Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ гимназия "Аврора", Анапа
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 05.12.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 12743
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Письмо как средство коммуникативных умений
 
 

Муниципальное образовательное учреждение

Гимназия «Аврора»

 

 

 

 

 

 

 

«Письмо как средство коммуникативных умений»

Статья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Абросимова Л.И.

Учитель немецкого языка

МБОУ гимназия «Аврора»

 

 

 

Анапа,2011 г.

 

 

Согласно современным школьным программам, основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции школьников. Она основывается на личностно – ориентированном подходе к обучению, где в центре внимания – ученик, его личность. Это субъект обучения. Объектом обучения является деятельность.

Источником письменной деятельности является коммуникативно – позновательская потребность. Пишет И.А.Зимняя в своей книге «Психология обучения иностранному языку в школе».

Берман И.М. и Бухбиндер В.А. в своем учебнике «Основы преподавания иностранных языков» (Киев «Высшая школа», 1986) излагают следующее. Каждое речевое высказывание требует для своей реализации одной или двух языковых форм – фонетической или графической. При этом фонетическую следует рассматривать как первичную, т.к. она является предпосылкой для порождения и восприятия письменных сообщений. Письменные знаки закрепляют и выражают фонетические явления языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо как средство коммуникативных умений.

  1. Что такое письмо?

Первые рукописные книги на старославянском языке появились в России в девятом столетии.

Ни одну проблему, связанную с обучением письму на родном или иностранном языке, невозможно решить, не ответив на «вечные» вопросы методики – что такое письмо, существует ли письменный язык автономно от устного, может ли письменный язык претендовать на большую роль, чем вспомогательное средство овладения языком. Решение задач, связанных с обучением письму на любом языке, сопряжено с целым рядом трудностей.

Первый комплекс трудностей связан с длительностью процесса овладения письменной формой речи, с одной стороны, и недостаточным учебным временем, выделяемым программой для решения этой задачи, с другой стороны. Недостаток времени объясняется инерцией традиции «зачисления» письма в разряд вспомогательного средства овладения иностранным языком.

Другой комплекс трудностей усматривается в неисследовательности письма в связи с:

1)     Невостребованностью его как целого вида речевой деятельности;

2)     Недооценкой богатых потенциальных возможностей письма для языкового и интеллектуального развития личности;

3)     Сложностью междисциплинарной интерпретации письма как многокомпонентного, многоуровнего и значительно протяжного онтогенетическом развитии процесса.

 

Письмо изначально задается лингвистами не как самостоятельная, а как вторичная производная от устной речи система, а следовательно, лишенная статуса автономности и самостоятельности. Правомерная с точки зрения лингвистики постановка вопроса оказывается совершенно приемлемой для лингвометодических целей, так как уподобление письменной речи устной снимает проблему вообще. То есть устраняет саму необходимость обучения письму. В этом случае вся проблема сводится к обучению устной речи и овладению графическим кодом языка (графикой и орфографией), что и должно привести к владению письменной речью.

 

В методической литературе письмо представляется как техника использования графической и орфографической систем иностранного языка и «письменная речь» как умение выражать мысль в письменной форме.

Ученые Т.М.Николаева, Л.Р.Зиндер не только закрепляют статус письменной речи как самостоятельной системы, но и выделяют влияние письменного языка на общее развитие языка вообще.

Остановимся на общей характеристике письма, понимая под термином «письмо» конечный продукт. Ожидаемый результат обучения данного вида речевой деятельности, который направлен на осуществление коммуникации общения.

 

  1. Структура организации письма.

В структурной организации письма имеются четыре функционально значимые стороны.

Первой составляющей письма является система письменного языка. Письменный язык, сохраняя свое генетическое родство с общей языковой системой и устной ее формой имеет свою ярко выраженную специфику. Эта специфика отражена в названии структурных частей системы письменного языка – «графика». «каллиграфия», «орфография и пунктуация», «графограмматика», «графолексика» и «графостилистика».

Второй важной составляющей письма является письменная речь. Бодуэн де Куртэнэ обозначил ее как «писано – зрительный» вид речевой деятельности, выделив и узаконив равноправие обоих компонентов – графического и визуального. Другие ученые рассматривают письменную речь как комплементарную дополняющую друг друга деятельность письма и чтения.

Следующая сторона письма – письменность. Письменность – это материальный продукт письма (тексты), создаваемый в результате деятельности писания – чтения с помощью системы письменного языка в условиях мотивированного письменного общения или коммуникации. Письменная коммуникация, письменное общение являются четвертой составляющей письма.

Представление письма как четырехкомпонентной структуры позволяет полнее представить бытийную сущность письма во взаимосвязи функционально важных сторон и их отношений с генетически родственными видами речевой деятельности – говорением и чтением, в контексте общения, коммуникации как условий и возможности реализации языка в устной и письменной формах.

 

  1. Требования к обучению письму.

 

Письмо точное и объективное средство контроля знаний и умений учащихся. Выполняя письменную работу, учащийся имеет возможность хорошо ее обдумать, следовательно, максимально использовать свои знания, а учитель, проверяя письменную работу, располагает возможностью тщательно изучить и детально учесть знания и умения учащихся. Обучение письму начинается с первых уроков иностранного языка и продолжается до 10 класса включительно. Для выработки навыков письма применяются специальные упражнения по графике, орфографии и письменной речи. Среди этих упражнений наиболее распространенными являются: списывание (простое и сложное), диктанты различных видов и назначений, письменные переводы на иностранный язык, письменные вопросно-ответные упражнения.

Требования к обучению письму по общеобразовательной программе предполагают совершенствование следующих умений:

 

  • Написать короткие поздравления (с днем рождения, другими праздниками),выразить пожелания;
  • Заполнить гостиничный формуляр (указать ФИО, пол, возраст, гражданство, адрес, и т.д.)
  • Заполнить формуляр по школьному обмену ( о своих пожеланиях, интересах), а также другие опросные листы;
  • Написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность и т.д., употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);
  • Делать выписки из текста, в частности для подготовки устного высказывания;
  • Составлять и записывать в тех же целях план прочитанного или прослушанного текста.

Но итоги единого государственного экзамена по английскому, немецкому и другим языкам в России выявили низкий уровень выполнения выпускниками заданий раздела «письмо». Анализ действующих УМК с позиции того, покрывают ли они содержание обучения по данному направлению показал, что в базовых УМК отсутствует система обучению письму. Слабо представлены технологии обучения этому виду речевой деятельности.

 

  1. Умения необходимые для общения в письменной форме.

 

Какими же умениями должен обладать учащийся, чтобы осуществить общение в письменной форме?

 

  1. Умение выбрать материал для чтения в зависимости от интересов, желаний, необходимости и наличных обстоятельств. В процессе обучения в школе это умение проявляется не в полной мере, а в жизни, для работы оно необходимо.
  2. Умение читать достаточно быстро. Программа не устанавливает каких-либо повышенных норм скорости чтения, но из-за ограниченности во времени необходимо, чтобы ученик читал быстро (имеется в виду чтение про себя); в противном случае не останется времени для других видов работ.
  3. Умение догадываться:

а) о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам, по контексту, по связи с родным языком и т.д.

б) о содержании текста, рассказа по заголовкам;

4. Умение предвосхищать:

а) содержание всего текса по его началу или предвидеть финал произведения: если это имеет место, то чтение проходит быстрее и с большим интересом;

б) структуру всего читаемого текста. Общее представление о целом всегда облегчает понимание его составных частей.

5. Умение читать самостоятельно. Не пользуясь сносками, пояснениями, словарем. Разумеется, это относится к текстам, построенным почти полностью на изученном материале, содержащим не более 3-4 нового языка материала.

6. Умение следить за развитием линий сюжета.

7. Умение читать тексты разного характера – художественные, публицистические, научные. Для этого необходимо знать хотя бы элементарные основы того, чем отличаются эти тексты.

8. Умение привлечь и учесть все, что связано с данным текстом. Имеются в виду различные знания читающего об авторе, его мировоззрении, жизни и конкретных задачах, которые используются в качестве учебного текста. Знания об эпохе, к которой относится текст, знания о той сфере, области действительности, которая описана в тексте, общие знания о психологии изображенных типов людей и свой опыт осуществления подобной деятельности.

9. Умение понять основную идею (смысл), ради которой автор написал свое произведение. Это относится не только к художественным произведениям, но и к учебным текстам. Развитию этого умения могут способствовать только те тексты, которые лишены искусственного конструирования и содержат в себе идею (смысл).

10. Умение понять общее содержание читаемого.Чтобы понять содержание, недостаточно понять остальные места, факты, события, - нужно понять их связь и зависимость. Однако, даже поняв содержание, можно не понять смысла, хотя его легче угадать.

11. Умение выбрать главное (нужное) из текста (нескольких текстов). Это умение очень важно в процессе обучения иностранному языку – для овладения языком.

12. Умение пользоваться словарем и другими справочными изданиями при чтении текстов, выходящих за рамки изученного.

13. Умение быстро выписать из прочитанного то, что необходимо. Записи могут быть двоякого назначения:

а) то, что необходимо использовать в последующем высказывании (отдельные выражения, попутные мысли, план)

б) то, что потребуется хранить для многократного использования (карточки с основными мыслями, фактами, цитатами – из научного текста)

14. Умение написать письмо. В основном это умение основано на умении говорить. Оно дополняется лишь умением оформить письмо, знанием того, как обращаться, как подписаться, как писать адрес.

Деление на устную и письменную формы общения весьма условно: они переплетаются и выступают в комплексе, как в жизненных ситуациях, так и в обучении. Итак, умений общения довольно много и они весьма сложны. Достичь самого высокого уровня во всех умениях на уроках вряд ли реально. Главное заключается в том, чтобы:

  1. Эти умения были постоянным ориентиром в работе;
  2. Учитель делал все необходимое и возможное для развития этих умений. Достижимый уровень умений зависит и от исходного уровня, и от мотивации и стараний учащихся, и от умений учителя.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев