Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ Верхнесолёновская СОШ, Ростовская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 28.08.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 21195
Рейтинг публикации
6 оценок
Другие публикации автора
Элективный курс "Экология территории хутора"
 
 

Муниципальное образовательное учреждение Верхнесолёновская СОШ

Предпрофильный курс

«Экология территории хутора»

для учащихся 9-х классов

Автор:

Дьячкова Н.А.

учитель биологии,

педаго ДО

I категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2009 гю

Пояснительная записка

 

Современная экология изучает взаимоотношения не только растений, животных и окружающей среды, но и человека, своей жизнедеятельностью воздействующего на природу. Поэтому воспитание у школьников сознания, что человек - часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда, когда познает законы природы, и, правильно пользуется ими.

Человечество озабочено сейчас тем, чтобы перестроить все формы своей деятельности не во вред, а на пользу биосфере, исправить нанесенные ей повреждения и предотвратить новые. Это единственный путь, чтобы обеспечить не только дальнейшее существование людей на Земле, но и новый подъем цивилизации. Это грандиозный процесс только начинается. Он проходит трудно, требует много знаний, средств и объединенных усилий всех государств и народов. Все мы - активные участники - этого нового этапа в истории. Поэтому так важно сейчас, чтобы будущее общество было обществом экологически грамотных людей.

Цель программы - показать, что именно от деятельности человека, его постоянного воздействия на природу зависит состояние окружающей среды, состояние природы малой Родины, а, следовательно,   и здоровье человека. Воспитывать у учащихся убежденность в необходимости охраны и изучения природы; формирования экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамических путях рационального пользования. Главное условие развития человечества - не покорение природы, а сотрудничество с ней, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.

Программа рассчитана для работы с учащимися 9-х классов.

В работе по программе предусматривается применение лекционно-семинарской системы обучения. Она включает: 1)лекции, раскрывающие основные теоретические и методологические вопросы; 2) практические занятия; 3) урок-конференцию.

Задачи программы:

1. Воспитание познавательно-эстетического отношения к природе.

2. Воспитание ответственность за судьбу природы своей малой родины; воспитание бережного, хозяйственного отношения к национальному богатству страны.

3. Самостоятельное получение и углубление экологических знаний на основе самообразования.

Ученик должен знать:

 

  • Основные источники природного и антропогенного загрязнения биосферы; понятие о предельно допустимом сбросе (ПДС) и предельно допустимой концентрации (ПДК), мониторинг.
  • Основные источники загрязнения атмосферы; виды загрязнений почв и природных вод; эрозия почвы; ПАВ. СМС.
  • Типы сельскохозяйственных загрязнений; правила применения удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве.

 

 

Ученик должен уметь:

 

  • Оценивать качество питьевой и природных вод по органолептическим характеристикам; определять кислотность воды;
  • оценивать экологическое состояние почвы (по кислотности солевой вытяжки; по солевому составу водной вытяжки);
  • вести дискуссию по охране окружающей среды и проблемам улучшения экологической ситуации в поселении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

п/п

 

Тема

 

теория

 

практика

 

семинары

 

1

 

Загрязнение природной среды и его основные виды

 

1

 

 

 

2

 

Современное состояние и охрана

1

 

1

 

__

 

 

 

атмосферы.

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

 

1

 

1

 

__

 

4

 

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

1

 

1

 

__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

Антропогенное загрязнение окружающей среды

 

2

 

1

 

__

6

 

Экосистема населенного пункта (хутора)

1

 

 

 

 

 

7

 

«Экология хутора, в котором мы

__

 

__

 

1

 

 

живем».

 

 

 

 

 

Итого:    12

 

7

 

4

 

__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание тем учебного курса

Тема 1.

Загрязнение природной среды и его основные виды.

Познакомить учащихся с основными видами загрязнения биосферы. Понятия «загрязнение природной среды», «природное и антропогенное загрязнение». Основные источники природного и антропогенного загрязнения биосферы. Понятие о предельно допустимом сбросе (ПДС) и предельно допустимой концентрации (ПДК), мониторинг.

Тема 2.

Современное состояние и охрана атмосферы.

Изменение состава и загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения атмосферы. Виды деятельности человека, нарушающие равновесие в атмосфере. Кислотные дожди как результат загрязнения атмосферы. Меры по охране атмосферы.

Практическая работа №1

Анализ дождевой или талой воды.

Тема 3.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Причины дефицита пресной воды. Основные источники загрязнения вод. Естественные и искусственные источники загрязнения вод. Опасность загрязнения водных ресурсов и меры по охране природных вод от загрязнения.

Творческое задание.

Подготовить сообщение на тему «Загрязнение природных вод в нашем хуторе, его основные причины.

Практическая работа №2.

Оценка экологического состояния водных объектов.

Тема 4.

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

Процесс круговорота веществ в почве. Сравнение круговорота веществ в естественных и искусственных экосистемах. Проблема эрозии почвы. Виды загрязнения почв. Правила применения удобрений и ядохимикатов в сельскохозяйственном производстве.

Творческое задание

Подготовить сообщение на тему «Как защитить почву от эрозии и

загрязнений».

Практическая работа № 3

Оценка экологического состояния почвы.

Тема 5.

Антропогенное загрязнение окружающей среды.

Типы сельскохозяйственных загрязнений. Загрязнение продуктов нитратами. Рациональное управление сельскохозяйственными экосистемами. Экология автомобильного транспорта.

Химическое, радиационное, биологическое загрязнения среды и их влияние на природу, и здоровье человека.

Практическая работа №4

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта в районе школы.

Тема 6.

Экосистема населенного пункта (хутора).

Понятие о населенном пункте, как об экосистеме: раскрыть экологические проблемы городов и населенных пунктов. Требования к экосистеме села. Село будущего:  каким ему быть?

Творческое задание.

Подготовить доклады (сообщения) к конференции «Экология нашего хутора»:

  • «История и социально-культурная характеристика х. Верхнесолёный»; «Природно-климатическая характеристика хутора»;
  • «Меры борьбы с загрязнением воздуха в сельской местности»;
  • «Охрана природных вод и почв от загрязнения средствами химизации»;
  • «Охрана природных вод от загрязнений отходами животноводства»;
  • «Загрязнение продуктов нитратами».

Тема 7.

Урок - конференция.

«Экология хутора, в котором мы живем».

Проверить умение учащихся применять полученные знания в конкретной ситуации. Урок проводится в виде конференции. Класс делится пополам, каждая группа готовит доклад на определенную тему.

Урок начинается с вводного сообщения учителя. Затем заслушиваются доклады учащихся, в которых докладчики отвечают на возникшие у них вопросы. Обсуждаются проблемы улучшения экологической ситуации в нашем хуторе и создания более благоприятных условий для его жителей.

В заключение учитель обобщает сообщения учащихся, делает вывод и подводит итоги конференции.

 

Практические занятия

 

Практическая работа №1. Анализ дождевой или талой воды.

Цель: Определить содержание карбонат-сульфат ионов и ионов тяжелых металлов в дождевой или талой воде.

Показать возможность качественного определения примесей в дождевой воде.

Практическая работа №2.

Оценка экологического состояния водных объектов.

Цель: Определение температуры и органолептических характеристик воды

местного водоема и питьевых вод.

Научиться оценивать качество питьевых и природных вод.

Практическая работа №3.

Оценка экологического состояния почвы.

Оценка экологического состояния почвы по кислотности солевой вытяжки. Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки.

Практическая работа №4

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от

автотранспорта в районе школы.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта  в  атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

- Кол-во единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

- Нормы расхода топлива автотранспортом;

- Значение эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция

 

 

Литература

 

  1. Алексеев С.В., Беккер «Изучаем экологию экспериментально», Санкт-Петербург, 1993
  2. Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии, М.: АО МДС, 1996
  3. Демина Л. , Гухман  Г.,«Земля», руководство-справочник для учителя, М: 1994
  4. Зверев А.Т. и др. «Экология», Сб. задач и упражнений для 6-8 классов, М: 1996
  5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России, М.: «Устойчивый мир», 1999
  6. Семенова А.Д. «Руководство по химическому анализу поверхностных вод суши»,  Ленинград: 1977
  7. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., Основы экологии. М.: «Дрофа», 2000
  8. Цитович И.К. «Химия с сельскохозяйственным анализом», М:1974

 

 



Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев