ГЕОМЕТРИЯ ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА
Цели урока:
образовательные - ознакомление с графическим режимом экрана, с операторами перевода экрана из текстового режима в графический и обратно, закрепление умения ориентироваться на координатной плоскости.
развивающие - развитие пространственного воображения, логического мышления.
воспитательные - воспитание познавательной активности, культуры диалога и культуры поведения, сознательного восприятия учебного материала.
- I. Организационный момент (2 минуты). Целью сегодняшнего урока является изучение геометрии экрана компьютера и операторов позволяющий перевести экран монитора из текстового режима в графический и обратно.
- II. Ознакомление с новым материалом (20 минут).
Вопрос: Для каких целей мы до сих пор использовали компьютер? (До сих пор мы использовали компьютер только для вычислений).
Компьютер прекрасно справляется со всеми порученными ему вычислениями. И это и понятно, так как первоначально компьютер создавался именно для выполнения вычислений. Ничего другого первые компьютеры делать не могли.
Сменилось несколько поколений. От поколения к поколению компьютеры наделялись новыми возможностями. С созданием современных мониторов появилась возможность заняться рисованием.
Художник начинает рисование с подготовки холста. Перед выводом рисунка на экран его тоже специальным образом готовят – переводят в графический режим.
В графическом режиме экран разбит на крошечные квадратики – пикселы (пиксел производный термин от английских слов picture element – элемент изображения), которые настолько малы, что похожи на точки.
Точки на экране образуют строки и колонки, которые пронумерованы целыми числами, как показано на рисунке.
|
0 |
1 |
2 |
3 |
|
….. |
|
319 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
199 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нумерация строк и столбцов начинается с 0 и заканчивается числами, зависящими от типа монитора. Кроме координат, точки на экране характеризуются цветом или яркостью свечения. Окрашивая каждую точку в нужный цвет, можно нарисовать на экране любую картинку.
Современные мониторы допускают работу как с текстовой, так и графической информацией.
Для перехода из текстового режима в графический и обратно в Бейсике используют оператор SCREEN. Этот оператор используется в нескольких форматах. Мы же рассмотрим только два формата – это:
SCREEN 1 - устанавливает графический режим со средним разрешением 320 на 200 точек. В этом режиме точки на экране могут окрашиваться в 4 различных цвета. Вывод символов в графическом режиме осуществляется с помощью оператора PRINT. Для вывода символа в строке m и столбце n используется оператор LOCATE m, n. Число строк в этом режиме равны 25, а число столбцов 40.
SCREEN 2 - устанавливает графический режим с высоким разрешением 640 на 200 точек. В этом режиме точки на экране могут окрашиваться только в 2 цвета. Вывод символов в режиме SCREEN 2 производиться также, как в текстовом режиме с шириной строки 80 символов.
Изменение размеров и положения экрана.
Положение каждой точки на экране однозначно определяется её координатами, которые определяются в несколько непривычной для нас системе координат 319 х Холст, подготовленный для рисования
0 оператором SCREEN, как бы перевернут вверх
1 ногами. Мы же привыкли работать с системой
2 координат расположенной иначе.
у 199 (319,199) у 180
199
у
рис.1 -99 0 х
0 319 х (-99,-179)
рис. 2 рис. 3 -179
Для задания на экране удобной декартовой системы координат можно воспользоваться оператором WINDOW (окно). Формат оператора:
WINDOW(XA,YA) – (XB,YB)
Этот оператор устанавливает новую систему координат таким образом, что левый нижний угол экрана будет иметь координаты (XA,YA), а правый верхний угол – координаты (XB, YB).
Расположение системы координат на экране после выполнения оператора
WINDOW (0,0) – (319, 199) , показано на рис. 2
Для того, чтобы расположить начало системы координат в центре экрана (рис. 3), можно воспользоваться оператором
WINDOW (-99,-179) – (100, 180).
Кроме задания положения системы координат, оператор WINDOW позволяет изменить масштаб изображения (выбрать единицу измерения по осям OX и OY), так как числа ХА, YA, XB, YB могут быть любыми допустимыми в Basic числами.
Например, строка WINDOW (-1E6, -1E6) - (1E6, 1E6)
устанавливают для экрана размеры от -1000000 до +1000000 по осям OX и OY.
- III. Закрепление материала.
- Что такое пиксел? (Это элемент изображения, с помощью которого в графическом режиме происходит вычерчивание изображений).
- Что необходимо сделать, чтобы экран монитора перевести в графический режим? (Необходимо записать оператор SCREEN 1 или SCREEN 2, которые переводят экран из режима вычислений в режим графики).
- Для каких целей необходим оператор WINDOW? (С помощью команды WINDOW можно установить геометрию экрана монитора по своему желанию).
- Как расположатся оси координат, если будет записана следующая строка WINDOW(-50,-50) - (50,50)? (Экран монитора и по оси Х и по оси Y будет располагаться в рамках от -50 до +50 с нулем в центре экрана).
- IV. Задание на дом.
Выучить изложенный материал. Уметь применять операторы WINDOW, SCREEN на практике. Зарисовать координатную сетку с нулем в левом верхнем углу. Разметку производить по 50 пиксел каждые две клеточки.
- Здесь еще нет комментариев