Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка, c.Кротовка Самарской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 30.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22083
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Обобщение изученного по теме "Деепричастие"
 
 

ТЕМА: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

ТИП УРОКА: повторение и обобщение полученных знаний

КЛАСС: 7

ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии;

закреплять умение верно употреблять деепричастия в речи;

подготовиться к сдаче зачёта по изученной теме;

развивать навыки работы с текстом;

развивать культуру речи;

воспитывать гражданские чувства.

ХОД УРОКА.

  1. I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
  2. II. Разминка. В этом году некоторые из вас, ребята, записались в школьный кружок юных журналистов, начали участвовать в издании школьной газеты; в вашем классе учится Синицына Юля, заметки которой не раз печатались в районной газете «Трудовая жизнь». В общем, я поняла, что журналистика вас интересует, и поэтому предлагаю сегодня всем вам если не стать юными журналистами, то хотя бы прикоснуться к работе журналиста. Для начала скажите, пожалуйста, кто такой, по-вашему, журналист? В чём состоит его работа?
    1. 1. Вы, конечно, понимаете, что журналист в первую очередь должен быть грамотным человеком, поэтому мы начинаем работу с разминки, в которой 1-ое задание – орфографическое. Для него я, как всегда, взяла те слова, в которых вы чаще всего ошибались на предыдущих уроках. Эту работу над ошибками у доски будет выполнять Душаева Маша. (Задание на доске: (не)был, (не)годовать, (не)решаясь, (не)доумевая,  (не)закончившееся собрание, (не)закончившееся вовремя собрание, собрание (не)закончено.)
    2. 2. Второго юного журналиста я приглашаю к доске показать умение образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида от глаголов. (На доске написаны глаголы: сочинять, сочинить, редактировать, напечатать, переписать.)
    3. 3. Все остальные юнжуры сейчас проверят, насколько хорошо знают словарные слова, без которых не обойтись при написании заметки или статьи. (Выполняем словарный взаимодиктант: вышедшему к доске ученику словарные слова, изученные на последних уроках, называют одноклассники.)
    4. 4. Проверка всех этапов разминки: 1) взаимодиктант проверяется на доске, ученики сверяют с ним свои работы, результат на местах оценивается учениками самостоятельно; 2) объяснив правописание НЕ с разными частями речи, юнжур  напоминает, что такое деепричастие; 3) ученик, образовавший деепричастия от глаголов, рассказывает, как это делал.

Итак, в ходе разминки мы вспомнили, что такое деепричастие, как оно пишется с НЕ и как образуется. (Делая этот вывод, открываю нужные пункты схемы на доске.) Но это, конечно, не всё, что мы знаем о деепричастии, поэтому продолжаем работу.

  1. Работа с учебником. Знаете, ребята, как это ни удивительно, но журналистам приходится часто обращаться к учебникам, словарям, справочникам – это же кладези знаний. Нам тоже сейчас понадобится учебник, и вот для чего.

Как вы думаете, в чём состоит задача любого журналиста? (Привлечь

внимание к  актуальной проблеме, воздействовать на мысли и чувства

читателей.) Для этого надо уметь говорить и писать красочно, живо,

эмоционально. Особую яркость и выразительность придают нашей речи

пословицы и поговорки, которые мы изучали на уроках... (литературы), и

знаем, что они относятся к малым жанрам...  (фольклора).

Кстати, вы, наверное, замечали (а если нет, то теперь обратите на это

внимание), что, зная силу пословиц и поговорок, их использует в своей

речи Президент нашей страны и известные лидеры правительства и

партий. Вот и мы обратимся к пословицам.

Откройте упражнение № 170 в ваших учебниках. Прочтите (про себя)

все пословицы, выберите среди них те, которые, на ваш взгляд, применительны к профессии журналиста. Обоснуйте свой выбор.

Комментированное письмо на доске двух из выбранных пословиц:

Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь.

Итак, мы повторили, что такое деепричастный оборот, как он выделяется на письме, каким членом предложения является. (Открываю следующие пункты схемы на доске.)

IV.Физкультминутка. Журналист, работающий почти круглосуточно, конечно, старается использовать минуты отдыха с пользой. У нас – минута релаксации. Упражнение «Змейка» («Передача движений»). Ученики встают в цепочку между партами в затылок друг другу и закрывают глаза. Я начинаю совершать какие-либо движения, аккуратно касаясь при этом руками спины, плеч, головы или шеи стоящего впереди ученика (массирую ему плечи, постукиваю пальцами вдоль позвоночника и т.д.). Тот делает такое же движение, касаясь следующего подростка, и т.д., пока движение не прошло полную цепочку. Потом ученики поворачиваются кругом, и движения передаются в обратном направлении.

V.Проверка домашнего задания. Итак, мы с вами повторили многое о деепричастии с помощью слов и предложений. Но в работе журналиста главное – текст. Ведь именно его печатают на станицах газеты. Правда,  сначала над ним надо серьёзно поработать. С одним из текстов вы работали дома: вам надо было в нём глаголы заменить деепричастиями так, чтобы смысл текста сохранился. Прочитайте получившийся текст. (Сквернословие – проявление зла в человеке. В словаре В.Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, грязь, гниль, всё богопротивное». Вот куда мы попадаем, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов. Употребляющий скверную брань прежде всего нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путём. Он уподобляется чудовищу, поставляя рядом со словом «мать» понятие только о блуде, и издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью.

Из книги «О грехе сквернословия». По благословению Патриарха

Алексия II.)

Скажите, ребята, какова основная мысль текста? Чему он учит? Надо ли об этом помнить журналисту? Почему?

Назовите деепричастия, которые появились в этом тексте.

VI.Работа с текстом. Итак, сейчас вы показали своё умение составлять синтаксические конструкции с помощью деепричастий. А теперь посмотрим, обладаете ли вы логическим мышлением, умеете ли связывать предложения в текст. Для проверки этого умения я предлагаю вам задание, подобное которому есть в блоке А Единого государственного экзамена по русскому языку.

На каждой парте лежит конверт. Откройте его, достаньте листочки с предложениями. Ваша задача – расположить эти разрезанные предложения в верном порядке и записать получившийся текст в тетради, расставляя знаки препинания.

Прочитайте созданный вами текст. У вас должно получиться обращение к родителям. (2 декабря состоятся выборы в Государственную Думу Российской Федерации. В этот день, проснувшись, сразу вспомните о своём гражданском праве и долге. Позавтракав и празднично одевшись, поспешите на избирательный участок. Читая список кандидатов в избирательном бюллетене, прислушайтесь к голосу разума и сердца.)

Как вы думаете, ребята, почему я вам предложила сегодня текст с таким содержанием?

Назовите одиночные деепричастия и деепричастные обороты, которые вы нашли в этом тексте и выделили запятыми.

VII.Домашнее задание. С этим текстом будет связано и ваше домашнее задание. Так как текст полностью готов, его можно верстать. Но вы ещё не умеете этого делать, поэтому оформите его в виде памятки родителям по своим возможностям (можно напечатать, крупно написать). Второе задание – готовиться к зачёту, при сдаче которого вы можете пользоваться схемой, составленной в ходе урока. Если забудете порядок ответа, обращайтесь к вопросам на 89 странице учебника.

VIII.Итоги урока. Итак, юные журналисты, сегодня на уроке мы неплохо поработали. Напомните мне, что мы повторили о деепричастии. О каких требованиях культуры речи сегодня вспомнили? А ещё мы показали умение работать с текстом и, самое главное, привели в систему всё, что изучили о деепричастии. Не удивительно, что многие получили высокие оценки (комментирую оценки).

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев