государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
УРОК ЦВЕТОВОДСТВА
И
ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА
В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ХРИЗАНТЕМЫ»
Подготовила и провела
учитель
высшей квалификационной
категории
Чёрная О.М.
станица Березанская
2020 год
ГКОУ КК «Березанская школа-интернат»
Тема урока: «Хризантемы
(однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)»
6 класс
Цель урока: обобщить знания учащихся о цветковом растении – хризантема.
Задачи урока:
формирование умений применять хризантему, отличать однолетнюю от многолетней, крупноцветковую от мелкоцветковой.
коррекция и развитие речи, навыков определения сортов хризантем, развитие умений частично – поисковой познавательной деятельности, работа над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений.
воспитание положительного отношения к труду, профессии цветовод, бережное отношение к растениям, интерес к учебе, предмету, умение работать в парах, применять знания в жизни.
развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, внимания, памяти, словарного запаса, мышления, усидчивости, умения отвечать на вопросы четко и громко.
воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к цветам, к природе.
Оборудование: презентация «Хризантема», видеофильм «Хризантемы Никитского сада», инструкционные карты, посадочный материал, инвентарь, раздаточный материал, карточки – задания.
Термины и понятия: хризантема, маточный куст, простая, махровая, полумахровая
Ход урока:
1.Организационный этап
2.Взаимное приветствие.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
3.Проверка готовности к уроку.
4.Психологическая настройка
Улыбнитесь вместе с нами,
Улыбнитесь веселей,
Потому что все мы знаем:
От улыбки нам светлей! (Слайд)
5.Подготовка учащихся к освоению нового материала.
Сегодня я вас приглашаю посетить ботанический сад, а что мы там увидим, я хочу, чтобы вы сами угадали. Для этого мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут ... (Слайд) Тюльпаны
Он – цветочный принц – поэт,
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам ... (Слайд) Нарцисс
Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились... (Слайд) Крокусы
В природе осенней есть зимняя тема,
Морозец к утру и цветет... (Слайд) Хризантема
Молодцы! Угадали все цветы. А теперь найдите лишний цветок, для этого надо найти, что общего у этих цветов, а что отличает их друг от друга (подсказки: когда цветут, какой корень, как размножаются). (Слайд № 7)
Ответы учащихся. Тюльпаны, крокусы, нарциссы, гиацинты являются луковичными растениями. Обычно их высаживают в грунт под зиму, чтобы весной наблюдать за трогательным пробуждением первоцветов, наслаждаться великолепными цветами. Размножаются они
Лишний цветок – это хризантема. Мы с вами в сентябре изучали хризантему, а сегодня повторим, закрепим и узнаем много нового об этом цветковом растении. Научимся отличать однолетнюю от многолетней и крупноцветковую от мелкоцветковой, а также на практическом занятии поработаем флористами и составим цветочную композицию из этого замечательного цветка.
Сообщение темы и цель и задач в изучении нового материала. Кто из вас может назвать тему нашего урока?
Тема урока: «Хризантемы (однолетняя и многолетняя, крупноцветная и мелкоцветная)».
3.Повторение пройденного материала:
А сейчас вспомним, что мы помним о хризантеме.
Дополните фразу:
Хризантемы – многолетние или …(однолетние), травянистые или полукустарниковые, … (красивоцветущие), с ежегодно отмирающей надземной частью ... (растения) - относятся к большому семейству … (астровых) (Слайд).
По высоте хризантемы бывают (низкорослые, среднерослые, высокорослые), где сажают эти виды? (Слайд).
По форме соцветия бывают: (на доске составить последовательность к слайдам) простыми, махровыми, лучистая, кудрявыми, нитевидными (Слайд).
Расцветка цветов: (на столе лежат разноцветные цветы, поднять цветы, цвета которые имеют хризантемы, синий кружок разнообразная расцветка) (Слайд).
Как размножаются хризантемы?
Давайте вспомним:
Хризантемы размножаются семенами, черенкованием и делением, можно приобрести в питомниках хризантемы в горшках. Семенами хризантемы размножают очень редко – выросшие растения не сохраняют сортовых качеств, можно получить совершенно неожиданные формы, окраску и размеры.
Если вы хотите более быстрого цветения, то размножать нужно делением. Для этого весной в начале сезона, когда растения трогаются в рост, лопатой отделите часть куста с периферии материнского растения и посадите на подготовленной клумбе, заправленной органикой и комплексным удобрением.
Старые кусты хризантем можно разделить на несколько частей, оставив только порядком истощенную середину.
Черенки можно срезать с хризантем любого возраста. Когда стебель отрастет примерно на 15-17 см, срежьте верхние 10-14 см, оборвите нижнюю часть листьев. Можно кончик черенка обмакнуть в корневин, и посадить в горшок.
Черенковать хризантемы можно и в течение лета, только не в самое жаркое время. Корни формируются примерно за две недели. Когда увидите, что черенок начал отращивать новые листочки – все прошло успешно. После отрастания молодой поросли примерно на 5 см, можно пересадить молодые кустики хризантем на клумбы методом перевалки: не трогая корневой ком извлечь из горшка и посадить в подготовленные лунки.
Выберите из предложенных месяцев время цветения хризантемы (Слайд).
Освоение нового материала.
Слово учителя: Ну, вот мы с вами и повторили, все, что изучали про хризантему. А сейчас продолжим прогулку по нашему ботаническому саду. Мы знаем, что хризантема делиться на многолетнюю и однолетнюю. А чем многолетнее растение отличается от однолетнего? (Ответы учащихся) (Слайд).
Посмотрите на фото. Перед вами однолетняя и многолетняя хризантема. Чем они отличаются друг от друга, а что общее? (слайд), (однолетняя размножается семенами, а многолетняя ещё и черенками и делением куста, формой и расцветкой цветка и листьев, стебель тонкий и живёт один период). Мы с вами выяснили отличие однолетней от многолетней (повтор с учащимися) (Слайд).
Перед вами крупноцветковая и мелкоцветковая хризантемы. Чем они отличаются друг от друга, а что общее? (слайд), (у крупноцветковой большого диаметра цветок, он один, один стебель, листья крупнее). Мы с вами выяснили отличие крупноцветковой от мелкоцветковой (повтор с учащимися) (слайд).
Все сорта хризантем можно разделить по срокам цветения на:
раннецветущие – зацветают в конце августа. Это сорта обычно низкорослые и плотные кустики около 25-35 см высотой, используются в бордюрах.
среднецветущие – зацветают в начале сентября, преимущественно средней высоты кустов 50-60 см.
позднецветущие – зацветают в конце сентября, начале октября, в основном высокорослые, до 100 см и более, требуют подвязки.
Хризантемы лучше всего растут и больше всего образуют цветов, если они посажены на солнечном участке. Также они требуют хорошо удобренной почвы, достаточно влаги, но без излишеств. Не терпят хризантемы сухую торфянистую или песчаную. В идеале им нужна легкая песчаная почва, хорошо заправленная гумусом и органикой (компост). Уход за хризантемами заключается в регулярных поливах, подкормках, удалении отцветших соцветий, обрезке лишних веток и выщипывании бутонов. Нужно своевременно – раз в три года омолаживать старые кусты. И при правильном уходе, хризантемы будут вас радовать своим цветением.
В Крыму, каждый год проходит волшебный праздник цветов «Бал хризантем» и одна из самых красивых традиций. В 2019 году осенний фестиваль Никитского ботанического сада проходил уже в 66 раз. Оранжевые, лиловые, розовые, золотые, бордовые, белые и даже зеленые — тысячи хризантем создавали феерию красок и атмосферу лета на исходе октября. В этом саду собрана старейшая коллекция хризантем. Не удивительно, что туристы и жители Крыма не упускают возможность полюбоваться таким великолепием.
И сейчас мы с вами тоже побываем на этом балу и полюбуемся великолепием хризантем.
Видеофильм «Хризантемы Никитского сада».
Хризантема – очень хороший цветок для букетов, потому что он долго стоит в срезке. В разных странах по – разному используют этот цветок. В Японии украшают кукол, в Германии – предметы. Делают букеты в виде зверей.
Какое сейчас время года? Сегодня мы с вами научимся составлять зимней композиции из хризантем, еловых веток, шишек, туи и можжевельника..
Практическая работа «Создание цветочной композиции из хризантемы».
Как вы думаете, какие инструменты нам будут нужны для работы? Инструктаж по практической работе (цветок хризантемы, отрывают лепестки и говорят правила техники безопасности).
Повторить правила техники безопасности при работе с ножницами.
Храни ножницы в указанном месте.
Клади их на стол так, чтобы они не выступали за край стола.
При работе следи за линией разреза.
Не работай тупыми ножницами или ножницами с ослабленным креплением.
Материал держи в руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.
Не держи ножницы концами вверх.
Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
Не режь ножницами на ходу.
Передавай ножницы в закрытом виде.
Ход практической работы.
Создание букета — не сложный, но долгий процесс. Если вы делаете это впервые, советуем запастись временем, чтобы действовать не торопясь. В спешке можно испортить букет или повредить цветы.
Что вам потребуется:
Декоративная корзина.
Флористическая губка (оазис), которая полностью закроет дно. Купите несколько брусков, если корзинка большая.
Прозрачная пленка.
Скотч.
Собираем цветы в корзине: этапы работы.
Когда все материалы куплены, переходим к самой приятной части — сборке.
Ножом обрежьте губку, чтобы она плотно укладывалась на дно корзины.
Это я уже сделала.
Поместите ее в емкость с водой на 15-20 минут, чтобы она пропиталась влагой. В жидкость можно добавить «Кризал» — подкормку для растений.
Подрежьте стебли цветов наискосок и удалите листву. Чем короче стебель и меньше листьев, тем дольше букет сохранит свежесть. Застелите дно корзины пленкой. Флористы используют разные техники: фиксируют ее скотчем к прутьям, оборачивают нижнюю часть и бока оазиса и обматывают липкой лентой, подворачивают края вовнутрь, чтобы заполнить пространство между губкой и корзиной. Способ зависит от формы и глубины аксессуара. Пробуйте и выберете оптимальный. Главное, чтобы корзина была полностью изолирована от оазиса, чтобы не было протечек.
Вставляйте растения в губку. Если предусмотрена зелень, начинайте с нее. Затем зафиксируйте цветы с самыми упругими стеблями, потом — с более мягкими. Соблюдайте баланс, чтобы корзина ровно стояла и не падала под тяжестью цветов.
Вращайте корзину, чтобы располагать растения равномерно.
Не стремитесь к идеальным формам и четким контурам. Легкая природная небрежность придаст подарку естественное очарование.
Закрепление полученных знаний.
Повторим материал, закрепим умения, чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я». (Слайд).
Слайды с фото хризантем.
Подведение итогов.
Чему вы научились сегодня?
Где могут пригодиться полученные знания с урока?
А сейчас я вам предлагаю создать «Букет настроения». Учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: «Давайте узнаем, понравился ли вам урок».
Оценка работы учащихся. Домашнее задание.
- Здесь еще нет комментариев