Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №195» компенсирующего вида
Проект «Школа светофорных наук»
Составил: воспитатель
Сумина Наталья Николаевна
Новокузнецкий округ,2012
Проект «Школа светофорных наук»
В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Наибольшей опасности подвергаются дети .
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определить расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. ДТП — самая частая причина гибели детей на улице. Особенности детской психики — фрагментарность внимания, фиксация на одном предмете — увеличивают незащищенность ребенка. Поэтому необходимо не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену - жизнь и здоровье своих детей - как дань своей автомобилизации. Значит, надо уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель дошкольного учреждения. Главное - он должен привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Проблема обучения детей в дошкольных учреждениях имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Отличное знание, правил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуаций и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Цели проекта:
- Ø Формирование у детей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.
- Ø Профилактика детского травматизма на дорогах города.
- Ø Распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- Ø Провести семинар с инспектором ГБДД.
- Ø Организовать консультативный пункт для родителей.
- Ø Выработать у детей с помощью обучающих игр, игровых занятий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожных ситуациях.
Участники проекта «Школа светофорных наук»:
Дети;
Педагоги;
Родители;
Инспектор ГБДД.
Литература.
- Н. И. Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность», Ростов-на-Дону «Феникс» 2004.
- Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
- Добрякова В.А. и др. «Три сигнала светофора»: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1998.
- Скоролопува О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Правила и безопасность дорожного движения». М. 2004.
- Майорова М. С.
Перспективное планирование мероприятий по правилам безопасности на дорогах города.
Сентябрь |
Мероприятия |
I неделя |
Занятие: «Светофор и его сигналы» Цель: Расширять знания детей о сигналах светофора, учить их быть внимательными при переходе через дорогу. |
II неделя |
Подвижная игра «Бегущий светофор» Цель: познакомить с правилами игры, развивать внимательность. |
III неделя |
Занятие: «Светофор» (аппликация) Цель: продолжать учить детей вырезать круги и прямоугольник, составлять из них изображение предмета и наклеивать его. Повторить сигналы светофора. |
IV неделя |
Дидактическая игра « Светофор» - продолжать закреплять представления детей о сигналах светофора. |
Октябрь
|
|
I неделя |
Занятие: «Знакомство со знаками перехода: (пешеходный переход, подземный переход, надземный переход)» Цель: формировать представление детей о безопасности дорожного движения» |
II неделя |
Беседа с детьми на тему: «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Цель: уточнить у детей понимание того, для чего необходимо выполнять ПДД (Скоролупова О. А., стр. 20) |
III неделя |
Дидактическая игра: «Учись быть пешеходом» Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице, закреплять знание дорожных знаков, необходимых для пешеходов (Майорова Ф. С., стр. 73) |
IV неделя |
Занятие: « На улице не в комнате, о том, ребята, помните». |
IV неделя |
Цель: формировать представление детей о безопасности на улицах и дорогах. |
Ноябрь |
|
I неделя |
Эстафета: «Мы – пешеходы» Цель: закреплять умение пользоваться знаками перехода ( подземный, наземный, надземный) |
II неделя |
Занятие – экскурсия ГАИ Цель: Закреплять знания безопасного поведения на улицах города, знакомство с тротуаром. |
III неделя |
Логические задачи: «Соображалки» Цель: развивать логическое мышление, умение использовать полученные знания по правилам безопасного поведения на улицах города. |
IV неделя |
Занятие: «Опасные игры» Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. |
Декабрь |
|
I неделя |
Занятие: «Зачем нужны дорожные знаки?» Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на улице, познакомить с дорожными знаками. |
II неделя |
Дидактическая игра: «Дорожные знаки» Цель: развивать произвольное внимание, зрительную память. |
III неделя |
Дидактическая игра: «Разрезные картинки» (дорожные знаки) Цель: продолжать учить детей собирать целое из частей, называть знак и его значение. |
IV неделя |
Занятие: «В городском транспорте» Цель: закрепить знания детей о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте. |
Январь |
|
I неделя |
Беседа с детьми на тему: «Вежливая поездка» Цель: закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте. |
II неделя |
Этикетная задачка Цель: учить детей видеть ошибки сказочных персонажей, самостоятельно исправлять их. |
III неделя |
Занятие: «Опасные участки на пешеходной части улицы». Цель: рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы, развивать наблюдательность. |
IV неделя |
Занятие: «Безопасное поведение на улице» Цель: продолжать учить детей безопасному поведению на улице, закреплять изученный раннее материал. |
Февраль |
|
I неделя |
Разгадывание кроссворда Цель: учить детей отвечать на поставленные вопросы, развивать логику. |
II неделя |
Занятие: «Наша улица» Цель: учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, обыгрывать ситуации. |
III неделя |
Сюжетно-ролевая игра: «Шофер» проблемная ситуация: необходимо срочно доставить груз в другой город. Цель: учить детей расставлять знаки , соблюдать правила водителей и пешеходов. |
IV неделя |
Занятие: «В гостях у дорожной азбуки» Цель: закрепить знания правил поведения дорожной безопасности. |
Март |
|
I неделя |
Игра: «Вежливый трамвайчик» Цель: Закрепить с детьми вежливые слова, обыгрывание игры (шофер, кондуктор, пассажиры). |
II неделя |
Чтение рассказа: «Влиятельная палочка» Цель: познакомить детей с профессией регулировщика, слов. работа-жезл. |
III неделя |
Занятие аппликация: «Автобус с пассажирами» Цель: Закрепить знание детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать мелкую моторику рук, усидчивость, терпение. |
IV неделя |
Сюжетно-ролевая игра: «Торопыжка идет в магазин» Цель: развивать умение свободно ориентироваться в потоке дорожного движения, знать и выполнять правила, безопасного поведения на улице. |
Апрель |
|
I неделя |
Словесная игра: «Запрещается-разрешается» Цель: формировать у детей представление и ответственное отношение к тому, сто можно и нельзя на улице, дороге, транспорте. |
II неделя |
Интеллектуально-творческая игра по ПДД. Цель: закрепить раннее полученные знания по ПДД, воспитывать сознательное отношение детей к соблюдению правил безопасного поведения . |
III неделя |
Рассматривание иллюстраций: машин спец. транспорта Цель: познакомить детей с понятием спец. транспорта, объяснить, почему машины спец. транспорта имеют право проезжать на красный сигнал светофора. Нефедова П. К., стр. 22 |
IV неделя |
Рисование: «Улица города» Цель: учить изображать различные атрибуты дорожного движения, продумывать замысел до начала его исполнения. Скоролупова О. А., стр. 23. |
Май |
|
I неделя |
Ознакомление с художественной литературой: «Рассказ Н. Носова «Автомобиль» Цель: учить оценивать поступки героев. |
II неделя |
Занятие: «Где можно играть и где нельзя» Цель: повторить дорожные знаки, сигналы светофора, познакомить с местами где можно играть и где нельзя. |
III неделя |
Игры-соревнования: * «Дорожные знаки» * «Пройди по переходу» |
IV неделя |
Занятие: «Игры во дворе» Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе, научить детей предвидеть и по возможности избегать их. |
Июнь |
|
I неделя |
Дидактическая игра: «Опасные игры» Цель: закрепить знания детей о проезжей части и тротуарах, правила прогулки с собакой, запомнить знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». |
II неделя |
Чтение рассказа: Г. Юрмина «Любопытный мышонок» Цель: закрепить знания детей о видах транспорта, строении автомобиля, назначении его частей, правила поведения в автомобиле. |
III неделя |
Сюжетно-ролевая игра: «Помни правила ГАИ – это правила твои» Цель: закрепить знания детей о машинах разного назначения, находить выход из проблемных ситуаций, обогащать содержание сюжета, формирование игровых умений по ПДД. |
IV неделя |
Занятие-развлечение: «Дети и дорога». Цель: закрепить правила поведения на проезжей части. Вызвать желание играть сообща, помогая друг другу, стимулировать позитивные игровые отношения детей во время игры. |
Июль |
|
I неделя |
Экскурсия: «Соблюдайте правила дорожного движения». Цель: воспитывать организованность и дисциплинированное поведение на улице, т.к. от этого зависит жизнь и здоровье детей. |
II неделя |
Беседа по картине: «Улица города» Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Развивать диалогическую речь, подвести детей к пониманию важности и необходимости выполнения правил безопасного дорожного движения . |
III неделя |
Дидактическая игра: «Что, где, когда?», «Знатоки дорожных правил». Цель: активизировать в речи словарь: светофор, тротуар, проезжая часть, перекресток, регулировщик, «зебра», пешеходный переход. |
IV неделя |
Развлечение: «В гостях у мухи цокотухи». Цель: закрепить правила дорожного движения, знание мест безопасного движения пешеходов, учить анализу возможной опасности при переходе и выходе из транспорта, воспитывать инстинкт самосохранения на примерах нарушителей. |
Август |
|
I неделя |
Беседа: «Безопасность на дороге. Опасные ситуации». Цель: закрепить правила дорожного движения, знания сигналов светофора их значение.Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут на дороге. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение оказать помощь другому. |
II неделя |
Кукольный спектакль: «Приключения в сказочном городе Светофорике». Цель: формировать навыки вежливого общения, положительного эмоционального настроения детей. |
III неделя |
Сюжетно-ролевая игра: «Такси – блюз» Цель: расширение ролевого взаимодействия, введение новых ситуаций во время игры
|
IV неделя |
Комплексное занятие на тему: «Школа пешехода» Цель: выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, закрепить правила перехода. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В группе бал создан консультативный пункт для родителей.
Цель: Развивать сотрудничество родителя с ребенком;
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправи -льное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
План работы консультативного пункта
№ п/п |
Тематика занятий |
Форма занятий |
Сроки |
1 |
|
Анкетирование родителей |
Сентябрь |
2 |
«Безопасность на улицах города» |
Родительское собрание |
Сентябрь |
3 |
«Личная безопасность ребенка» |
Консультация для родителей |
Октябрь |
4 |
«Учимся, играя» |
Семинар-практикум |
Ноябрь |
5 |
|
Вечер- викторина для детей и взрослых |
Январь |
6 |
«О дорожных ловушках» |
Консультация для родителей |
Февраль |
7 |
«Азбука светофорных наук» |
Рисуем вместе с детьми |
Март |
8 |
«В гостях у дорожной азбуки» |
День открытых дверей/показательное занятие |
Апрель |
9 |
«Юный пешеход» |
Развлечение |
Май |
10 |
«Ребенок и дорога» |
Информационный стенд |
Май |
Содержание работы над проектом по этапам:
I этап – подготовительный
* Изготовление вместе с детьми дорожных знаков, атрибутов к играм, пополнение предметно-игровой развивающей среды.
* Чтение произведений о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций.
* Организация игр по правилам дорожного движения.
* Просмотр мультфильмов по теме.
* Экскурсия в ГИБДД, знакомство с инспектором ГИБДД.
* Оборудование макета учебно-тренировочного проекта.
II этап – основной (см. план мероприятий, таблица)
Проведение познавательно-игровых мероприятий по обучению и закреплению у детей навыков безопасного поведения на улице.
III этап - заключительный
- Проведение итогового анкетирования.
- Проведение показательного занятия «В гостях у дорожной азбуки».
- Проведение развлечения «Юный пешеход»
- Конкурс рисунков «Азбука светофорных наук».
Ожидаемый результат:
- Сформировать у детей устойчивые навыки самосохранения при дорожном движении.
- Закрепить у детей знания по правилам безопасного поведения на дорогах.
- Сотрудничество с управлением ГИБДД
Азбуку дорожную знать каждому положено!
Пискарева Е.И. написал(а) 4414 дней назад (нейтрально) 0Очень полезная интересная и нужная в работа
0 очков