Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 38, Сыктывкар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 09.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 19816
Рейтинг публикации
17 оценок
Другие публикации автора
Лучший в мире кинозал...
 
 

 

Нет наслаждения книгой  – нет чтения, нет читателя.

Безучастное перелистывание страниц,

холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение.

Симон Соловейчик

 

 

Лучший в мире кинозал — это мозг,

и ты понимаешь это, когда читаешь хорошую книгу.

Ридли Скотт

 

Урок литературного чтения… Время встречи с книгой, хорошей очень книгой. Несколько раз в неделю дети вместе с учителем читают, анализируют, учатся проживать вместе с героями их моменты жизни, сопереживать им, видеть в словесной картине природы художественные образы…

 

Звонок, а дома и взять книгу в руки не заставить. Почему? На уроке работал наперебой с одноклассниками, рука вверх, с места постоянно соскакивает:

- Спросите меня! Я хочу это прочитать!

 

Что происходит с детьми между уроком и приходом домой? Куда исчезает желание: «Я хочу это прочитать?». Для записи в читательском дневнике ребенок достает с полки книгу, листает ее, «читает-не читает», ждет, когда минутная стрелка наконец-то пройдет весь это круг – целый час. И долгожданная свобода от книги!

 

- Не читает и все тут! Каждый день война дома! – руками разводит уже уставшая от этого мама.

- И мой также…

- Постоянно наказываем, а толку-то…

Раздаются на родительском собрании похожие друг на друга сетования мам и пап.

 

И только единичное:

- А моего за уши не оторвать! Даже гулять не идет, пока не дочитает…

 

Родители оборачиваются и смотрят на «инопланетянина» - его ребенок любит читать!

 

… Мало, очень мало в каждом классе детей, которые любят читать. Не могу согласиться, что это только беда детей 21 века. Читающих детей и 20, и 30 лет не наблюдалось толпами. Я вспоминаю свой класс. И не могу особо припомнить, чтобы много с кем была возможность поговорить о прочитанном не по школьной программе. Но соглашусь, что сегодня ребенку гораздо сложнее влюбиться в книгу – слишком много привлекательного, удивительного и легкого в визуальной информации.

 

Точно знаю и всегда говорю на собрании – первое условие, чтобы ребенок взял с удовольствием книгу и открыл ее как нечто таинственное, как то, что увлечет так, что ничего вокруг не вижу – ЧИТАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ! В квартире постоянно витает дух любви к чтению: «Что-то так привлекает маму и папу в книге с серыми страницами без картинок, что они даже не обращают внимание, сколько времени я сижу за компьютером…» Мне вспоминаются у нас в доме вездесущие выпуски «Роман-газеты» и споры родителей, кто первый читает новый журнал. И никогда я не видела в квартире напротив этих изданий, у своей подруги. Там только стояли и ничего не делали, в то время обязательный атрибут советской квартиры, на полках книги, купленные как самый дефицитный товар, всегда в одинаковом порядке, всегда очень ровно и всегда как-то безжизненно, вряд ли их открывали. Подруга не любила читать. Не любит сейчас, не читает и ее ребенок.

Именно поэтому, первопричина нелюбви к книге не в телевидении и компьютерах – как легко обвинить современные технологии и открытия, а в нас взрослых, забывающих, что такое перелистывать вкусно пахнущие страницы самой интересной книги на свете, и разочаровываться тем, что дочитали до конца.

 

Конечно, бывает и такое, в доме читают все, а ребенок ни в какую. Здесь причины и подходы надо искать другие. Может и в ином восприятии. Но! Что вселяет надежду - бывает – знаю по описаниям жизни известных людей, в практике особо не встречала – ребенок любит читать, сам сочиняет, а семья равнодушна к книгам. Значит, что-то есть еще, помогающее маленькому человечку побывать в лучшем мире кинозале, который создает его «мозг, когда он читает хорошую книгу» и отказаться от чтения он уже не может.

Школа – это место, где нам, учителям, дается возможность открыть для ребенка это «что-то».  Очень нужно сделать так, чтобы у ребенка во время чтения толпились в голове образы, представления, разворачивалась картина театра, кино… его собственной постановки прочитанной книги. Сначала вместе, а затем превратить это в привычку в голове – представлять, рисовать, оживлять.

 

Как часто нам в школе задавали «рисунок» к прочитанному произведению. По всем внутренним педагогическим задачам – очень эффективный прием обучения осознанному чтению. А как иначе? Не нарисует ребенок, если не прочитает, не прочитает вдумчиво.

Не помогает особо! Сколько лет рисовали и будем рисовать – не увеличивается число детей вдумчиво читающих. Потому как не увеличивается число любящих книгу, а любовь и вдумчивость читательская это почти одно и то же. Очень тонкая грань.

А куда исчезали и исчезают рисунки? "Я читал, пытался понять, представить, пусть на листе не так получилось красиво, как представил, но я старался… очень!" И хорошо, если ребенок однажды не увидит свой рисунок в урне. А он вдумывался, он очень старался!

 

Нет, не призываю хранить годами рисунки  - это невозможно, мы с детьми призываем Вас их оживлять! Попробуйте прочитанный рассказ, стихотворение сделать живым, но обязательно в исполнении детского восприятия. Пусть они чтением озвучивают  созданные образы!

Ни один раз, ни два, и не три! Очень часто, до возникновения внутренней потребности.

Чтобы их тетрадки по чтению, были свободно, а не по указке учителя изрисованы прочитанными образами, представлениями:

 

Ug4-sqkL-LsAH16cXwZK5LGyo9sB9AmHw2SSu5736pbKknzA3PeErZEJYbClwTu6Z0jA7bf25hBQuaHKAAf0IH5tIJwff92a1Tj2X06mDihORQeKx4oGPP8tmqyk3s_5UhG_8N3cW8G1dtFB1PRbMEkKmtr2E6gI

 

 

Чтобы они просили Вас:

- Давайте сделаем мультфильм к этому рассказу, а давайте «запишем» сказку на доске! Я придумал, как это изобразить!

Чтобы от них шло это осознанное читательское желание делиться представленными образами: «Давайте, давайте, давайте!»

 

В прошлом выпуске мы с детьми такой работой занялись только в четвертом классе – не успели многое. Но как долго еще в пятом классе они прибегали: «Давайте продолжим!»

Сейчас мы уже во втором с детьми добились много.

 

Легче во втором начинать, легче от того, что многие уже умеют сотрудничать по-настоящему, со всеми постановками внутренних личностных целей работая в группе.

Уже имея опыт в такой работе – инсценирование прочитанного на многопользовательской ( а именно эта возможность является очень важной в этом творчестве)  интерактивной доске elite Panaboard, и зная особенности ПО elite Panaboard book – именно эти условия помогают детям очень легко, без заготовок эффектов  и особых действий с объектами – создавать интерактивный «театр» почти уже САМостоятельно!

Все начинается с чтения! Мы читаем на уроке произведение, анализируем его, пытаемся понять основную мысль. Дети выделяют основные образы, которые нам понадобятся для инсценировки. Иногда это перевоплощения – маски, элементы декорации и наряды…

 

y-kDHfL0TMFVMY70gP-21wBQgmbZofewE4rqchnY

(Девочка Снегурочка. В. Даль)

 

Но в интерактивном инсценировании элементами не обойтись!

Здесь каждая мелочь в описании обстановки, пейзажа или действии персонажа нам очень важны!

Так, чтобы нарисовать жука-плавунца или жука вертячку, щуку или пескаря – нужна не только фантазия, нужна очень важная книга – энциклопедия!

 

3m-FIiaqoKCYV5bVswR88Z4nIvfFrMXpf5yn56qB

 

А как  выглядит охотник в зимнем лесу? И рисунок, где он в кепке и чуть ли не в футболке советом группы не принимается – нужно передать все точно!

Работа над фоном, персонажами, их доработкой идет уже за рамками урока литературного чтения. На уроке изо – создание на бумаге:

 

7S7ZOTJ2eP65D88NzkU9U7rW3rhnMcHPOSwIjVOi

 

на технологии - компьютерная обработка и включение в сцену.

uN5xZMdddZJjjOvpamnjUvMTpys-4kbhUA-2TB5U

 

Здесь, на сцене каждый персонаж будет передвигаться с помощью «держателей». Мы специально не передвигаем непосредственно сам объект – нам это есть очень серьезная причина.

 

4OmBkO6I9f0QIgYO6DSu31uDGatYXF1aCacQLNFL

(Дети Деда Мороза. Русская народная сказка)

 

Второклассники еще небольшого роста ученики. Но тем не менее, если сцена будет разворачиваться непосредственно перед ними – зрители живого «интерактивного театра» не смогут полноценно увидеть действие. Часть экрана будет закрыта детьми. Поэтому наша сцена находиться в верхней части экрана.

Теперь зрителям видно, но неудобно тем, кто работает с персонажами. Поэтому у нас появились «держатели». Но и еще одна важная особенность важности той «ниточки», которая ведет от персонажа. Выше, я уже объясняла, что ПО elite Panaboard book имеет свои исключительные особенности для работы детей. Дело в том, что когда передвигаешь объект в этом ПО, он всегда находиться на переднем плане.

Это так здорово!

Значит, не надо настраивать эффекты и действия «скрыть-раскрыть», «отправить на передний план» и т.п. Все просто – размещаем персонаж, который должен появиться на сцене позже - на заднем плане, и только когда товарищ по группе начнет читать о нем, с помощью держателя (он снизу тянется к сцене) другой ученик выводит его на передний план и персонаж играет свою роль! А чтобы не перепутать, чей выход на сцену – на держателе можно сделать маленький «клон» персонажа.

 

fxHrL3DuXCdl-OSMJMqFepwsqO13xALFzm4UuUv8

 

 

Дома, на переменах, в любую свободную минутку идет серьезная работа над правильностью чтения своего отрывка для чтения во время «выступления», и даже «студийной записи»

 

Если у нас позволяет время на уроке или во внеурочной деятельности, мы обязательно записываем.

В группе появляются еще и роли:

- оператор

- звукооператор

Оператору выдается во владение «видеокамера» и ответственность за сохранение «рабочих» материалов.

Звукооператор отвечает за микрофон и озвучивание.

 

-o7T4i_HUTx63yoXWVoB8pe16ViSslIxcIFecc8q

(Всем вам крышка. Э. Шим)

 

F4rsjZXD59SwfZHPiIFQnm6wVZ-blUlF-hyuhfQa

(Мороз не страшен. К. Ушинский)

 

По опыту скажу, что такая работа в группе никогда и никого не оставляет в стороне или желании «отсидеться» за спинами. Ученики из других групп ждут не дождутся своей очереди, начинают "внедряться" в работающую.

 

Как хлопнет - так ледяная крышка готова!

RBCL96GOb2GZmb3YS81S1papANqcGUgID5PWdRJB

EyBx45a4jRfkH6Gem-pxY7CAwv0K_Q4g63KIp8JC

А весна придет - все Морозкины крышечки распечатает!!!

 

То, что дети готовы любоваться на результат своей работы, смотреть влюбленными глазами и бесконечно обсуждать прочитанное произведение – и говорить не приходится!

 

8CxHwe3gTOHR-6XVtofcyh4z0DRnxLe911EvtCqB

(Зима в лесу. И. Соколов-Микитов) ссылка на видеофайл (полная версия с озвучиванием)

Как они просят показать все родителям, другим детям, учителям. Обижаются даже…

И мне очень хочется верить, что в нашем классе к окончанию четвертого класса будет много вдумчивых, любящих книгу детей. Так хочется, чтобы «лучший в мире кинозал, это был их мозг, и понимали они это, когда читали бы хорошую книгу!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ткачёва О.Н. написал(а) 3608 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Мария Александровна, как здорово, что "не перевелись на Руси" такие Педагоги с большой буквы! Я не просто удивлена, а поражена Вашими творческими способностями, желанием творить чудеса! А самое главное, эти чудеса видим и мы. ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новые идеи, которые, несомненно, не оставят равнодушными творческих учителей. "Я не волшебник, но только учусь", но Ваши идеи помогут сотворить настоящие чудеса всем неравнодушным педагогам. Очень хочется всему научиться. Спасибо Вам за это желание! С уважением, Оксана Николаевна.

     
       
     
     
      Выставленные оценки+    Танкова Елена Владиславовна
    3 очков
     
  •  Ячменева М.А. написал(а) 3636 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Елена Николаевна! И Вы примите от меня искреннюю признательность за постоянную поддержку и такие душевные комментарии и отзывы. Всегда необходимо знать, а нужно ли это в работе учителя, принимается ли педагогическим сообществом такое видение организации развития, воспитания и обучения детей. Все время вспоминаю Ваши слова, когда мы делились мнениями о работе в группе в Москве, помните я спросила: "А вот Вам, как уже взрослым и состоявшимся педагогам, но тем не менее постоянно обучающимся, как лучше изучать что-то: одному, в паре или в группе?" Какие слова Вы тогда сказали про сотрудничество в группе и назвали такие неоспоримые плюсы для себя! Теперь в организации работы в паре - явно вижу, что один ребенок почти всегда ведомый, а вот в группе он раскрывается - всегда есть тот, кто его поддержит. Ребенок услышен  в группе будет чаще (действительно, порой ему помогают отстоять его точку зрения - нашелся еще кто-то, кто также думает, а в паре он тактично соглашался не рассматривать дальше свой вариант), чем в паре и тем более в "толпе".

    Мне очень помогают Ваши слова идти дальше, находить варианты и способы.

    Сейчас очень много возможностей для учителей для создания удивительных уроков и организации внеурочной деятельности, после которых ребенок на вопрос родителей: "Что было в школе интересного?" рассказывает взахлеб и не может остановиться, говорит о том, что очень ждет завтра, потому что завтра - в школу.

    Прекрасно, что у нас есть такое сообщество, что мы здесь все встретились, и пытаемся сделать школу интересной и необходимой во внутренней позиции ребенка - делимся опытом. Что-то примеряем и откладываем - пока не могу, что-то с удовольствуем с пылу с жару используем в своей практике.

    Спасибо Вам большое за Ваши рекомендации коллегам знакомиться с моим опытом - значит это кому-то нужно! А это самое главное для учителя.

    С уважением и признательностью, Мария Александровна.

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Черник Е.Н. написал(а) 3637 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Мария Александровна, в очередной раз огромное СПАСИБО Вам за предоставленную возможность побывать на вашем уроке чтения! Смотришь, читаешь записи и осознаешь, ведь совсем нетрудно это организовать любому учителю. Даже рисунки детские смотрятся очень уместно, несмотря на то, что они "далеки от севершенства". Это даже очень хорошо, что они все выполнены детской рукой - они прекрасны. Но то, что в работу ввключена большая часть класса (а то и даже все ученики), убеждает, что на таких уроках решаются многие задачи. Действительно, пример читающего одноклассника, заинтересованного учителя-читателя (а не просто учителя - "Заставника") будут способствовать воспитанию читательской активности детей. Не по принуждению, а по собственной воле, желанию и хотению. А возможность анимировать на интерактивной доске персонажей рождает образы в мозге ребенка и приучает создавать такие образы и вне класса, дома, на диване. И как же это здорово, когда ты сам можешь "нарисовать" такие образы для себя! Думаю, нужно не просто книгу, а с мультимедийным приложением создавать сборник рассказов о Вашем опыте, Мария Александровна. И делать это надо побыстрее, чтобы и другие учителя могли организовать подобную работу со своими учениками.

    Езжу на курсы, встречаюсь и общаюсь с учителями, и вижу, какие скучные и однообразные у многих коллег идеи организации урока. Почему же у одних находится время создавать чудо, а другим его не хватает? Значит, надо и учителям прививать любовь и стремление к творчеству с университетской скамьи. А ВАши публикации, Мария Александровна, прекрасное наглядное пособие для студентов - педагогов. Рекомендовала и буду рекомендовать на своих лекциях такие публикации. СПАСИБО ОГРОМНОЕ Вам! Я ведь тоже учусь на Ваших примерах! Где еще я найду такие уроки, как не на "Методистах"?! Удачи Вам и Вашим ребятам! С уважением, Елена Николаевна.

     
       
     
     
    3 очков