"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКГУ "Калиновская средняя школа", Рузаевка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.01.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15299
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Моделирование на уроках грамоты
 
 

Мастер – класс

Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий

Тема мастер – класса: «Моделирование  на уроках грамоты»

Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимости от преподаваемого им предмета) повысить эффективность преподавания и оптимизировать процесс  формирования универсальных учебных действий   учащихся  на основе применения  моделей на уроке

Структура мастер – класса:

1.   Представление  практических упражнений по теме «Что такое модель? Для чего она нужна?»

2. Представление конкретных приемов использования моделей на уроках литературы

3. Игра «Приёмы эффективного использования  моделей на уроках литературного чтения при заучивании наизусть стихотворений»

4.    Рефлексия

Оборудование:

компьютер и проектор,  мультимедийная презентация мастер – класса, карточки,

модели.

Форма организации: групповая (общение в малой группе – паре)

Ход мастер – класса

1. Вступительное слово

Образование, получаемое детьми в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации, становление самосознания и самооценки ребёнка. Приоритетом становится формирование универсальных учебных действий, успех освоения которых решает успешность обучения как в начальной, так и в основной школе. В этот период начинают формироваться не только предметные умения, но и надпредметные – универсальные учебные действия.

Особое внимание на этой ступени обращается на развитие знаково-

символических универсальных учебных действий, овладение моделированием.

1.«Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий»

2. Универсальные учебные действия

а) личностные

  • умение ставить учебные задачи.
  • умение планировать свою деятельность.
  • умение действовать по плану.
  • умение рефлексировать
  • умение осуществлять контрольно-оценочную деятельность.

б) познавательные

  • умение наблюдать, сравнивать, классифицировать действия и предметы по определенному признаку
  • умение работать с различными источниками информации
  • умение создавать презентации на заданную  тему

в) познавательные и знаково-символические

  • умение работать с моделями для решения разных задач

г)  коммуникативные

  • умение работать  в группе, паре
  • умение считаться с мнением товарищей
  • умение отстаивать и доказывать свое мнение

Что развито у младших школьников
(на что опираться учителю)

  • Острая любознательность
  • Яркие эмоции сильно радуются, огорчаются, сочувствуют, сопереживают, волнуются).
  • Любят рассуждать
  • Легко фантазируют
  • Любят игры, инсценировки
  • Любят рисовать, делать поделки
  • Восприимчивы к красоте и гармонии (на образном уровне (стихи,

музыка, художественные образы).

Что мало развито у  младших школьников
(что необходимо развивать)

  • Интеллектуальное мышление
  • Сосредоточенность внимания
  • Моторика
  • Подготовленность к художественно – речевой деятельности
  • Словесно - логическая память
  • Понятийное мышление
  • Самооценка
  • Отсутствие  навыков моделирования

Анализируя уровень готовности моих учеников  к обучению в школе первой ступени, я пришла к выводу о том, что одним из эффективных методов обучения может стать моделирование.    Я решила,  что уроки должны носить преимущественно практический характер, когда учащиеся будут не только рассматривать уже существующие модели, но и сами их создавать.

Применение метода моделирования целесообразно применять на уроках в начальной школе.

Моделирование - целенаправленный информационный процесс, обеспечивающий получение новой информации об объекте, его свойствах и поведении с помощью модели.

Модель – упрощенное материальное или информационное представление (образ) реального объекта, частично воспроизводящее объект, его свойства и поведение.

Результат моделирования - новая информация о существующем объекте, его свойствах и поведении, либо прогноз свойств и поведения конкретной новой, ранее не существовавшей, модификации объекта.

Что такое «МОДЕЛЬ» и зачем она нужна

МОДЕЛЬ – это упрощенный «заместитель» некоторого объекта, сохраняющий все его признаки.

Моделирование на уроках грамоты

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается  метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Жанры обозначаются фигурами:

С какими  литературными  жанрами  вы  знакомы? (слайд 2)

 


Сказка                                             Пословица

 

?

 

 


Рассказ                                               Загадка

 

 


Стихотворение                                                     Басня

 

Темы чтения замещаются цветом: (слайд 3)

 


о Родине — о природе — 

о животных — 

о детях — 

 

 


о приключениях, волшебстве, фантастике -

Проверка  знаний. (слайды 4-10)

Эпизоды  уроков грамоты

1 класс

Задачи: учить анализировать свои поступки и поступки своих товарищей, про­должить формирование умений анализировать прочитанное, находить идею произведения.

Развивать творческое воображение, слуховую и зрительную память, речь, логическое и абстрактное мышление.

Воспитывать любовь к природе,  чувство коллективизма и эстетического вкуса.

Фаза вызова интереса.

Составление словесной модели героя.  (слайд 11)

Наглядные модели бывают: (слайд 12)

Теперь обратимся к  каждой модели.

 

I. Модель-описание (ассоциации)

1. модель (слайды  13-14)

Много бед таят леса. Волк, медведь в них и лиса! Наш зверек живет в тревоге, От беды уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? (зайка)

- Каким вы себе представили зайку из загадки? Подбор ассоциаций к слову зайка:

Узнайте по модели, какого жанра   произведения перед вами.

- А встречали ли вы когда-нибудь  зайца, который приходил в гости к девочке? С таким зайцем вы познакомитесь, прочитав  рассказ  Евгения Чарушина  «Что за зверь?»

2. модель (слайды  15-16)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

- Каким вы себе представили  медведя  из загадки?  Подбор ассоциаций к слову медведь.

Узнайте по модели, какого жанра   произведение  перед вами.

- А встречали ли вы когда-нибудь  медвежонка, который любил кушать  снежинки? С таким медвежонком познакомитесь, если прочитаете произведение   Сергея Козлова «Зимняя сказка».

 

А теперь  определите сказку и сказочного персонажа по словесным моделям.

1)   Круглый, съедобный, живой (колобок из сказки «Колобок»).

2) Овощ, выросший до громадных размеров. В сборе урожая участвовали: дед, баба, внучка, Жучка и другие (репка из одноименной сказки).

3) Сказка о том, как много зверушек жили в одном домике, пока медведь не влез на его крышу и не раздавил.

Найдите модель к каждой сказке (слайды 17-20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II. Модель-сравнение. (слайд 21)

Составление модели-сравнения к сказке Х.К. Андерсена «Гадкий утёнок»

III. Модель-настроение. (слайд 22)

Произведение К. Ушинского  «Умей обождать».

Игра «Применение приёма моделирования при заучивании наизусть стихотворений»


Прямо через речку,

Прямо через рожь

К нам в аул шагает

Длинноногий дождь.

Не страшна нам молния

И не страшен гром,

Мы с тобой по лужам

Мчимся босиком.

УТЕБАЙ ТУРМАНЖАНОВ


 

Таким образом, актуальность применения на уроках различных видов моделей  обусловлена несколькими факторами:

¨ возможностью использования приёмов технологии развивающего обучения

¨   оптимизацией процесса формирования универсальных учебных действий

¨   экономией времени урока

¨   возможностью обратиться к модели в случае затруднения

¨   развитием монологической речи

¨   развитием процессов мыслительной деятельности учащихся

У  участников семинара  на столе три карточки:

 

?

тема мастер-класса вас заинтересовала, вы хотите узнать больше  о ней

 

 

!

тема мастер - класса вас заинтересовала, вы в ней

хорошо    разобрались, сами часто применяете модели на уроках

 

-

тема мастер - класса  вас не заинтересовала

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев