Использование дискуссий на уроках истории
Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Я полностью согласна со словами великого писателя и педагога… Действительно, в любых условиях школа должна формировать людей мыслящих, деятельных, целеустремленных, обладающих высокой общей культурой (элементом которой является культура исторического мышления).
На своих уроках я пытаюсь как можно шире использовать активные формы обучения, способствующие повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала и становлению самостоятельных взглядов на мир. История - очень интересная наука. Интерес ребенка к ней пробуждается, как правило, очень рано. Но, увы, немногим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Мне же хочется добиться этого.
В последнее время часто можно услышать высказывания типа: «ученики ничего не учат», «подростков ничего не интересует» и тому подобное… Да, не спорю, есть ученики, которых не интересует школьная программа. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, во многих учебниках истории излагаются канонические факты. И от учеников требуется только лишь механически заучить их и воспроизвести. Усидчивый, терпеливый ученик, который понимает, что в обществе основной ценностью является информация, выучит, заучит текст параграфа. А ребенок, который находится на перепутье, посмотрит на объем параграфа, на количество дат, терминов, и скажет: а зачем мне эта история, если я хочу быть машинистом (охранником, продавцом и так далее)?
Так вот, я считаю, что задача учителя - это не просто «вбить» в голову ребенка знания, а сделать так, чтобы учащемуся было интересно самому искать эти знания. С помощью чего этого можно добиться? С помощью инновационных технологий. Слово-то какое – инновационные. Многие учителя советской закалки говорят: раньше лучше были учебники, уроки, а сейчас требуют только новых технологий. Я с этим в корне не согласна. Я вспоминаю свои школьные годы, когда меня учили педагоги «»советской школы». И у нас не все уроки проходили по строгим шаблонам. Например, по истории часто устраивались игры по какой-то теме между несколькими классами. И там нужно было не просто пересказать параграф, а ответить на дополнительные вопросы, выявить причинно-следственную связь, и, главное, отстоять свою точку зрения. И я помню, мы часами просиживали с одноклассниками в библиотеке, читали дополнительную информацию, старались узнать что-то новое, то, чего могут не знать наши соперники. И какое было счастье, когда удавалось поставить соперников в тупик каким-то каверзным вопросом! На своих уроках я пытаюсь привить учащимся интерес не просто к предмету история, а к научить их рассуждать, отстаивать свою точку зрения, основываясь на исторических фактах.
Особенно часто на своих уроках я использую различные формы дискуссии: круглый стол, форум, дебаты.
Наиболее часто я использую такую форму как круглый стол. Например, в 7 классе урок по теме: «Великие географические открытия и их последствия». Заранее всем ученикам я раздаю темы, по которым надо найти информацию. Например: конкиста, причины открытий и так далее. А затем на уроке каждый ученик выступает с небольшим сообщением (2-3 мин). Учащиеся внимательно слушают, а в конце урока вместе со мной обобщают полученную информацию. Каждый ученик старается найти не только как можно больше информации, но и учится ее излагать тезисами, что способствует имению вычленять и систематизировать информацию.
Также я использую форум с элементами игры. Например, в 9 классе урок по теме: Экономические реформы и политическая жизнь в 1907-1914 гг. Методом жеребьевки мы с учениками решаем, кто из них будет представителем политических партий. Урок проходит в виде пресс-конференции, где в роли журналистов выступают остальные ученики. А в конце урока на основании полученной информации они пишут небольшие эссе.
Пример использования дебатов, например, в 8 классе урок по теме «Династический кризис. Восстание декабристов». Класс заранее делится на 2 группы. Первая группа доказывает, что декабристы – герои, принесшие свои жизни на благо общества. Вторая группа доказывается, что декабристы – безумцы, которые не понимали реального положения вещей. Я заранее говорю примерные вопросы, по поводу которых учащиеся должны высказать свое мнение. Например: социальная база декабристов. Такая форма способствует тому, что ученики учатся рассматривать одно событие с различных точек зрения. Но здесь важно следить за тем, чтобы учащиеся не подменяли исторические факты собственными домыслами, не искажали исторические данные. В этом и заключается задача учителя.
Очень важно помнить следующее: необходимо выстраивать уроки так, чтобы они стимулировали активность ребенка, самостоятельную исследовательскую деятельность, позволяли каждому ученику пережить радость открытий. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - одно из самых тонких качеств педагога.
Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность. Дискуссионный метод, как интерактивная технология личностно-ориентированного обучения, несомненно, имеет хорошие перспективы для его реализации в педагогической деятельности. Дискуссия позволяет решать целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах.
Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным. Способствует развитию мотивационно-потребностной, эмоционально-чувственной сферам личности, создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников.
Воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению оппонента.
Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке, снижает чувство тревожности у учащихся.
Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной стойкости и крепкой гражданской позиции.
Владение подобным методом положительно сказывается и на личности самого учителя.
Оттачивает в учителе навыки владения аудиторией. Создает партнерский климат психологическую атмосферу в классе. Развивает свободу мышления, быстроту принятия решения в определенных ситуациях, что направлено против стереотипности в трактовке исторических событий.
Через вопросы, постановку задач учащихся стимулирует в педагоге самостоятельный поиск решений на те проблемы, которые могли учителя не заинтересовать в данный момент. Совместный анализ материала с детьми с разных точек зрения может привести к формированию иных позиции по каким-либо вопросам.
Список использованных источников
1. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М: Владос-пресс, 2001, 131с.
2. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
3. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в школе. 1998. № 5. С. 36–38
4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2003 г. //Преподавание истории в школе. № 4 ,6 .2001 г.
5. Коротаева Е.В.Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Москва, Прогресс,2003, 125с.
- Здесь еще нет комментариев