Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и профессиональных технологий, Стерлитамак
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 14.09.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14921
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе СПО
 
 

Демьянова О.А.ã

ГАПОУ Стерлитамакский колледж строительства и

профессиональных технологий

Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

Использование инновационных методов и приемов в образовательном процессе СПО

В жизни нам ничего не достается в готовом виде. Все, чего добивается обычный человек, он добивается своим трудом. И тем дороже нам наши достижения, чем больше труда мы в них вложили. Также обстоит дело и с теми знаниями, которые получают наши студенты. Потому что прослушанная информация, даже если она очень интересна, может не оставить никакого следа ни в умах, ни в душах студентов. То, что они получили в готовом виде, может быстро «выветриться» у них из головы. А те знания, которые студенты добывали сами с помощью различных видов учебной деятельности, которые применяли на практике, как бы «примеряли» на себя, будут сопровождать их всю жизнь.

И мои студенты не получают готовых знаний, а добывают их своим умом, усердием, любознательностью. Глубоко убеждена, что процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания студента и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих занятиях стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности студентов: решение проблемных ситуаций, практические работы, творческие задания, деловые и ролевые игры, дискуссии, исследования, практикумы, диспуты ит.д.

Теперь хотелось бы рассказать, как осуществляется обучение в деятельности на моих занятиях. Создавая проблемную ситуацию и предлагая студентам найти выход из нее, стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт студента. Таких проблемных заданий на занятиях экономики может быть много. Например: проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:

"Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет".

Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, при изучении темы «Ценные бумаги». Рассказывая студентам о таком виде ценных бумаг, как акция, знакомлю студентов с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем предлагаю проблему: «Представьте, что вы решили стать акционером, какой-либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?» Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?»  Решение проблемы происходит в группах. Студентам дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения.

Студенты после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам:

1. Надо покупать акции всех видов и простые, и привилегированные.

2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.

Таким образом, студенты самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош, прежде всего, тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег, вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком занятие, могут пригодиться моим студентам в их будущей самостоятельной жизни.

Другой не менее важной формой деятельности на моих занятиях является игра.[1]

Игровая   деятельность   помогает   активизировать   творческий   и интеллектуальный потенциал студентов, получить опыт, который может пригодиться в жизни.[2]

Особенно это проявляется в деловой и ролевой игре. Ролевая игра дает уникальную возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Это очень ценно на занятиях по такой дисциплине как «Экономика», которая используется на различных этапах занятия. Проиллюстрирую это на примере занятия по теме: «Методы управления». В процессе изучения нового материала студентам рассказывается о том, что такое управление, его целях и методах, им предлагается работа по заполнению таблицы:

Методы управления

Название группы методов

Формы проявления

Ожидаемый результат

Позитивный аспект

Негативный аспект

Командно-административные

Приказ Распоряжение и тд.

Неукоснительное исполнение задания

 

 

Методы материального стимулирования

Применение материальных стимулов (премий, прибавка к заработной плате и тд.)

Исполнение работником задания с желанием достичь наилучшего результата.

 

 

Методы морально-психологического стимулирования

Применение моральных стимулов

Исполнение работником задания с желанием оправдать доверие начальства

 

 

 

Для выполнения этой работы студенты делятся на две группы. Одна группа представляет себя руководителями. Используя различные методы управления, они должны достичь главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и решают, достигается ли при этом максимальный результат.

Другая группа должна представить себя в роли рядового сотрудника.

Студенты из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот или иной метод, а студенты из второй группы должны оценить на себе действие применяемых «руководством» методов. Это помогает заполнить два последних столбца таблицы. Проделав эту работу, студенты замечают, что каждый метод имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». Возникает вопрос: «Какой же метод лучше применять, чтобы достичь оптимальных результатов?». Помогает студентам найти ответ на этот вопрос творческое задание: составьте свое обращение к тому подчиненному, который, по вашему мнению, должен выполнить очень ответственное задание. Какими методами вы воспользуетесь для достижения этой цели? После обдумывания и обсуждения студенты приходят к следующему выводу: - надо использовать все методы управления для достижения максимального результата.

При изучении темы «Управление» есть раздел, который представляет интерес для каждого человека - это этика деловых отношений. Здесь обращаю внимание студентов на то, что экономика не изолированная наука, она живет в соседстве со многими областями знаний, в том числе с психологией, этикой, социологией, и тд. Приступая к формированию основных знаний по теме, обращаемся к жизненному опыту студентов. Познакомив с темой занятия «Деловое отношение» предлагаю им сразу включиться в деловую игру. На этот раз это «мозговая атака». Объединившись в группы, студенты должны за определенное время вписать на одну сторону листа то, что с их точки зрения может быть включено в понятия деловые отношения, а с другой то, что в это понятие не входит.

Деловые отношения

 

Неделовые отношения

 

Профессионализм

Симпатия

Антипатия

Вежливость

Доброта

Усердие и т.д.

 

 

 

 

Выполняя это задание, студенты использовали свой личный опыт, знания по другим дисциплинам, таким, например, как: «Этика», «Обществознание». Затем мы обсуждаем написанное и приходим к выводу, что в деловых отношениях нет места эмоциям, симпатиям и антипатиям. Здесь должны царить спокойствие и деловитость, профессионализм и коммуникабельность.

В рассматриваемых примерах видно, как элементы познавательной игровой поисковой деятельности можно органично вплести в канву занятия. Но и само занятие может быть самостоятельной единицей деятельности, например: поиск или исследование.

Приведу пример проведения занятия - исследования по теме «Инфляция. Причины и следствия». Такое занятие требует особой подготовки и преподавателя, и студентов. Тема исследования сообщается заранее. Студенты получают домашнее задание: узнать, как можно больше об экономической ситуации в России конца 2005 - начала 2015 годов из газет журналов, дополнительной литературы, из бесед с членами своей семьи.

Предварительно студенты распределяются по группам. Исследование студентами причин инфляции и ее последствий - это пример коллективной, групповой деятельности. Студенты делятся информацией, обсуждают, анализируют её, делают логические выводы.

Выяснить причины инфляции студентам помогает основное уравнение обмена (уравнения Фишера). МV=РQ (М-денежная масса, V-скорость обращения денег, Р-средний уровень цен, Q-товарная масса).

Изучая это уравнение и анализируя, к каким последствиям может привести нарушение соответствия товарной и денежной массы, студенты называют следующие причины инфляции:

1. Неоправданный рост денежной массы.

2. Сокращение товарной массы.

Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом старшего поколения, студенты приходят к пониманию основных последствий инфляции для общества и каждого человека. При этом педагог направляет поисковую деятельность студентов. Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными. Но исследования на этом не заканчиваются. Затем студент учится измерять индекс инфляции.

Каждый получает практическое задание составить примерную потребительскую корзинку своей семьи.

Студенты вместе со своими родителями составляют список товаров и услуг, которые постоянно приобретаются в семье. Затем им нужно отметить цены на эти товары, потом отметить, какими стали цены на эти же товары через 6 месяцев и то же самое сделать через год. Теперь вычисляем индекс инфляции.

Индекс инфляции вычисляется за месяц, 6 месяцев и за год. Конечно, наши данные разнятся с данными статистики. Это происходит, потому что в свою потребительскую корзину студенты включают товары, которые пользуются наибольшим спросом, и поэтому их цена растет быстрее.

Выполнение этого задания помогает студентам увидеть, что инфляция затрагивает каждую семью.

Исследовательская и игровая деятельность студентов может быть прослежена и на занятие - дискуссии. Дискуссия - это форма организации повторительно-обобщающих уроков, на которых студенты сами проверяют прочность своих знаний, своего умения доказательно спорить, рассуждать и убеждать. Использование этих видов деятельности можно показать и на примере проведения внеклассного мероприятия. Такое занятие, как правило, заключительное темы или раздела. Вопросы, выносимые на дискуссию, предлагают сами студенты. Чаще всего это вопросы, обсуждаемые в СМИ и представляющие общественный интерес.

В начале урока повторяю со студентами правила ведения дискуссии и напоминаю наш девиз: «Убеждай, а не агитируй». Обычно такие занятия проходят бурно и интересно.

Приведу пример такого занятия по теме «Международная торговля». Чтобы направить обсуждение в конструктивное русло, предлагается ряд вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.

1. Против кого направлен протекционизм?

2. Почему российские товары, кроме сырья, не охотно впускают на рынки Европы и США.

3. Что нужно ВТО от России - ее рынки сбыта или товары?

Обсуждая эти вопросы, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, студенты приходят к более глубокому пониманию сути экономических и политических процессов, которые происходят в современном мире. Они проникаются тем, какие проблемы стоят перед нашей страной, хотя очевидно, что для их преодоления понадобится много времени и сил, дети приходят к выводу, что Россия обязательно займет достойное место в мировом экономическом сообществе. И конечно, это занятие должно закончиться на мажорной ноте.[3]

Здесь обязательно хочу упомянуть о колоссальном воспитательном значении занятий по дисциплине «Экономика». Патриотизм, неравнодушие к судьбе страны, желание решить ее проблемы - эти и многие другие качества формируются на таких занятиях. А проблем у страны много. В глубинке развал промышленности, разруха в ЖКХ...  Какой вопрос напрашивается? Кто виноват? Или все-таки - Что делать? Учу студентов ставить перед собой конструктивные вопросы. И если самим найти ответы не сразу удается, то им поможет великая русская литература.

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? - яростно спросил Филипп Филиппович.  - Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня начнется разруха! Если я, ходя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза, в уборной настанет разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах! Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!», я смеюсь. Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Николая Романова..., а займется чисткой сараев - своим прямым делом, - разруха исчезнет сама собой». А. Булгаков. «Собачье сердце». Эти строки вот уже почти 80 лет остаются удивительно актуальными. Нужно каждому человеку заниматься делом и многое изменится к лучшему.

Завершая свою статью, еще раз хотелось бы подчеркнуть основную мысль: самостоятельная творческая деятельность студентов в процессе обучения - залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и творческие способности студентов получат свое развитие. Деятельностный подход к обучению помогает формированию прочных знаний и умений, развивает такие качества студентов, как: умение анализировать, самостоятельно делать выводы и обобщения, а игровая деятельность является своего рода тренингом, репетицией жизненных ситуаций и учит студентов самостоятельно и обдуманно принимать решения

Список использованных источников

1. Зорина Г.А. Технологии проведения деловых игр / Знание. - М., 2014. - 430 с.

2. Семенов В. М. Использование средств новых информационных технологий в контролируемой самостоятельной работе студентов // ЭКО. – 2014. - № 10. – С. 4-9.

3. Чернышёва А.С. Психологические основы педагогической практики студентов. 2014: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2014. - 130 с.



ã Демьянова О.А.,2015 (науч. рук. Демьянова О.А.)

[1] Чернышёва А.С. Психологические основы педагогической практики студентов. 2014: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2014. – С. 98.

[2] Зорина Г.А. Технологии проведения деловых игр / Знание. - М., 2014. - 430 с.

[3] Семенов В. М. Использование средств новых информационных технологий в контролируемой самостоятельной работе студентов // ЭКО. – 2014. - № 10. – С. 7.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев