Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 1 города Коврова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме
«Ковров – город воинской славы»
учителя истории и обществознания
Прохоровой Анны Владимировны
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Патриотизм – качество присущее истинному гражданину, означает активную
жизненную позицию, толерантность, любовь к Родине. Данное качество не появляется с рождением человека. Оно формируется постепенно, по мере складывания и развития личности. Одним из основных инструментов формирования патриотизма является воспитание. Позиция Министерства образования и науки РФ по данному вопросу наиболее полно отражена в письме Министерства от 15.01.2003 г. № 13-51- 08 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ».
Данные документы определяют, что:
- гражданское образование имеет главной целью воспитание гражданина для
жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;
- предполагается сочетание формирования навыков социальной практики с
глубоким освоением основ русской культуры;
- патриотическое воспитание сегодня является краеугольным камнем единого
комплекса политического, правового, нравственного образования.
На уровне каждого образовательного учреждения необходимы и возможны
систематизированные действия в данном направлении. Школа являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Все вышеизложенное определяет актуальность методической разработки и реализации урока «Ковров – город воинской славы».
Методическая разработка составлена с учетом регионального компонента и с учетом индивидуальных особенностей школьников.
На изучение темы «Ковров – город воинской славы» отведено 45 минут, урок рассчитан на учащихся 8 - х классов. Тема урока приурочена к знаменательной дате для города Коврова – 3 ноября 2011 года, когда городу было присвоено почетное звание «Город воинской славы».
Данный урок можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, подготовки к экскурсиям, создания презентаций.
Тема: «Ковров – город воинской славы».
Цель: Сформировать знания учащихся о Коврове как городе воинской славы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развить нравственно-личностные качества (любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своего народа, чувство толерантности);
- совершенствовать навыки совместной деятельности;
- совершенствовать навыки выступления перед аудиторией.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
- развитие у учащихся умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Сформировать представление учащихся о г. Ковров как о городе воинской славы.
Оборудование урока: школьная доска, карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», проектор, мультимедийная доска.
Наглядно-демонстративный материал - презентация к уроку.
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УДД |
1. |
Мотивационно – ориентировочный Подготовка учеников к уроку. Эмоциональный настрой на тему урока. |
Эмоциональный настрой на тему урока. Проверяет готовность к уроку, зачитывает эпиграф: «Города, города… Их в России не счесть. Они опора страны, ее доблесть и честь. И в лихие года своих горожан Каждый город с вокзалов на фронт провожал. Вот один из них – славный город Ковров, Где жил оружейник В. Дегтярёв, Город воинской славы, победы! Трудом и в бою заслужили их деды. Но под стелами славы стоят города, Отличает их ратная доблесть всегда, Сколько раз враг пытался с земли их стереть, Но взамен получал он бесславье и смерть!» Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься? После ответов учащихся включает на интерактивной доске тему урока |
Отвечают на вопрос учителя после прослушивания музыкального эпиграфа. Записывают в тетради тему. Самостоятельно формулируют цель урока. |
Личностные: понимают значение знаний данной темы урока. Результативные: принимают учебную задачу, формируют цели. |
|
Актуализация |
Городу Коврову 3 ноября 2011 г. было присвоено звание города воинской славы. Что для вас означает слово война? Может война быть справедливой? Как вы понимаете выражение война Отечественная? Какие понятия нам могут сегодня понадобиться?
|
Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят доказательства своим рассуждениям. Дают определение войны, Отечества, патриотизма, мужества, героизма. |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями. Познавательные: Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; Логические: осуществляют поиск информации (из рассказа учителя, одноклассников). |
|
Мотивация |
Как вы считаете, ребята, зачем нам нужно изучить данную тему? |
Выдвигают свои версии для ответа на вопрос. |
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопроса; обмениваются мнениями. Познавательные: Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя. |
|
Целеполагание |
Что по вашему мнению, нужно узнать, чтобы ответить на вопрос – почему город Ковров является городом воинской славы? |
Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить события, происходившие в этот период в городе? Проверить наличие фактов, которые могут подтвердить, что город заслуженно получил такое почетное звание.
|
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопроса, обмениваются мнениями. Познавательные: Общеучебные – формулируют ответ на вопросы учителя. Личностные: понимают значение знаний данной темы урока. |
2. |
Операционно – исполнительский Изучение материала. В 2016 году город Ковров отпраздновал 2 юбилея : 5-летие присвоения городу звания "Город Воинской славы" и 100 - летие ЗиД) Как связаны эти две значимые для города даты? Сегодня на уроке мы пролистаем отдельные страницы военной жизни нашего города, связанные с историей завода им. Дегтярева, вкладе его тружеников в героическую летопись Великой истории нашей страны. За что присуждается городам звание «город воинской славы?» Просмотр видео ролика о вручении звания городу Коврову «Город Воинской славы» в Кремле, а также фотодокументов, памятной монеты в честь этого события в истории нашего города. За что наш город получил столь высокое звание? Как связано это с заводом имени Дегтярева? Работа с фотодокументами, текстами документов, представленных в Рождественском сборнике и в сборник материалов о Великой Отечественной войне.
Первичное осмысление и закрепление знаний.
|
Рассказ учителя о вкладе жителей нашего города и в первую очередь тружеников завода в обороноспособность страны, комментарии учителя к видео ролику. Учитель организует работу с документами.
Давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока – «почему город Ковров является городом воинской славы?»
Викторина
|
Просматривают видео ролик, слушают объяснение учителя. Выступают с сообщениями, подготовленными дома о Заводе им. Дегтярева, ковровском оружие и о ковровских тружениках в годы ВОВ. Показывают свои маленькие презентации по теме сообщения. Самостоятельно изучают текст документа, анализируют, высказывают свое впечатление об узнанном, дают оценку.
Ответы учащихся
Ответы на вопросы викторины. |
Познавательные: Общеучебные – умеют структурировать знания, дополняют и расширяют знания; осуществляют поиск информации; Логические: строят логическую цепь рассуждений. Личностные: применяют правила делового общения. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем; Коммуникативные: выражают свое мнение; вступают в диалог при обсуждении сообщений; допускают существование различных точек зрения, выслушивают другое мнение, вместе делают выводы.
Познавательная: Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; Личностная: оценивают собственную учебную деятельность; Коммуникативные: выражают свое мнение; вступают в диалог. |
3. |
Рефлексивно – оценочный Обобщающая беседа |
Вопросы: 1)За что наш город получил столь высокое звание «Город воинской славы»? 2)Как это связано с заводом имени Дегтярева? 3) Дайте оценку роли ковровчан в победе над фашистской Германией? |
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Познавательная: Общеучебная – самостоятельно формулируют выводы. Логическая – приводят примеры и доказательства сформулированных вводов.
|
|
|
Составьте схему (модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними. Постановка новой учебной цели: Какие вопросы, связанные с военной историей нашего города вы хотели бы рассмотреть в перспективе? |
Ответы учащихся |
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
|
Домашнее задание Написать эссе: 1) «Ковров – город Воинской Славы». 2) «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (по выбору) проиллюстрировать своим рисунком или фото из семейного архива |
Конкретизирует домашнее задание. Темы включены на интерактивной доске. |
Записывают задание и рекомендации по выполнению. |
|
Конспект урока
Тема урока: «Ковров – город воинской славы»
Цели урока |
Осознание обучающихся как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. |
Задачи урока |
- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев; - формировать активную гражданскую позицию; - актуализировать знания и представления по теме, пробудить к ней интерес; - развивать личностные, коммуникативные УУД. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Образовательные ресурсы |
1. Карта «Великая Отечественная Война 1941-1945гг. 2.Документальные фото 1941-1945гг(г. Ковров в годы ВОВ) 3. Документы эпохи: письма, воспоминания жителей г. Коврова – очевидцев событий. 5. Кадры видео ролика о вручении звания городу Коврову «Город Воинской славы» в Кремле. 6. Музыкальные записи к урокам, стихи, репродукции картин. |
План изучения новой темы |
1. Ковров в годы ВОВ 2.История завода им. Дегтярева. 3. Вклад ковровчан в героическую летопись Великой истории нашей страны.
|
Методы и формы обучения |
Методы: метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами). Формы: индивидуальная; в парах или малых группах.
|
Обязательный минимум содержания регионального компонента по истории Владимирского края |
Владимирская область в Великой Отечественной войне. Подвиги ковровчан в годы ВОВ. |
Требования к уровню подготовки учащихся по истории Владимирского края. |
Знать/понимать: факты и события, связанные с вкладом г.Коврова в героическую летопись Великой истории нашей страны. Уметь: использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения Всеобщей и Отечественной истории, истории города Коврова. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: – самостоятельной работы со справочной, краеведческой литературой, с историческими документами в архивах и музеях, со свидетельствами очевидцев; – высказывания и аргументирование своей оценки событий и личностей. |
Планируемые образовательные результаты:
Объем освоения и уровень владения компетенциями |
Компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретенная компетентность |
Получают возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать оценку событиям, поступкам (подвигам); осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, архивах, музеях; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. |
Коммуникативная компетенция: – вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, взаимодействовать в группе; – владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, комментарии); – выступать с устными сообщениями, корректно участвовать в дискуссии. |
Организационная структура урока:
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Подготовка учеников к уроку. Эмоциональный настрой на тему урока. |
2 мин. |
Эмоциональный настрой на тему урока. Проверяет готовность к уроку, зачитывает эпиграф: «Да, мы не помним той войны, живем насущным настоящим. Но я уверен мы должны не забывать тех кто однажды недал пропасть своей стране. Тем сильным и великим людям кто закалили сердца в огне, мы вечно благодарны будем… Ребята!» Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься? После ответов учащихся включает на интерактивной доске тему урока |
Отвечают на вопрос учителя после прослушивания музыкального эпиграфа. Записывают в тетради тему. Самостоятельно формулируют цель урока. |
2.Актуализация знаний учащихся
|
4 мин. |
Городу Коврову 3 ноября 2011 г. было присвоено звание города воинской славы. Что для вас означает слово война? Может война быть справедливой? Как вы понимаете выражение война Отечественная? Какие понятия нам могут сегодня понадобиться?
|
Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят доказательства своим рассуждениям. Дают определение войны, Отечества, патриотизма, мужества, героизма |
3.Постановка темы или проблемного вопроса |
1 мин. |
Что по вашему мнению, нужно узнать, чтобы ответить на вопрос – почему город Ковров является городом воинской славы? |
Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить события, происходившие в этот период в городе? Проверить наличие фактов, которые могут подтвердить, что город заслуженно получил такое почетное звание.
|
4. Изучение нового материала |
20 мин. |
Изучение материала. В 2016 году город Ковров отпраздновал 2 юбилея : 5-летие присвоения городу звания "Город Воинской славы" и 100 - летие ЗиД) Как связаны эти две значимые для города даты? Сегодня на уроке мы пролистаем отдельные страницы военной жизни нашего города, связанные с историей завода им. Дегтярева, вкладе его тружеников в героическую летопись Великой истории нашей страны. Рассказ учителя о вкладе жителей нашего города и в первую очередь тружеников завода в обороноспособность страны, комментарии учителя к видео ролику. Учитель организует работу с документами. Анализирует выступление учащихся с сообщениями, подготовленными дома о Заводе им. Дегтярева, ковровском оружие и о ковровских тружениках в годы ВОВ.
|
Просматривают видео ролик, слушают объяснение учителя. Выступают с сообщениями, подготовленными дома о Заводе им. Дегтярева, ковровском оружие и о ковровских тружениках в годы ВОВ. Показывают свои маленькие презентации по теме сообщения. Самостоятельно изучают текст документа, анализируют, высказывают свое впечатление об узнанном, дают оценку.
|
5. Закрепление материала |
10 мин. |
Давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока – «почему город Ковров является городом воинской славы?»
Викторина
|
Ответы учащихся Ответы на вопросы викторины |
6. Рефлексия, домашнее задание |
3 мин. |
Вопросы: 1)За что наш город получил столь высокое звание «Город воинской славы»? 2)Как это связано с заводом имени Дегтярева? 3) Дайте оценку роли ковровчан в победе над фашистской Германией? Домашнее задание Написать эссе: 1) «Ковров – город Воинской Славы». 2) «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (по выбору) проиллюстрировать своим рисунком или фото из семейного архива. |
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Записывают задание и рекомендации по выполнению |
Список использованных источников и литературы
- «Город рос вместе с заводом» Н.Палова, В.Никулин, «ТиЖ» от 6.08.1997
- Город воинской славы – Ковров: «Сквозь века»/ О.Монякова, И.Зудина, В.Никулин –Иваново, 2013 – 264с.
- Города-герои и города Воинской Славы России/ под редакцией В.Рябкова - М.:»ПЕНТА»,2015
- Дегтяревцы на службе Отечеству/ Ковров 2016
- «Живое прошлое. Фотодокументальная летопись ковровского края в XX веке. Часть II». 1941-2000/ О.А. Монякова.- Ковров: НПО «Маштекс», 2002. – 128с.
- «Из разговора» с картой», И. Скурко, «ЗТ» от 18.05. 1989
- «Исторические заметки о Коврове»/ О.А Монякова, Ковров,2003 – 208с.
- Путь к Победе: Ковров в 1941-1945гг: Сборник материалов о Великой Отечественной войне / сост.Н.Е.Комарова, О.А. Монякова.- Ковров, 2005. – 138с.
- Рождественский сборник. Выпуск 18./О.А. Монякова, Ф.Н. Фролов. - Ковров.,2011.
- Фролов Н.В., Фролова Э.В. Из истории города Коврова, часть II. Издательство «БЕСТ-В», ООО «Маштекс», Ковров 1999.
Приложения
Викторина
1.Назовите оружейников г. Коврова (Георгий Семенович Шпагин, Владимир Григорьевич Федоров, Василий Алексеевич Дегтярев.)
3.Кто разработал первый русский автомат? (В.Г.Федоров АВФ (Автоматическая винтовка Фёдорова),2,5-линейная винтовка Федорова— российская автоматическая винтовка калибра 6,5мм, разработана Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913—1916 годах.)
4.Какие виды оружия разработаны Дегтяревым? (пулемет Дегтярева ДП (разработка 1927), танковый пулемет Дегтярева ДТ (разработка началась 1930х.), пистолет-пулемет Дегтярева ППД (разработка 1934, потом проходил модернизацию в 1938 и 1940 г.), противотанковое ружье Дегтярева (разработка 1940-1941).
5.Какие виды оружия разработаны Г.С Шпагиным? (ППШ – пистолет-пулемет Шпагина)
6.Назовите ковровчан-героев Советского Союза? (Бурматов Владимир Александрович, Генералов Алексей Петрович, Коньков Федор Герасимович, Лопатин Алексей Васильевич, Носов Иван Степанович, Ранжев Павел Константинович, Ястребов Виктор Иванович, Першутов Иван Васильевич, Заевский Виктор Антонович, Кабанов Василий Григорьевич, Мартынов Алексей Петрович, Прованов Григорий Васильевич, Маштаков Павел Семенович)
7.Когда в Коврове открыта Аллея Героев на Площади Победы? ( 9мая 2000г.)
8.В каком году г.Ковров получил Почетное звание Город Воинской славы? (Указ Президента Д.А.Медведева от 3.11.2011г.)
- Здесь еще нет комментариев