Карточка публикации
Информация об авторе публикацииКУ "Няганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида"., нягань
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 18.06.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18528
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Положение ПМПк в школе VIIIида.
 
 

 

 

Положение

о  психолого-медико-педагогическом  консилиуме

КУ «Няганская коррекционная общеобразовательная  школа-интернат VIII вида».

 

1. Общие положения

1.1.    Настоящее положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения.

1.2.    Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем –  ПМПк ) является структурным подразделением КУ «Няганская коррекционная общеобразовательная  школа-интернат VIII вида» и создается в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901- 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме ( ПМПк ) образовательного учреждения».

1.3.     Общее руководство  ПМПк  возлагается на директора образовательного учреждения.

1.4.    ПМПк  является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями  школьной , социальной адаптации и обучения. Деятельность  ПМПк  направлена на решение задач своевременного выявления детей с проблемами в развитии, трудностями обучения и адаптации и организации им квалифицированной специализированной помощи специалистов разного профиля, исходя из индивидуальных особенностей развития школьника.

1.5.    Психолого-медико-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими действующими законодательствами  в сфере образования, защиты прав детей, а также Уставом образовательного учреждения.

 

2. Цели и задачи

2.1.  Целью  ПМПк  является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

2.2.  В задачи консилиума входят:

  • Консолидация усилий специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям.
  • Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии, трудностей обучения и адаптации.
  • Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования с целью организации коррекционного процесса обучения и реабилитационного воздействия в соответствии с уровнем индивидуальных возможностей и особенностей учащегося.
  • Системный анализ данных психолого-педагогического и медико-социального изучения учащихся с выработкой комплексного  заключения.
  • Определение уровня и выявление индивидуальных особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, мышления, работоспособности и др), изучение индивидуального профиля эмоционально-волевого и личностного развития.
  • Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы и рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении.
  • Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушения и адаптации обучающихся.
  • Выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, методов и приемов обучения, коррекционной и развивающей работы, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности и социализированности в окружающей среде.
  • Составление индивидуального образовательного маршрута обучающихся, моделирование программ комплексной помощи.
  • Отслеживание динамики в психофизическом развитии детей.
  • Определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работающие по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития.
  • Организация  школьного  здоровьесберегающего образовательного пространства с целью профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов.
  • Организация профессионального взаимодействия специалистов в рамках учреждения и за его пределами.
  • Подготовка и ведение  документации , отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния.
  • Организация профессионального сотрудничества и взаимодействия с учреждениями образования, здравоохранения, правовыми и социальными органами.

 

3. Структура ПМПк

3.1. Психолого-медико-педагогический консилиум создается в общеобразовательном учреждении приказом директора школы.

3.2.Консилиум имеет основной и подвижный состав. В основной состав входят директор школы (председатель консилиума), заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР, заместитель директора по МР,  учителя с большим опытом работы, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог. В подвижный состав консилиума входят специалисты и педагоги, не включенные в основной, но проводящие коррекционную работу и обучение тех детей, материалы динамического наблюдения которых анализируются на текущем заседании консилиума.

3.3.При отсутствии в школе специалистов основного состава консилиума возможным является их привлечение на договорной основе.

3.4.Ответственность за организацию и результаты деятельности  ПМПк  несет руководитель образовательного учреждения.

 

  1. 4.      Организация работы

4.1. Специалисты, включенные в  ПМПк , выполняют работу в рамках основного рабочего времени, в соответствии с планом проведения заседаний консилиума и реализации его решения.

4.2. Организация работы специалистов  ПМПк  строится на принципах междисциплинарного взаимодействия и предполагает консолидацию их усилий в определении и решении проблем ребенка. Организация работы специалистов выстраивается поэтапно:

  • Диагностико-консультативный этап – на этом этапе происходит комплексный сбор сведений о ребенке, проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития ребенка: дефектолог (учебная и познавательная деятельность); логопед (речевая деятельность); психолог (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представления на учащегося.
  • Организационно-методический этап – на этом этапе проводится заседание консилиума с целью определения рекомендуемой формы обучения, формирования коррекционных групп для занятий специалистов, составления индивидуальных комплексных программ развития, индивидуальных образовательных маршрутов. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребенка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребенка. В данном случае могут разрабатываться различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.
  • Коррекционно-развивающий этап - на данном этапе организуется коррекционно-развивающая работа специалистов с нуждающимися учащимися, при планировании которой учитывается суммарная нагрузка на ребенка. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы – коррекционная работа с эмоционально-волевой и личностной сферой ребенка, коррекционная работа с познавательной сферой ребенка, коррекционная работа по формированию базовых учебных умений и навыков, коррекционная работа с речевыми нарушениями.
  • Контрольный этап – предполагает проведение текущей диагностики и промежуточных заседаний консилиумов с целью отслеживания динамики развития учащихся. На промежуточном консилиуме обсуждаются результаты динамического изучения ребенка, корригируются программы коррекционных занятий специалистов, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе (изменение образовательного маршрута). Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам специалистов с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
  • Итоговый этап – на этом этапе по итогам года проводится завершающее заседание консилиума, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа, в случаях необходимости принимается решение об изменении образовательного маршрута.

 

4.3.Основными направлениями деятельности консилиума являются:

  •  выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся;
  • формирование у обучающих (работники образовательного учреждения) адекватной оценки педагогических явлений в целом и  школьных  проблем детей и подростков;
  • комплексное воздействие на личность ребенка;
  •  консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
  • социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
  • охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья школьников.

 

4.4. Обследование проводится каждым специалистом  ПМПк  индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка. По данным обследования составляется профильное заключение специалиста и разрабатываются рекомендации.

 

4.5. На заседании  ПМПк  обсуждаются результаты комплексного обследования ребенка, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляется коллегиальное заключение. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику уровня психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризует успешность усвоения программного материала и намечает основные направления специализированной помощи, обобщающая частные рекомендации специалистов. Заключение  ПМПк  носит рекомендательный характер. Протокол и коллегиальное заключение  ПМПк  подписывается председателем ПМПк  (разборчиво).

 

4.6. Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме.

 

4.7. В случае необходимости обследования ребенка в лечебных учреждениях, психолого-медико-педагогических комиссиях, бюро медико-социальной экспертизы копии заключений и рекомендаций специалистов  ПМПк  выдаются только родителям (законным представителям).

 

4.8. На заседание консилиума специалистами оформляется следующая  документация : педагогическое, дефектологическое, логопедическое, психологическое представления на ребенка, предоставляются письменные работы ребенка (рабочие тетради, контрольные работы, срезы знаний), текущая успеваемость.

  

4.9. Специалисты обеспечивают комплексную помощь нуждающимся учащимся в динамике образовательного процесса, обеспечивая целостность решения образовательных, коррекционных, развивающих и воспитательных задач.

 

4.10.        При необходимости углубленной диагностики, разрешения спорных вопросов, изменении образовательного маршрута (как в пределах учреждения, так и в случае изменения вида образовательного учреждения) специалисты  ПМПк  рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую   психолого-медико-педагогическую комиссию и оформляют соответствующую  документацию  на ребенка.

 

4.11.        Периодичность проведения консилиумов определяется реальным запросом на комплексное, всестороннее обсуждение проблем, связанных с образованием детей с особыми потребностями. Плановые консилиумы проводятся не реже одного в триместр.

  

4.12.  Специалистами консилиума ведется следующая  документация :

- протоколы заседаний консилиума;

- представления на учащихся;

 - карта динамического развития ребенка (содержит представления, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программу комплексного развития);

- аналитические материалы.

 

5. Порядок проведения заседаний консилиума

  

5.1. По своей организации заседания подразделяются на плановые и внеплановые. Плановые заседания проводятся для постановки и уточнения проблем ребенка (с выработкой заключения),  определения условий обучения и планирования стратегии психолого-педагогического сопровождения, определения индивидуального образовательного маршрута и составления программ комплексной помощи, оценки динамики коррекционного процесса, обучения и развития ребенка.  Внеплановые заседания проводятся по обоснованному запросу специалистов, педагога или администрации в тех случаях, когда требуется коллегиальное решение по вновь возникшему вопросу в решении проблемы ребенка и корректировка программ комплексной помощи. Задачами внеплановых заседаний консилиума являются: решение вопроса о принятии дополнительных мер по выявленным обстоятельствам, внесение изменений в программу комплексной помощи в случае ее неэффективности.

 

5.2. В отдельных случаях заседания консилиума могут иметь расширенный состав. Расширенные заседании  ПМПк   проводятся при необходимости привлечения усилий дополнительных специалистов (в рамках или за рамками учреждения), администрации, родителей.

 

5.3. Заседание консилиума проводится под руководством председателя, а в его отсутствии лица, его заменяющего.

  

5.4. Протокол заседания консилиума оформляется не позднее чем через два дня после его проведения и подписывается  председателем консилиума, секретарем.

 

6. Обязанности и права членов  ПМПк

 

6.1 Специалисты  ПМПк  имеют право:

  • вносить свои предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов у учащихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды;
  • вносить свои предложения по совершенствованию деятельности консилиума;
  • рекомендовать выбор образовательного маршрута ребенка;
  •  выбирать и использовать коррекционные приемы и методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.

 

6.2 . Специалисты  ПМПк  обязаны:

  • не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
  •  руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
  •  сохранять конфиденциальность сведений;
  • защищать права и интересы детей и их родителей (законных представителей).

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев