«Учимся спорить»
Урок риторики в 7 классе
Выполнила
Матвеева Ольга Ивановна
учитель риторики
МБОУ гимназии №5
г. Морозовска Ростовской области
2011г
Цели:
- Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
- Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Учить дискутировать.
Спор – не ссора,
бойся ложного задора!
(Пословица)
В споре побеждает не тот,
кто горячится,
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)
Ход урока
- 1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.
2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).
- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку
«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».
После полдника у нас был разговор про вежливость.
- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!
- Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.
Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.
- Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.
- О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).
- Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?
- Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?
- Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?
«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».
- Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.
Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.
- Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:
Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…
- Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.
Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.
3. Знакомство с правилами ведения спора.
- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.
- Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.
Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).
- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ
- ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.
- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
4. Упражнения в ведении диалога.
- Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)
Осенью часто идёт дождь.
Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.
В морях вода имеет соленый вкус.
Это обидное слово – кличка..
- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).
Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,
«по моему мнению».
Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»
- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.
1) Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.
2) В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.
3) Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.
Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.
5. Решение проблемы «Как не допустить ссоры».
- Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).
6. Итог урока.
- Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?
Тореева В.И. написал(а) 4706 дней назад (позитивно) 1Очень продуктивный урок: обучающий, воспитывающий, развивающий. Спасибо.
0 очков