"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ ДОД "Увинский дом детского творчества", Ува
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 25.11.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 14703
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
К программе
 
 

Уважаемые редакторы!

 

К вам обращается Абдулазиева Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования детей МОУДОД «Увинский дом детского творчества» п.Ува Удмуртской Республики. Имею высшую квалификационную категорию, настал срок ее подтверждения.  Имею высокую результативность детей в республиканских конкурсах, но нет публикаций. На курсах умные люди подсказали мне ваш сайт. При этом сказали, что публикация происходит быстро, и так же быстро можно получить сертификат об участии (а мне эти бумаги нужно представить до конца декабря).

Посылаю 3 свои разработки по образовательной программе дополнительного образования детей «Астроном».

Если они вас заинтересуют, очень прошу помочь мне в моей ситуации и опубликовать как можно скорее. Спасибо.

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Развитие представлений о галактике Млечный Путь».

Третий год обучения.

Цели занятия:

  1. Систематизировать знания учащихся о Галактике.
  2. Показать развитие представлений о Галактике за более чем 2000 лет.
  3. Дать новый материал о последних достижениях науки в области изучения Галактики.

 

Техническое оснащение: ноутбук, слайд-фильм.

 

Наглядность: карта звездного неба, фото Млечного Пути, изображение Млечного Пути в разных лучах, фото спиральных галактик (вид сбоку и вид плашмя), схема расположения  спиральных рукавов, карточки с именами астрономов, таблица  с народными названиями Млечного Пути.

 

Ход занятия.

  1. 1. Оргмомент.

Педагог объявляет тему и сообщает, что сегодня итоговое, обобщающее занятие по нашей Галактике. Вы уже много о ней знаете, и, я надеюсь, сегодня покажете свои знания. Кроме того, мы сегодня выясним, как развивались представления о Галактике с глубокой древности до наших дней, и каковы последние исследования в этой области.

 

  1. Повторение (проходит в виде интерактивной беседы).

- В ясную безлунную ночь, вдали от городских огней, на небе отчетливо видна серебристая полоса. Как она называется?

- Млечный Путь.

- А что обозначает слово «Млечный»?

- Молочный.

- Почему этой полосе дали такое название? Кто нам кратко напомнит миф, объясняющий происхождение  этой полосы?

- Это молоко, которое пролила богиня Гера.

- Действительно, так древние греки объясняли происхождение полосы. От них это название перешло в другие языки, в т.ч. в русский. А как вы думаете, в древности только греки дали этой полосе название?

- Наверное, нет.

 

  1. 3. Народные названия Млечного Пути.

Правильно, раньше у каждого народа эта светлая полоса, выделяющаяся на фоне неба, имела свои названия. Я предлагаю вам познакомиться  с некоторыми из них (работа с таблицей «Народные названия Млечного Пути»). Ребята прочитайте эти названия и попытайтесь выделить некоторые смысловые группы (дети должны увидеть названия с объединяющими словами а) река, б) дорога, путь, в) птицы). А все ли названия можно распределить по этим группам? Нет, есть названия, которые не повторяются (русское – коромысло, полинезийское – акула и др.).

Ребята, а вы помните, как удмурты называли  Млечный Путь?  Правильно, Гусиный путь.

Мы видим, что народные названия Млечного Пути отражали уклад жизни народа или наблюдаемые природные явления. Так «птичьи» названия  Млечного Пути встречаются у многих народов европейской части России и Европы. Западнее таких названий нет, так как сезонная миграция птиц там не совпадает с направлением Млечного Пути.

Представления древних людей о космосе были наивны и мифологичны. Ведь только мифологическое  мышление помогало человеку составить объяснимую картину мира и явлений, о которой у человека не было достаточных сведений и знаний.

 

  1. 4. Развитие представление о природе, структуре и природе Млечного Пути.

Итак, как же развивались представления о Млечном Пути? Я предлагаю вам вспомнить имена ученых, которые, по-вашему мнению, внесли большой вклад в изучение Галактики.

Педагог на доске располагает цепочку из 8 карточек с именами ученых чистой стороной вверх.

Дети должны назвать имена Галилея, Гершеля, Хаббла (может быть, Канта) и кратко обозначить их вклад в развитие представлений о Галактике (например, что Галилей первым  увидел, что Млечный Путь состоит из отдельных звезд). После каждого правильного ответа «открывается» одна из карточек.

Затем педагог открывает имена других ученых, кратко объясняя детям в чем суть открытия каждого. На доске должна появиться следующая цепочка имен: Демокрит- Галилей- Райт- Кант-Гершель-Хаббл-Бааде-Шепли.

 

  1. 5. Новые представления о Галактике.

Сейчас мы уже знаем, как выглядит наша Галактика. Я даже могу показать на фотографиях: вот это вид плашмя, а это – сбоку. Правильно я сказала? Дети должны найти ошибку, поправить, что это фото не нашей Галактики, а других спиральных систем. Действительно, человечеству еще не удалось покинуть нашу Галактику, и вряд ли когда удастся это сделать. Поэтому сфотографировать нашу Галактику со стороны мы не можем. Мы можем изучать Галактику только изнутри.

Посмотрите, ребята, на эту прекрасную панораму Млечного Пути. Ее автор немецкий астроном Алекс Миллингер. Он с помощью обыкновенного фотоаппарата и фотопленки сделал 51 широкопанорамный снимок. Возможности современных компьютеров позволили собрать совершенное изображение Млечного Пути Правда, работа эта длилась 3 года.

Сейчас астрономы могут представить трехмерную схему нашей Галактики. Случилось это благодаря тому, что в арсенале современных астрономов имеются не только оптические телескопы, но телескопы и даже целые космические обсерватории, которые изучают Вселенную в невидимых лучах.

Педагог демонстрирует фото Галактики в лучах:

  1. Атомарного водорода.
  2. Угарного газа.
  3. В радиодиапазоне.
  4. В ИК-диапазоне.
  5. В Гамма-диапазоне.

Обсуждение увиденного.

Как я уже сказала, астрономы представляют трехмерную схему галактики. Показ схемы. На схеме показываются и называются рукава и местоположение Солнца.

 

  1. 6. Заключительный этап занятия.

Сегодня мы узнали, как развивались представления о Галактике, и каковы они сейчас. Давайте вместе попытаемся сделать выводы по теме.

  • Древние представления о Млечном Пути были наивны и мифологичны.
  • Развитие научных представлений о Галактике происходило медленно, многие ученые внесли свой вклад.
  • В последние несколько десятилетий благодаря новым методам астрономии  ученые узнали о Галактике много нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Экваториальные созвездия»

Первый год обучения.

Цели занятия:

  1. Повторить материал по северным и южным созвездиям.
  2. Дать понятие экваториального созвездия.
  3. Познакомить детей с некоторыми экваториальными созвездиями, их конфигурацией, яркими звездами, историей возникновения названий.
  4. Содействовать развитию логического мышления и умению отстаивать свою точку зрения.

 

Виды деятельности: работа с картой звездного неба и глобусом Земли, отгадывание кроссворда, решение задачи по новой теме, работа с немыми картами созвездий, викторина, интерактивная беседа.

 

Оформление доски:

  • название темы раздела «Созвездия»;
  • ключевые слова: небесная сфера, ось мира, небесный экватор, северный полюс мира, южный полюс мира, зенит;
  • кроссворд по созвездиям.

 

Ход занятия:

  1. Оргмомент.

 

  1. Повторение.

 

 

Викторина «Угадай созвездие».

- Созвездие – единственное насекомое. /Муха/

- Созвездие, которое меняет свой цвет. /Хамелеон/

- Созвездие, необходимое туристам. /Компас/

- Назовите части старинного созвездия Корабль Арго. / Корма, Киль, Паруса, Компас/

- Созвездие – музыкальный инструмент. /Лира/

 

Работа с немыми картами созвездий.

Детям показываются две немые карты с изображением созвездий Лебедя и Стрельца. При рассматривании карты с созвездием Лебедь педагог напоминает, что это созвездие в народе раньше называлось Крестом и предлагает  детям подумать, точно ли здесь изображено созвездие Лебедь, а не Южный Крест. Дети должны доказать, что здесь именно созвездие Лебедь.

 

 

Кроссворд.

- Созвездие, в котором находится Дьявольская звезда. /Персей/

- Созвездие, в котором находится южный полюс мира. /Октант/

- Созвездие, название яркой звезды в котором переводится как «хвост». /Лебедь/

- Созвездие-рептилия. /Ящерица/

- Маленькое северное созвездие, находится между созвездиями Орла и Лисички. /Стрела/

- Небольшое созвездие северного полушария, имеющее отношение к математике. /Треугольник/

- Южное созвездие, в котором находится ближайшая к нам звезда. /Центавр/

- Созвездие, наказанное за хвастливость. /Кассиопея/

После того, как кроссворд будет отгадан, в нем откроется слово «Полярная».

Педагог предлагает детям представить, что они составляют кроссворд, и им нужно зашифровать слово «Полярная». Внимание детей обращается на ключевые слова на доске, которые дети могут использовать в своих ответах. Выслушивается как можно больше ответов детей. Это могут быть ответы:

- Самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы.

- Альфа Малой Медведицы.

- Звезда, которая находится рядом с северным полюсом мира.

- Звезда, которая при наблюдении с северного полюса Земли, находится в зените.

И т.д.

 

  1. Объяснение новой темы.

Проходит в виде беседы.

- Ребята, на предыдущих занятиях мы узнали, что есть созвездия северные и южные. А как мы поделили их на две эти группы?

- С северного полюса Земли видны северные созвездия, с южного – южные.

- А на карте звездного неба как мы отличаем северные созвездия от южных? Чем они отделены друг от друга?

- Небесным экватором.

- Но посмотрите, через некоторые созвездия проходит небесный экватор и делит их на части. Так какие это созвездия: северные или южные? Или это еще одна группа созвездий?

- Наверное, другая.

- Правильно. А как бы вы назвали эту группу?

Дети думают и предлагают свои названия. Это могут быть: средние, южно-северные и др.

Если в ответах детей не прозвучит правильная догадка, то педагог сообщает, что такие созвездия называются экваториальными.

На доске перед словом «Созвездия» дописывается слово «Экваториальные».

Педагог перечисляет экваториальные созвездия и говорит, что о созвездиях  Дева, Лев, Телец, Рыбы и Водолей он расскажет на следующем занятии. Потому что эти созвездия входят еще в одну группу созвездий. А об остальных созвездиях мы узнаем сегодня.

 

Созвездие Гидра.

Созвездие показывается на карте.

Это самое большое  по площади созвездие. Гидра – это мифическая водяная Змея, которую победил Геркулес. В созвездии нет очень ярких звезд. Выделяется лишь звезда Альфард. С арабского это переводится как «одинокая». Как вы думаете, почему ей дали такое название? Потому что эта  область неба выглядит пустынно.

 

Созвездие Секстант.

Созвездие показывается на карте.

Это небольшое созвездие, оно не содержит ярких звезд. Секстант – название астрономического прибора. Показывается изображение секстанта.

 

Созвездие Эридан.

Созвездие показывается на карте.

Эридан – название мифической реки. В северном полушарии находится лишь маленькая часть созвездия.  На карте мы также  не видим ярких звезд. Правда, одна очень яркая звезда в этом созвездии есть, просто на нашу карту она не попала, так как находится южнее. Название этой звезды Ахернар. В переводе это «Конец реки».

 

Созвездие Орион.

Созвездие показывается на карте.

Вид этого созвездия наверняка вам  уже знаком. Это созвездие названо именем мифического охотника Ориона. А вы видите здесь фигуру человека. Вот эти три звезды называются Пояс Ориона. А вот эта яркая звезда называется Ригель. В переводе с арабского это «нога». А вот эта красная звезда называется Бетельгейзе. В переводе ее название обозначает «рука, подмышка». Посмотрите, какие интересные названия давали звездам раньше. Под Поясом Ориона на старинных картах рисовали кинжал (показывается картинка). На самом деле здесь находится туманный объект, видимый невооруженным глазом. Это Туманность Ориона (показывается фото).

 

Созвездие Малый Пес.

Показывается на карте.

Это собака Ориона, как и созвездие Большой Пес, с которым мы уже знакомы. В созвездии Малый Пес есть яркая звезда под названием Процион.

 

Созвездие Единорог.

Показывается на карте.

Это мифическое животное, на которое  охотился Орион. В этом созвездии нет ярких звезд. Но имеется очень красивая туманность Розетка (показывается фото).

 

Созвездия Змееносца и Змеи.

Созвездия показываются на карте.

На старинных картах здесь изображался человек, несущий змею. Змееносец назван так в честь мифического врачевателя Асклепия, который лечил людей змеиным ядом. Созвездие Змея уникально, оно состоит из двух частей. Одну часть от другой отделяет фигура Змееносца.

 

  1. Подведение итогов занятия.

Сегодня мы с вами узнали, какие созвездия называются экваториальными. А сейчас я проверю, внимательно ли вы меня слушали.

Задаются вопросы по новой теме:

- Самое большое по площади созвездие. /Гидра/

- Созвездие – мифическая река. /Эридан/

- Какое созвездие дважды встречается на карте звездного неба. /Змея/

- В каком созвездии есть звезда Ригель? /Орион/

- Какое созвездие – астрономический прибор? /Секстант/

 

Хорошо, ребята.

А сейчас я хочу задать вам олимпиадную задачу.

Задача: Что изображено на медицинской эмблеме, и с каким созвездием это связано?

Дается несколько минут на обдумывание. Если ребята не справляются или справляются не полностью, педагог дает правильный ответ: это созвездие Змееносец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Диаграмма Герцшпрунга –Рассела»

Третий год обучения

Цель занятия: систематизация знаний о характеристиках звезд и их взаимосвязи.

 

Задачи:

  1. Повторить материал по характеристикам звезд.
  2. Дать представления о диаграммах.
  3. Познакомить с диаграммой Герцшпрунга-Рассела.

 

Техническое оснащение: ноутбук, слайд-фильм.

Оборудование и раздаточный материал: карточки с названиями звезд, их спектральным классом и абсолютной звездной величиной (30-40 шт.), магнитная доска, магниты (30-40 шт.), карточки «Двадцать самых ярких звезд» (по числу учащихся), карточки с характеристиками звезд.

 

 

Ход занятия.

 

  1. Оргмомент

 

2. Повторение.

 

Педагог: Ребята, на предыдущих занятиях мы много узнали о звездах: как далеко они находятся, как рождаются и умирают, из чего состоят, что происходит внутри них. А еще мы узнали, что звезды очень сильно отличаются друг от друга по своим характеристикам.

Работа с таблицами «Двадцать самых ярких звезд». Вопросы педагога:

  • Какая из этих звезд самая близкая? /Альфа Центавра/
  • А самая далекая? /Денеб/
  • От какой звезды свет идет до нас 11 лет? /Процион/
  • Какая из этих звезд кажется нам самой яркой? /Сириус/
  • А какая из них на самом деле выделяет энергии больше всех этих звезд? /Денеб/
  • Какие звезды самые холодные? /Бетельгейзе, Антарес/
  • А какие самые горячие? /Ригель, Ахернар, Хадар, Альфа Южного Креста, Спика, Бета Южного Креста/
  • А какие звезды имеют такую же температуру как наше Солнце? /Альфа Центавра и Капелла/

Молодцы! А на последние 3 вопроса  какая информация из таблицы помогла нам ответить? Да, спектральный класс. Кто хочет выйти к доске и написать нам спектральные классы в порядке убывания температуры? Ребята, а к какому классу принадлежит наше Солнце? А к подклассу?

 

3.Систематизация  знаний о характеристиках звезд и их взаимосвязи.

 

Ребята,  назовите мне все характеристики звезд.

Дети называют разные характеристики, педагог, используя заранее подготовленные карточки, после каждого правильного ответа детей вешает на доску одну из характеристик.

В результате этой работы на доске появляются следующие характеристики звезд:

  • видимая звездная величина,
  • абсолютная звездная величина,
  • цвет,
  • температура,
  • спектральный класс,
  • светимость,
  • размеры,
  • масса.

Педагог предлагает выявить связи между этими характеристиками. Дети могут предлагать следующие: цвет - температура, температура - спектральный класс, светимость – абсолютная  звездная величина и др. Каждый  правильный ответ учитель обозначает при помощи мела стрелкой, соединяя две характеристики. К концу этого этапа работы на доске получается довольно запутанная картина.

Педагог объявляет, что мы попробуем эту беспорядочную картину систематизировать, и поможет нам в этом диаграмма.

Кто знает, что такое диаграмма. На доску помещается слово «диаграмма» и объясняется, что слово произошло от греческого «чертеж, рисунок».

Какие бывают диаграммы? Просмотр слайд-фильма с видами диаграмм

(диаграмма-линия, график, столбчатая диаграмма, гистограмма, круговая или секторная диаграмма).

Для диаграммы, которую мы сейчас с вами построим, нам нужно выбрать два параметра (слово поясняется). Это должны быть какие-то две очень важные характеристики. Дети начинают предлагать, объяснять, доказывать, какие характеристики нужно взять в качестве параметров. В итоге это могут быть температура, спектральный класс в качестве первого параметра, и масса, светимость, абсолютная звездная величина в качестве второго параметра.

Педагог благодарит детей за работу и выбирает в качестве параметров  абсолютную звездную величину и спектральный класс, так как на заранее приготовленных карточках с названиями звезд  напечатаны эти характеристики.

На доске учитель чертит две оси с обозначениями и числовыми значениями параметров. Детям раздаются карточки (по 3-4 шт.) и магниты. Дети должны прикрепить магниты на доске в месте, соответствующем характеристикам звезд. После завершения этого этапа работы на магнитной доске получается удивительная картина: звезды располагаются не хаотично, узор имеет четко выраженную структуру. Это полоса из звезд-магнитов от левого верхнего угла к нижнему правому. И лишь некоторые звезды-магниты располагаются вне этой полосы.

Педагог показывает слайд с Г-Р диаграммой. Дети удивлены. Сходство очевидно. Педагог сообщает детям, что диаграмма на слайде называется диаграммой Герцшпрунга-Рассела. Эти ученые выявили закономерность между основными характеристиками звезд и показали ее в диаграмме примерно 100 лет тому назад.

 

  1. Заключительный этап занятия.

 

Педагог предлагает детям подумать и высказаться на тему, в чем значение Г-Р диаграммы. Далее педагог сообщает детям, что эта диаграмма рисует картину звезд Млечного Пути. А на следующем занятии мы познакомимся с диаграммами звездных скоплений: рассеянного звездного скопления Плеяды и шарового звездного скопления М13.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев