Для развития творческой индивидуальности ребенка в условиях детской эстрадной студии, необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя коллектива, хореографа и концертмейстера. Каждый из педагогов занимается своей сферой обучения, и каждый на своём месте незаменим. Роль концертмейстера заключается в подборе и адаптации музыкального материала для каждого конкретного ребёнка либо для определённого состава ансамбля, а не ограничивается рамками аккомпанеаторства.
В свой работе я использую только высокохудожественные произведения, обладающие выразительной мелодией, богатой гармонией, грамотным текстом, помогающие воспитывать у детей культуру исполнения и прививать эстетический вкус.
Ещё один аспект моей работы – создание системы распевок и упражнений, позволяющих совершенствовать вокальную технику и гармонический слух детей, а также знакомить их с различными приемами исполнительского искусства.
Для детей младшей возрастной категории наиболее приемлемыми являются групповые занятия. Дети учатся петь всей группой, дуэтом, трио, соло, перекличкой. Таким образом, приобретаются навыки вокального искусства: чистота интонирования, правильность дыхания и звукоизвлечения, напевность голосоведения, дикция и артикуляция, а также гармонический и мелодический слух.
Занятия должны быть эмоциональными, динамичными, с обязательным использованием игровой формы.
Для достижения этих целей, я подбираю небольшие песенки-попевки с диапазоном не более квинты, с запоминающиеся мелодией и классической гармонизацией. Распевки сочиняются по мере надобности, учитывая индивидуальные особенности исполнителей, а используемые раннее – модифицируются для конкретных целей (постановки эстрадно- певческого аппарата, развития гармонического слуха, расширения жанрового опыта).
Цели и задачи моей деятельности совпадают с целями и задачами программы, но с большим акцентом на подготовительную, аранжировочную и теоретическую базу занятий.
В своей работе я использую различные игровые песенки, несложные по тексту и мелодическому рисунку, вокальные скороговорки. На их примере дети знакомятся с основными элементами и понятиями теории музыки (метр, ритм, длительность, динамические оттенки, лад, темп), обогащают свой репертуар и певческий опыт, совершенствуют вокальную технику, не акцентируя внимание на сложных музыкальных терминах, в форме игры. На этой основе происходит наилучшее усвоение знаний и умений.
При исполнении указанного музыкального материала я уделяю огромное внимание бережному отношению к детскому голосовому аппарату. Для этого внедряю элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой, которые способствуют формированию певческого дыхания и укрепляют дыхательную систему, что является особо важным фактором, сохраняющим здоровье детей в условиях Крайнего Севера.
При отборе концертного материала я учитываю возрастные особенности и возможности детей. Песни должны быть яркообразными, различными по жанру, с удобным для исполнителей текстом и легковоспроизводимой мелодией. За год их число обычно не превышает трех. А вот число попевок может колебаться от пяти до десяти, каждая из которых должна иметь нескольких гармонических и жанровых модификаций.
На основе навыков, полученных в предыдущий период, для детей среднего возраста вводятся новые упражнения и распевки совершенствующие их певческий уровень. Эти упражнения позволяют:
- существенно расширить рабочий диапазон исполнителей до полутора октав;
- стереть грань между нижним и верхним регистрами;
- усвоить понятия «активная» и «мягкая» атака звука;
- свести пение к единой позиции;
- научиться использовать короткий незаметный вдох.
Я, как концертмейстер, стремлюсь помочь ребенку качественно усвоить эти приемы. Для этого, применяя индивидуальный подход для конкретного исполнителя, проигрываю распевки в тех регистрах, которые соответствуют его природным данным; акцентирую различные доли, меняю ритмический рисунок, увеличиваю или замедляю темп, изменяю гармонизацию.
Очень действенным является метод возвращения к пройденному. Как и в более ранний период, дети отрабатывают различные приёмы вокальной техники на одном и том же музыкальном материале, чувствуя себя уверенно, концентрируясь на определённой задаче, а не на запоминании и воспроизведении новых попевок.
Большую роль для детей этой возрастной группы играют многоголосные распевки. Начинать следует с небольших двухголосных построений с простой гармонической поддержкой. Постепенно голоса следует варьировать, усложнять мелодический рисунок, разнообразить ритмику и, соответственно, усложнять гармонизацию. В качестве музыкального материала я использую элементы и фразы из разучиваемого репертуара, модулируя их по полутонам. Очень полезно пение каноном, исполнение мелодии на фоне органного пункта и разнообразных подголосков, а также различные ритмические упражнения, развивающие координацию между слухом и голосом. Постепенно усложняя структуру распевки, я ввожу элементы импровизации и вариаций.
Основной задачей концертмейстера на данном важнейшем этапе является умение, не торопя события, ненавязчиво, но упорно добиваться того, чтобы дети учились слышать в многоголосии не только себя, но и всю гармоническую структуру и соотносить своё пение с общим музыкальным контекстом.
Для достижения этих целей я пользуюсь такими приёмами:
- разучивание распевки по голосам
- пение одной партии в ансамбле с инструментом (с мелодической поддержкой и без неё)
- одновременное исполнение двух различных партий с инструментальной поддержкой
- пение всех голосов на фоне небольшой гармонической поддержки фортепиано
- исполнение распевки без сопровождения.
После успешного прохождения всех этих этапов, для ребёнка не составит большого труда исполнить свою партию в ансамбле. Именно к такому результату нужно стремиться, т.к. особенностью профессиональной эстрадной фонограммы является лишь «намёк» на проведение мелодической линии в сопровождении сложного по фактуре аккомпанемента. В то время как специфика ансамблевого пения подразумевает многоголосную структуру с аккордовой основой и большим количеством бэк-подголосков, где каждый исполнитель поёт свою партию один. Для этих целей необходим хорошо развитый гармонический слух.
Параллельно с практической работой над совершенствованием вокально-интонационных навыков, я занимаюсь подбором музыкального материала для теоретических занятий по сольфеджио и элементарной теории музыки, т. к. эти знания необходимы детям в непосредственной работе над репертуаром.
Что касается выбора произведений, здесь концертмейстеру даётся большая свобода. По мере необходимости необходимо корректировать аранжировку с учётом возрастных и вокальных особенностей исполнителей. Можно изменить тональность произведения учесть тембровые и технические особенности группы или солиста, разнообразить вокальную фактуру. Если же берется песня известного исполнителя, основную мелодическую линию следует сохранять. Но и здесь необходимо найти различные подпевки, разложить на голоса, усложнить или упростить вокальную партию, а также направить детей на самостоятельный творческий поиск. Например, я предлагаю им самим сочинить импровизацию, корректно поправляя неудавшиеся моменты.
В старшей группе дети свободно ориентируются в многоголосии, могут самостоятельно придумать несложные импровизации и использовать их в своих выступлениях. Они разбираются в разнообразных стилях и направлениях эстрады, джаза, рока, кантри и реализуют свои знания на практике, исполняя разнообразный репертуар.
Особенностью работы концертмейстера в данный период является профессиональное сотрудничество с исполнителями. Репертуар подбирается совместно, а упражнения сочиняются конкретно для устранения возникших сложностей в работе над репертуаром.
Я использую те же распевки, что и в средней группе, только в усложненном варианте. Одноголосные: в более подвижном темпе, с большим диапазоном, с включением задач повышенной трудности. Многоголосные: чаще всего аккордовые (трех, четырех, пятиголосные) со сложным гармоническим аккомпанементом, либо без сопровождения. Чаще всего это наиболее трудные элементы из песен, модулирующие фразы и сложные кадансы.
Особо дифференцированно необходимо подходить к работе с солистами. Они обладают наиболее яркой творческой индивидуальностью, специфическим тембром, продвинутой вокальной техникой, что даёт возможность глубже и тщательней заняться их сольным сценическим образом и индивидуальным стилем.
Особая категория солистов – мальчики мутационного и послемутационного периодов. Здесь необходимо очень бережно относится к их «ломающемуся» голосовому аппарату. В этих целях я подбираю для них щадящие варианты распеваний, позволяющие мягко корректировать естественно возникающие проблемы, не отменяя полностью голосовую нагрузку.
Моя деятельность подчиняется стилю и методике работы руководителя коллектива и является опорной в работе над репертуаром. Удачная вокальная аранжировка и хорошо сформированный певческий аппарат даёт возможность полностью раскрыть творческий потенциал учащихся. Именно в этом и заключается основная работа концертмейстера детского эстрадного коллектива.
Васягина Ирина Романовна,
концертмейстер высшей категории
Североморского Дома творчества детей и юношества
- Здесь еще нет комментариев