Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМДОУ " Детский сад №12", г.Пугачёв
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 04.09.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18445
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
"Пусть добро навеки побеждает зло"
 
 

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе "Пусть добро навеки побеждает зло!"

Цели занятия: раскрыть сущность полярных понятий – “добро” и “зло” и эмоций, которые им соответствуют; учить детей активно защищать свою нравственную позицию; учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках; закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму; продолжать формирование представление о том, что доброта, вежливость, есть проявление красоты души. учить выбирать цветовую гамму для отражения понятий добро и зло. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. расширять словарный запас слов. подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Предшествующая работа: игра “Добро и зло”, игра “Два волшебника”, рисование на тему “Добрый и злой”, игра “Наше настроение”, упражнение “Расскажи о своём настроении”, игра “Гневная гиена”, упражнение-тренинг “Злюка”.

Материалы к занятию: дорожки – зелёная, красная, синяя, цветик-семицветик, золотые и серебряные фишки, куклы в костюмах нищенки-матери и мальчика-звезды; картонные сердечки, ярко оформленные; две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты, иллюстрации сказочных героев, незаконченные пиктограммы с гномами, фломастеры, запись песни В.Шаинского “В мире много сказок”.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей, на то что где-то рядом слышна песня. В гости приходит мальчик Антоша (заранее подготовленный ребёнок) и поёт отрывок из песни старухи Шапокляк:

Кто людям помогает, теряет время зря – 
Хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем делать точно так,
Как делает старуха по кличке Шапокляк.

Воспитатель встречает гостя: - Здравствуй, Антоша! Познакомься с ребятами. - А что за песню ты нам сейчас спел?

Антошка: А разве вы её не знаете? Это моя любимая песенка из мультфильма. А из какого-пусть ответят дети! Дети узнают знакомый мультфильм “Чебурашка и крокодил Гена”.

Воспитатель: Ребята, а чью песенку спел Антошка? (Старухи Шапокляк). Почему с ней никто не хотел дружить? (Потому что она было злой, вредной, всех обижала и обманывала).

Антошка: А разве можно вести себя по-другому?

Воспитатель: предлагает Антошке и всем ребятам отправиться в “Страну добрых дел”, чтобы научиться делать добрые дела. Дойти в страну можно по цветным дорожкам, дети выбирают цвет дорожки из “волшебного мешочка”. Дети идут по одной из цветных дорожек. На красной дорожке “вырос необычный цветок”.

Игра “Цветик-семицветик”

Для игры понадобиться цветик-семицветик, а также золотые и серебряные фишки. Каждый ребёнок срывает лепесток, загадывает самое заветное желание. Рассказать о нём другим можно только тогда, когда лепесток “облетит весь свет” дети кружатся с лепестками, проговаривая слова: “Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели!”. Дети по очереди рассказывают о своих желаниях. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей он получает серебряную фишку, а если оно имеет общественное значение – золотую. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему, подводит детей к умению сострадать, переживать, сопереживать.

Далее на их пути встречаются “Звёздный мальчик” и Нищенка” (куклы на столе).

Воспитатель. Мы с вами читали сказку “Мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание.

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

Воспитатель: Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки рядом с героями сказки. Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки рядом с куклами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень понравился, у того человека, который вам особенно приятен. Когда предложенные подарки взяты детьми, воспитатель обращает внимание на то, что все свои сердечки дети отдали нищенке.

Воспитатель: Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Нужно видеть смятение детей.

Воспитатель: Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Воспитатель читает сказку дальше. - Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Воспитатель: Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.) А теперь давайте выберем дорожку, по которой пойдём дальше.

Воспитатель: Ребята, здесь лежат волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом из Вас. Давайте примерим эти очки и посмотрим внимательно друг на друга. Нужно постараться в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом (Рассказы детей.)

“Упражнение-тренинг “Злюка”

Воспитатель: Я сейчас превращу кого-нибудь из вас в “Злюку”. Дети стоят в кругу, в центре круга стоит “Злюка”. Все вместе повторяют:

Жила-была маленькая девочка
Маленькая девочка сердита была.

Ребёнок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) при повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка. А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо, представьте себе как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся наша злоба и обиды.

Воспитатель: У нас осталась ещё одна дорожка, которая ведёт в “Страну добрых дел”. Вот ещё одно задание нам нужно из имеющегося набора красок подобрать цвета к сказочным персонажам: Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Доктор Айболит, Бармалей, Снежная Королева, Колобок, Красная шапочка.

Воспитатель: обращает внимание детей на незаконченные рисунки. Ребята, смотрите, что здесь лежит. Это портреты гномов, смотрите здесь и добрые гномы и злые, но каждый рисунок не закончен, где то художник нарисовал брови, но забыл нарисовать рот, а где-то наоборот. Рассмотрите каждый рисунок. Определите, какой это гномик, добрый или злой, и дорисуйте недостающие части лица. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Какие гномы вам нравятся больше? (Ответы детей) Вот мы и выполнили все задания и оказались в “Стране добрых дел”. “Страна добрых дел” она рядом с нами, и совсем не нужно никуда идти, только нужно научиться сострадать, переживать и сопереживать, научиться не поддаваться искушениям, видеть друг в друге как можно больше хорошего, не давать волю злости и гневу, ценить доброту и отзывчивость. Всему этому мы учились сегодня на занятии. И я думаю, что нашу группу можно теперь назвать “Страной добрых дел”. Я думаю и Антошка понял, что прославиться можно только хорошими делами. В конце занятия включается фонограмма песни В.Шаинского “В мире много сказок”. Все веселятся, танцуют, радуются, обнимаются.

Предшествующая работа.

Игра “Добро и зло”

Игра начинается со звучания весёлой музыки. Детям предлагается определить характер и эмоции, которые они испытывали во время её прослушивания. Затем детям предлагается послушать ещё один отрывок музыкального произведения противоположного характера – “сердитый”. Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся. Взрослый отмечает, что “настроение” музыки, также как и у человека, бывает разным.

- Опишите настроение музыки.

- Что вы чувствовали, когда слушали весёлую (“сердитую”) музыку?

- Какая музыка вам больше понравилась? Почему?

1.2. В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица “волшебников”. Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой – злой (по мимике лица).

1.3. Беседа о добрых и злых людях. - Кого называют добрым? Кого называют злым? - Как ведут себя добрые люди? - Как ведут себя злые люди? - Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему? - Приведи примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. - Почему они злые? Просмотр фрагмента мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Доктор предлагает выпить таблетку “озверина”, чтобы тот смог “усмирить” несносных мышат.) Обсуждение просмотра мультфильма: - Что случилось с добрым котом Леопольдом? - Как вёл себя Леопольд во время действия “озверина”? - Почему доктор предложил ему выпить “озверин”? - Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?

1.4.Рисование на тему: “Добрый и злой” Волшебники предлагают детям незаконченные рисунки собственных портретов (пиктограммы) и просят детей помочь им их дорисовать. Во время рисования взрослый обращает внимание детей на передачу эмоционального состояния каждого из волшебников. По окончании рисования дети определяют, кому из волшебников какой рисунок они подарят.

Игра “Наше настроение”

2.1. Поговорим о настроении. Настроение - это душевное состояние. Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое. - А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого – плохое? (По выражению лица, мимике). Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

2.2. Упражнение “Расскажи о своём настроении”. Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)). - При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении? - Какое у тебя сейчас настроение? - Какого цвета твоё настроение? - С каким запахом можно сравнить твоё настроение? - На что похоже твоё настроение? Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек. В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным: - Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное. - Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное. - А от чего зависит настроение? - Может ли меняться настроение?

Игра “Хорошо ли быть злым?”

Злой волшебник превращает детей в злых гиен. Игра “Гневная гиена”: гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке. Выразительные движения: усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.) На помощь приходит добрый волшебник и “расколдовывает” их. Беседа с детьми: - Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами? - Что вам хотелось сделать? Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему – помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги. - Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь. - Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй. - Придумайте интересную, волшебную историю. По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению: - Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.) - Замечательно! Эту игру я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского “В мире много сказок”. В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух… Каждый нам в дороге – настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!

Упражнение-тренинг “Злюка”

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь в жизни злиться? (Ответы детей) Из-за чего вы злитесь? Когда вы рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы детей) А что бы вы сделали, чтобы не сердиться (с помощью этого вопроса можно судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением). Ребята, для того, чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это даёт выход отрицательной энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили вас.

Воспитатель: Я сейчас превращу кого-нибудь в “Злюку”. Дети стоят в кругу, в центре круга стоит “Злюка” все вместе повторяют: Жила-была маленькая девочка, Маленькая девочка сердита была. Ребёнок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками) при повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребёнка. А сейчас давайте потопаем ногами, надуем шарик и всю свою обиду и гнев поместим в воздушный шарик, завяжем его и отпустим в небо, представьте себе как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним исчезает вся наша злоба и обиды.

Поделиться…

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев