"Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее."

А. Барбюс

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикации МДОУ д/с комбинированного вида № 5 "Незабудка", Ленинградская область г.Тихвин, Тихвин
Дата публикацииОпубликовано: 17.08.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 30235
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
«Мягкие и твёрдые согласные звуки». «Пословицы».
 
 

Комитет по образованию муниципального образования

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого логопедического занятия

Тема: «Мягкие и твёрдые согласные звуки». «Пословицы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боровской Елены Юрьевны,

учителя-логопеда

МДОУ детский сад

компенсирующего вида

№10 «Ручеёк»

 

 

 

 

 

 

 

г. Тихвин

2008 г

 

Цель:

  1. Закрепить понятия «звук», «буква», «гласные и согласные звуки».
    1. Продолжать формировать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие. Закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
    2. Продолжать учить выполнению звукового, звукобуквенного разбора слов.
  2. Закреплять умение делить слова на слоги.
    1. Активизировать речевую и мыслительную деятельность на материале пословиц. Развивать умение обсуждать, доказывать, обобщать.
  3. Продолжать учить контролировать звукопроизношение.
  4. Обучать грамоте.
  5. Развивать:
  • психические процессы (внимание, память, мышление)
  • самостоятельность и самоконтроль
  • координацию движений

Материал к занятию:

ü Доска и мольберт

ü Игрушки: кукла «Буратино», мяч, кирпичики, подушечки

ü Предметные картинки

ü Индивидуальные карточки с картинками

ü Настольно-печатная  игра «Домики для звуков»

ü Схемы слов с картинками

ü Таблички с текстом и рисунками пословиц

ü Табличка с зашифрованной пословицей

ü Карандаши, фломастеры

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

Логопед

Дети

I.Орг. момент.

(Дети стоят около логопеда на ковре)

+ Сядет тот, кто вспомнит, что такое звук?

 

 

+ Сядет тот, кто вспомнит, какие звуки бывают?

 

 

+ Сядет тот, кто назовёт гласные звуки. Почему они гласные?

 

+ Сядет тот, кто скажет, каким может быть согласный звук?

 

+ Что такое буква?

 

(Дети сидят на ковре).

 

II. Переход к теме.

+ Послушайте стихотворение.

«У отца был мальчик странный-

Необычный, деревянный.

Всюду нос совал он длинный.

Кто же это?»

+ Правильно, Буратино! (Показ игрушки Буратино).

+ Ребята, вы знаете сказку про Буратино?

+Буратино после всех приключений начал ходить в школу, он стал умненьким и благоразумненьким. Но никак не может выполнить домашнее задание. Поможем Буратино.

+Постарайтесь сами догадаться, что задано Буратино?

 

III. Формирование фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.

а) Закрепление понятий «Твёрдость – мягкость».

1.(Показ подушечки и деревянного кирпичика)

+ Посмотрите, что это?

+Подушка, какая?

+Кирпичик, какой?

+Как вы думаете, какие звуки надо повторить Буратино?

+Правильно!

2.(Делю детей на две команды).

+Первая команда возьмёт по кирпичику, а вторая по подушечке.

+Когда услышите твердый звук, покажите кирпичик, мягкий звук, покажите подушечку.

Звуки: [д-д’], [к-к’], [л-л’], [ч-щ], [б’-в’],[р-ж], [ц-с’].

Слоги: ла-ли, ло-лё, ол-аль, ат-ать, стё-сто, сми-смы-сме.

+Поменяйтесь предметами.

Слова: мак, мир, чашка, кит, лак, медведь, рыба, девочка

+ Молодцы, помогли Буратино!

 

 

3.Игра «Наоборот» (с мячом).

угол-уголь                            был - быль

пар-парь                                мел-мель

удар - ударь                          бит - бить

цел - цель                              хор-хорь

+Объясните, что такое  «хор»?

«хорь»?

 

+Закончите предложение нужным словом:

«На концерте выступает……».

 

«В лесу живёт …».

Молодцы! Буратино рад!

 

б) Определение твёрдого и мягкого звука в начале слова.

1.Индивидуальная работа за столами. На них лежат прозрачные папки с карточками, фломастеры синего и чёрного цвета.

 

+Буратино никак не может выполнить это задание. Запутался.

+Назовите картинки. С подушечкой соедините только те картинки, в названии которых первый звук звучит мягко.

+Каким цветом соединим?

+С кирпичиком соедините картинки, в названии которых первый звук звучит твёрдо. Каким цветом соединим?

 

+Проверяем! Молодцы, ещё одно задание помогли выполнить Буратино.

 

2.Настольно-печатная игра «Домики для звуков».

Раздаю по 1 карточке каждому ребёнку. Ребёнок выделяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, определяет букву, которая обозначает этот звук на письме и кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (синий домик) или твёрдому звуку  (чёрный домик).

Проверяют друг друга.

 

в) Деление слов на слоги.

Вспоминают правило деления  на слоги.

+Определите количество слогов в слове, покажите соответствующую карточку с определённым количеством кружков. Называю и показываю картинку.

+ Молодцы!

 

г) Звуковой разбор слов.

У доски.

1.Показываю схему с картинками (кит, кот).

+Подумайте и скажите, какая из картинок подходит к звуковой схеме? Докажите.

  • Показываю следующую схему с картинками (мышка, мишка).

Докажите.

2.Выполните звукобуквенный разбор слова мишка самостоятельно.

 

+Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга.

+Посмотрите на доску, проверьте.

Вы очень помогли Буратино, спасибо вам!

 

IV.Развитие речемыслительной деятельности.        Пословицы.

+Ребята, продолжим помогать Буратино (стоя у доски).

  1. Пословицы.

(На доске 6 картинок, над ними цифры)

+ Послушайте внимательно пословицу и скажите, в какой картинке она спряталась, назовите цифру.

+ «Хочешь, есть калачи -  не сиди на печи»

+ Объясните, почему так говорят?

 

+ «Кончил дело – гуляй смело». Объясните.

 

+ «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», объясните.

 

+ «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

+ «Поспешишь - людей насмешишь». Почему так говорят, Чему учит пословица?

+ «Труд кормит, а лень портит». Объясните.

 

+ Молодцы, научили Буратино понимать пословицы!

  1. Упр. «Исправь ошибку».

+Ребята, пословиц много, сейчас узнаем, как вы их запомнили.

 

+ «Хочешь, есть калачи – не имей сто друзей».

+ «Без труда – людей насмешишь».

+ «Труд кормит – гуляй смело».

  1. Дополнительно (если останется время на занятии).

Работа в парах (раздаю карточки с пословицей).

+Постарайтесь прочитать пословицу по стрелкам.

+Что прочитали? Объясните пословицу. Сколько слов в пословице?

 

Вывешиваю пословицу.

+Прочитайте пословицу, начертите схему предложения, проверьте схему предложения с доски.

 

 

V.Итог.

+ Ребята, вы молодцы! Вы помогли Буратино выполнить домашнее задание. И за вашу помощь и добрые дела Буратино угощает вас конфетами.

+До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

- Звук – это то, что мы слышим и произносим (ребёнок, отвечает и садится)

- Гласные, согласные (полный ответ), садится.

 

(перечисляют гласные звуки и садятся).

- твёрдым - мягким, звонким-глухим (отвечают, садятся)

- Буква – то, что мы видим и пишем, садится.

 

 

 

 

 

 

- Буратино!

 

-Да.

 

 

-Да, поможем.

(смотрят, слушают).

 

 

 

 

 

 

- Подушка мягкая.

-Кирпичик твёрдый.

-Буратино должен повторить мягкие и твёрдые звуки.

 

(Берут предметы).

 

 

(слушают, показывают нужный предмет)

(меняются)

(показывают предмет)

(убирают предметы в шкатулку)

 

 

 

(играют, перекидывая мяч)

 

 

 

(объясняют)

 

 

 

-Хор

 

-Хорь

 

 

 

(Дети садятся за столы).

 

 

 

 

-Синим цветом (соединяют).

 

-Чёрным цветом (объясняют, почему и выполняют).

 

 

 

 

 

Играют, объясняют.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют количество слогов в умственном плане. Показывают карточку.

 

 

 

Дети подходят к доске.

 

 

- Подходит кит. Доказывают.

 

-Подходит мышка. Доказывают.

 

Выполняют.

 

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают, называют, объясняют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети исправляют пословицы (опора на картинки).

 

 

 

Читают.

« За добро плати добром».

Объясняют, перечисляют слова в пословице.

 

Выполняют.

 

 

 

 

Получают конфеты и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Якимчук Т.А. написал(а) 4482 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Елена Юрьевна! Конспект сильно пострадал при вставке? Загрузите его, пожалуйста в папку, находящуюся в Вашем профиле, а потом дайте на него ссылку в этом сообщении через кнопку РЕДАКТИРОВАТЬ. Таким образом можно загружать любые Ваши работы. Спасибо за активность.

     
       
     
     
    0 очков