Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМАОУ"Гимназия №4", Саратов
Дата публикацииОпубликовано: 13.12.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15641
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Дислалия-нарушения звукопроизношения
 
 

№ слайда

Выступление учителя-логопеда Гостевой О.П. на родительском собрании в 1 классах

1

Зравствуйте уважаемые родители…

2

Дислалия - (от греч.  Dis – приставка, означающая частичное расстройство,  lalio - говорю)

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

 

3

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:

  • искаженном (ненормативном) их произнесении,
  • заменах одних звуков другими,
  • смешении звуков,
  • пропусках.

 

4

В современной логопедии выделяют 2 основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушений и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения.

- Функциональная дислалия (когда не наблюдается органических нарушений),

- Механическая дислалия (при отклонениях в строении периферического речевого аппарата: зубов, челюстей, языка, неба)

 

 

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом может нарушаться произношение одного или нескольких звуков. Иногда встречаются и комбинированные случаи.

5

Причины возникновения функциональной дислалии подразделяют на биологические и социальные.

- Это общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

- задержка психического развития (сюда же относятся минимальные мозговые дисфункции);

- запоздалое развитие речи;

- нарушение фонематического восприятия (фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Фонематический слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения);

- подражание неправильным образцам речи;

- недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, «сюсюкают», задерживая тем самым у него развитие правильного произношения.

6

Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства.

На пути овладения речью каждый ребенок сталкивается с затруднениями, которые у большинства детей постепенно преодолеваются. Но у некоторых эти затруднения остаются. Часто следствием их оказывается рассогласованность между механизмами слухового контроля и приема, с одной стороны, и управления речевыми движениями – с другой.

7

В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные. К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп.

9

Логопедические занятия проводятся регулярно 1 – 2 раза в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей. Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений от 5 до 15 минут 2 – 3 раза в течение дня.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

  • степени сложности дефекта
  • регулярности занятий,
  • помощи со стороны родителей.

У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста.

 

10

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно.

Основной задачей подготовительного этапа является включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого формируется положительная установка на занятия, устанавливаются доверительные отношения с ребенком, адаптация к обстановке логопедического кабинета, вызывается интерес к занятиям и желание в них включиться.

Так же к задачам подготовительного этапа относятся:

- развитие умения опознавать и различать фонемы,

Формирование речедвигательных умений и навыков (т.е. артикуляционная гимнастика)

11

Для формирования правильной артикуляторной базы звуков разработаны специальные упражнения. Они необходимы для того, чтобы сформировать недостающие движения органов артикуляции, внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию (произвольно и осознанно). Ребенок учиться производить и контролировать правильность выполнения движений перед зеркалом. В дальнейшем правильность выполнения ребенок проверяет на основе кинестетических ощущений (костно - мышечных).

17

Этап формирования первичных произносительных умений. Т.е. этап постановки звука.

Цель его заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.

Постановка звука осуществляется 3мя способами: по подражанию, с механической помощью и смешанным способом.

18

Автоматизация звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.
Для автоматизации используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке.

  • В слогах
  • В соответствующих словах
  • В предложениях с отработанными словами.
  • В чистоговорках, скороговорках, пословицах, стихах.
  • В связной речи.

 

22

Последний этап логопедического воздействия – введение звука в речь. Так же невозможен без помощи родителей. Цель его в формировании у ребенка умения безошибочно употреблять звуки речи во всех ситуациях общения.

Необходимо добиться, чтобы ребенок произносил поставленный звук всегда и везде.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев