, развивают уверенность в себе, помогают преодолеть страх выполнить задание неверно.

Произвольность поведения - умение подчинять собственной воле непосредственные желания. Ребенку трудно привыкнуть к школьной жизни, если он не умеет владеть собой. Ведь ему нужно будет вовремя прийти на урок, сидеть в классе положенное время, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя, выполнять задания в то время, когда, может быть, хочется поиграть или помечтать. Прием самоконтроля, игры с правилами способствуют развитию у детей умения контролировать свое поведение.

Познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление и воображение - основа интеллекта. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к снижению уровня общего интеллектуального развития ребенка, затрудняет процесс получения знаний. Переход к новой - учебной - деятельности станет легким, если дошкольник вооружен "отточенными" инструментами познания. Поэтому в планы наших занятий включены игры, развивающие произвольное внимание, зрительную и слуховую память, опосредованное запоминание, целостность восприятия, словесно-логическое и наглядно-образное мышление, фантазию и воображение.

На занятиях у детей формируются элементы познавательной деятельности: основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку, способность к саморегуляции поведения.

Чтение и развитие речи. Всем известно, что программа начальных классов школы сложна и объемна, начальному обучению чтению в первом классе отведено недостаточное количество часов. В букварный период первоклассники не успевают отработать навыки чтения, а во втором полугодии им уже приходится прочитывать в учебниках объемные тексты. Детям, не умеющим читать до школы, сделать это чрезвычайно сложно. Поэтому важно научить ребенка плавному послоговому чтению еще до поступления в школу.

Развитие речи и начальное обучение чтению на основе программы "От звука к букве" Е.В.Колесниковой. Работа в индивидуальных тетрадях помогает ребенку эффективнее усвоить учебный материал. Использование игр, художественного слова, загадок, скороговорок, творческих заданий способствует развитию всех сторон речи: звуковой культуры речи, словарного запаса, грамматики и связной речи.

Частью физической готовности к школе наряду с общим здоровьем и физическим развитием является мышечная зрелость кистей рук.

Развитая мелкая моторика способствует успешному развитию речи, так как речевой центр и центр, отвечающий за координацию движений пальцев рук, находятся в коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние.

Такие виды деятельности, как рисование, аппликация, лепка, а также графические задания, пальчиковые игры, физкультминутки подготовят дошкольников к овладению сложнейшим навыком - письмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика исследования словесно-логического мышления. (по Й. Ерасеку).

Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.

Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».

 

 

Вопросы

Правильный ответ

Неправильный ответ

Другие ответы

Какое из животных больше - лошадь или собака?

0

-5

 

Утром люди завтракают. А вечером?

0

-3

 

Днем на улице светло, а ночью?

0

-4

 

Небо голубое, а трава?

0

-4

 

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

+1

-1

 

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

Города +1

-1

Станции 0

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

 

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упраж. +2

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один щенок или жеребенок 0

Почему у всех автомобилей тормоза?

 

2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды    +1

-1

Названа одна причина

0

10.

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

11.

Чем различаются гвоздь и винт?

 

 

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

12.

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

13.

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

14.

Какие ты знаешь транспортные средства?

 

 

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства

15.

Чем отличается молодой человек от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

 

ИТОГО:

 

 

 

 

Обработка:  У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.

I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев