"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» , г.Чернушка
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 13.07.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 15304
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
внеурочная программа "Национальные блюда Пермского края"
 
 

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

 

 

Рассмотрено                                                             Согласовано                                            Утверждено:

на заседании МО                                                зам.директора                                     директор школы 

учителей                                                                       по УВР                                             _______________ 

 Протокол №____                                                   ___________                                          Гизатуллин С.А.    От «____»________ 2013г                                    Ахметова М.В.

         «__»_______2013г.

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная программа

«Национальные блюда Пермского края»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                              

 

 

Составила: Горская Е.С.

                   учитель  II категории.

 

 

 

 

 

 

Чернушка 2013г.

Содержание

 

  1. Пояснительная записка ……………………………  2-5
  2. Актуальность программы………………………….   6
  3. Содержание программы …………………………...  7
  4. Тематическое планирование ……………………… .  8 - 9
  5. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса ……………………………………………… 10
  6. Литература …………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для организации внеурочной деятельности  обучающихся  и направлена  на развитие и укрепление межнационального отношения.

Программа предназначена для 8 класса МБС(к)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида», рассчитана на один  год обучения.

Программа ориентирована на личность ребёнка:  ребёнок получает сведения о национальных традициях  и  о национальной кухне Пермского края.

Программа  способствует  внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения национальной  культуры своего края.

Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: активная работа с интернет ресурсами,  создание презентаций, создание электронного альбома «Национальные блюда Пермского края». 

Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.

Главная идея программы проектно – исследовательская деятельность.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

 -  мыслительные навыки – обучение  анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

-  исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

-  коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.

-  социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

Для реализации программы необходимо привлечь работников библиотек, учителей истории, географии, экскурсовода краеведческого музея, жителей района.

Направленность: интеллектуально-познавательная.

Цель программы: формирование толерантного отношения детей между собой и воспитание чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов, через изучение национальных блюд.

Задачи программы:

  • познакомить обучающихся через сеть мероприятий с культурными, бытовыми особенностями и национальной кухней населения Прикамья;
  • формировать представление о взаимосвязи  между разными народами и культурами на примере кухни народов Пермского края;
  • воспитывать интерес и уважение к культуре Прикамья;
  • организовать мероприятия, стимулирующие любознательность обучающихся к культуре народов Прикамья и обеспечивающие возможности развития их индивидуальности.
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

 

 

Ожидаемые результаты:

  • приобретение школьником  знаний об общественных нормах, об устройстве общества, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • формирование коммуникативных и исследовательских компетентностей, организационных способностей.
  • воспитание у детей толерантности, чувства уважения к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Реализация программы.

  • Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  • Проведение конкурсов презентаций.
  • Посещение семей на дому.
  • Посещение краеведческого музея.

 

 


 

Актуальность программы

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с кулинарией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует  через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Содержание программы

Внеклассная программа рассчитана на 1 час в неделю

Тема 1. Мой родной край ( 5 часов)

Знакомство с географической картой  и Административным делением Пермского края. Наш город входит в район (Чернушинский) в край (Пермский). Объяснение отдельных географических названий. Заочное путешествие по району.

Знакомство с историей возникновения  нашего края.

Экскурсия по городу (знакомство с памятниками истории и культуры), в краеведческий музей родного города (знакомство с национальностями нашего края их традициями, культурой, кухней).

Исследовательские навыки. Сбор материала  о национальностях нашего края и района.

Тема 2.  Национальная кухня Пермского края в старину

  Изучение стариной кухни, через беседу с жителями Чернушинского района, литературу, интернет сайты.

Знакомство с особенностями  питания, культурой  питания русского, татарского, удмуртского народа.  

        Исследовательские  навыки: Собираем рецепты вкусных русских, татарских, удмуртских блюд.

Тема 3. Творческая мастерская

Оформление  технологии приготовления рецептов разных национальностей в виде презентации. Защита презентаций на внеклассном мероприятии.

Исследовательские навыки: выбираем самые лучшие рецепты. Оформляем электронный альбом «Национальные блюда Пермского края».

Тема 4. Обобщение

На основе исследовательской работы разрабатываем проект «Национальные блюда Пермского края», защищаем на проектно-исследовательских конкурсах.

Тематическое планирование ( 34 часа).

тема

Тип занятия

Кол - во

часов

1

“Мой край на карте Родины”

Беседа с учителем географии

Знакомство с картой района, границы, история образования.

 

1

2

“Мой край в прошлом и настоящем”

Беседа с учителем истории

Знакомство с историей возникновения  нашего края

1

3

Памятники нашего города.

Экскурсия по городу

Знакомство с памятниками истории и культуры.

1

4

Культура и традиции наших предков.

Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с национальностями нашего края их традициями, культурой, кухней

1

5

Викторина «Национальности нашего края»

Внеклассное мероприятие

1

6

«Прежде ели просто, да жили лет со сто!»

Беседа о питании наших предков

1

7

Знакомство со старинной русской кухней

Беседа с жителями района русской национальности

1

8

Знакомство со старинной татарской кухней

Беседа с жителями района татарской национальности

1

9

Знакомство со старинной удмуртской кухней

Беседа с жителями района удмуртской национальности

1

10

 

Изучение технологии приготовления блюд русской национальности

Работа с интернет сайтами, литературой

1

11

Изучение технологии приготовления блюд татарской национальности

Работа с интернет сайтами, литературой

1

12

Изучение технологии приготовления блюд удмуртской национальности

Работа с интернет сайтами, литературой

1

13- 16

Создаём презентации с национальными блюдами Премского края

Работа с программой Microsoft PowerPoint

3

17

Конкурс презентаций

Внеклассное мероприятие

1

18-21

Создание электронного альбома «Национальные блюда Пермского края»

Работа с программой Microsoft PowerPoint

4

22

Внеклассное мероприятие «Юный поварёнок»

Приготовление изученных блюд

1

23-27

Создаём проект «Национальные блюда Пермского края»

Работа с изученным материалом.

5

28-30

Представление проекта на классном часу

Классный час в начальных классах

3

30-32

Подготовка к защите проекта

 

2

32-34

Защита проекта

Защита проекта на межмуниципальном и районном проектно -исследовательском конкурсе

2

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Авторские разработки:

-разработка тем программы;

-описание отдельных занятий;

Учебно-иллюстративный материал:

- беседы с учителем географии и истории;

- экскурсии по городу и в краеведческий музей;

- беседы с жителями района разных национальностей;

-слайды, презентации по темам;

Методические материалы:

-методическая литература для учителя;

-литература для обучающихся;

-интернет сайты;

Материалы по результатам освоения программы:

-перечень творческих достижений;

-создание электронного альбома;

-разработка проекта;

 Материально-техническое обеспечение:

-персональный компьютер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя – М., Просвещение, 2010г.

Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. – М.: Смысл, 2000.-256 с.

Ждуринский А.Н. Воспитание в моногонациональной школе: пособие для учителя / М.: «Просвещение», 2007.- 96с.

Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности // Классный руководитель. – 2002. - №

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев