"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 7, Балашов
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 10.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 12510
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Методическая разработка к уроку технологии.
 
 

 

Конспект урока «Деревня- деревянный мир»

Задачи урока: Создание коллективной композиции «Деревня», обогащение словарного запаса детей, совершенствование конструкторских навыков, развитие творческого воображения, воспитание любви и гордости к русской земле и русскому народу.

Оборудование для учителя:

-персональный компьютер

-презентация к уроку

-экран

-учебник для 4 класса по программе Б.М.Неменского

-музыкальное оформление

Оборудование для учащихся:

-цветная бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь, вода

-большие листы ватмана для панно

Музыкальный ряд: русская народная музыка

Изобразительный ряд: слайды с изображением деревянных домов, частей избы и её украшение, кроссворд, таблица словарных слов.

Структура урока:

I Организационный момент

Вступительное слово учителя с демонстрацией слайдов  (слайд 2-5)

-- Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Люди селились по берегам рек и озёр в окружении лесов. Они строили свой мир в неразрывном единстве с природой. Дерево служило основным материалом.  Есть старинное придание,будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звёздами в поднебесье. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, необходимые ему в быту.Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а чтобы хозяину было удобно и соседу не мешало. Со временем стали их выстраивать фасадом, т. е. лицом к дороге и получилась «у-лица». Избы в сёлах не красили. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, а на солнце – как тёплый светящийся мёд.

II Сообщение темы и цели урока.

-- Тема сегодняшнего урока «Деревня – деревянный мир». Как вы понимаете это выражение? (слайд 6)

-На этом уроке мы будем конструировать и рисовать. Мы будем строить деревню.

III Планирование предстоящих действии

- Изба – это слово в древности звучало как «истьба», «истопка», т.е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило укрытием от холода.

- Назовите главные части избы.

 

(слайд 7)

Крыша – это шапка здания. Чем она выше, тем легче с неё скатывался снег и дождь.

Сруб – основа избы.

Окна – очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так раньше

называли лоб. Здесь же бывает и лобовая доска – главное украшение крыши.

 

Края кровли выступают, их прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин вверху прикрыт свешивающимся вниз полотенцем. И причелины и лобовая доска обязательно украшались резьбой. Окна – глаза на лице дома, поэтому наличники – самая украшенная часть избы.(слайд 8-10)

Вроде изба и есть изба. Да только похожих нет. Бывает изба – богатырь – большой, крепкий дом. Другая, словно девица красная – изящная и нарядная. А можно встретить избушку – старушку с покасившимся забором. (слайд 12-15)

IV Составление плана работы.

-С чего начнём работу? Что будем мастерить дальше? (слайд 16)

-В одиночку дом не построить. Для этого люди собирались группами или артелями. Мы тоже будем работать артелями и каждая артель будет строить свои дома и свою улицу.

- Что важно помнить когда работаешь в группе?

-Один из вашей артели напишет пейзаж, где вы потом расположите свои дома. Писать пейзаж будем широкой кистью, большими свободными мазками, не останавливаясь на деталях. Затем пейзаж будет сохнуть. В это время остальные артельщики займутся изготовлением изб. Прежде, чем вклеивать избы в пейзаж, вспомним законы перспективы. Те дома, что ближе, должны быть больше. На заднем фоне расположим маленькие домишки.

-Для домов переднего плана возьмём четвёртую часть прямоугольного листа цветной бумаги. Другая четверть пойдёт на изготовление крыши.

Для домов заднего плана возьмём восьмую часть такого же листа.

Длину причелин определим по длине ската крыши плюс 10мм с каждой стороны. Готовую полоску складываем вдоль пополам и вырезаем узор, как для снежинок. Полотенце украшаем бахромой. Дальше по плану изготовление и украшение окон. Здесь проявите свою фантазию и творческое воображение.

 

 

- Работать будем с ножницами.  Это острый предмет, поэтому повторим правила техники безопасности. (слайд 17)

- Готовы к работе?

Выходят два ученика и читают:

Эй, ребятки, собирайтесь,

Да в работу все впрягайтесь.

Строить будем и пилить,

Да домишки мастерить.

Брёвна в стены соберём,

Крышу сделаем с коньком.

Поработаем на славу

Добрым людям на забаву!

V Самостоятельная работа детей.

VI Физминутка. (слайд 18)

-Как известно, народ русский умеет работать и умеет отдыхать.  А отдыхать лучше под русскую народную мелодию. (Звучит русская народная мелодия. Дети исполняют русский танец).

VII Анализ детских работ. (Фоном звучит запись русской народной мелодии. Слайд 19-21)

Каждая артель выходит к стенду и прикрепляет панно со своей улицей. Дети дают названия улицам, рассматривают дома, делятся впечатлениями.

-Действительно, каждая улица по- своему хороша.  Поработали на славу! Да ещё сколько новых слов  узнали.

VIII Словарная работа. Разгадывание кроссворда. (слайд 22-23)

1.Изба по-другому? (дом)

2.Узорная доска, прикрывающая края крыши? (причелины)

3. Чем прикрывают стык причелин? (полотенце)

4.Как раньше называли лоб? (чело)

5. Чело дома? (лобовая доска)

6. Русский народный танец? ( «Брыня»)

IX Итог урока.Рефлексия. (слайд 24)

-А наш урок подошёл к концу и я хочу закончить его такими словами:

В тихом местечке речка бежит.

Вдоль той речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крышах конёк,

Из чистого колодца водицы глоток.

Кудрявые ивы вдоль речки растут.

Умельцы в той деревеньке живут!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев