Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ гимназия №1 им.А.Н. Барсукова, г.Ковров, Владимирская область, Ковров
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 12.09.2015
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 20353
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Авторская рабочая программа по курсу "Краеведческий туризм"
 
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 города Коврова

 

 

Согласовано

 

Зам.директора по УР

 

______________         ___________

подпись                            ф.и.о.

«_____» __________ 20__г.

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

Зав.кафедры

 

_______________  __________

подпись                            ф.и.о.

«_____» __________ 20___г.

Утверждаю

 

Директор  МБОУ СОШ № 21

 

________________ И.В. Иголкина

 

«_____» _____________ 20___г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу

«Краеведческий туризм»

5 класс

 

 

 

 

 

учителя истории и обществознания

Мочаловой Анны Владимировны

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Краеведческий туризм» предназначена для учащихся 5б, г классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Коврова «Средняя общеобразовательная школа № 21», обучающихся по новым ФГОС ООО.

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

2.Примерной основной образовательной программы  образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. (Стандарты второго поколения);

3.Примерной  программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: – М.: Просвещение, 2011. – 94с. – (Стандарты второго поколения).

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Построение содержания курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений сформированных у детей при изучении курса истории в начальной школе.

Краеведческий курс ориентирован на приоритетное изучение новейшей и современной истории региона.

Основной направленностью программы курса является:

  • изучение родного края;
  • воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм, ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.

Цель курса:

Главной целью курса «Краеведческий туризм» является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего историю своего края, города, села (его традиции, памятники истории и культуры), любящего его и желающего принять активное участие в развитии края.

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни родного края и его населения с древнейших времен и до наших дней;

- развитие гражданских качеств учащихся, патриотизма по отношения к России и своей малой родине;

- формирование способности и готовности школьников к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

Формы и режим занятий

Данный курс рассчитан на преподавание в 5-х классах, предназначен для занятий с детьми 10-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края.

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Количество  учебных занятий - 17 часов

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

Основные формы занятий:

  • Теоретические занятия - беседы с использованием иллюстративного материала, лекция  учителя, просмотр презентаций на тему туризма и дальнейшее их обсуждение, доклады на разнообразные темы, диспуты, рассказы.

На изучение теоретической части рабочей программы отводится 10 часов.

  • Практические занятия – тематические игры, тематические экскурсии, разработка виртуальных туристических маршрутов  при помощи google-карт, работа с историческими документами и исторической картой.

На выполнение практической части курса отводится 7 часов.

Форма организации занятий

При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. В 5-х классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение; дают возможность проявить творческую активность; формируют первичные исследовательские способности: урок - ролевая игра, урок-путешествие, урок-викторина, интервью с историческим героем, интерактивный урок. Вместе с  тем необходимо  применение и традиционных форм занятий: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.

Групповая форма организации занятий:

-        Беседы, лекции, рассказ, работа с историческими документами (с использованием ИКТ);

-              Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании  дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея В.А.Дегтярева и др.музеев Владимирской области);

-              Встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

-              Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);

-              Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

-              Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);

Индивидуальная:

-        самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

-        подготовка  сообщений,   презентаций, проектной деятельности, конференций, выступлений).

Программа курса включает в себя следующие методы обучения:

-              проблемный (постановка проблемных  вопросов, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания);

-              частично-поисковый;

-              объяснительно – иллюстративный;

-              исследовательский (творческий поиск в решении самостоятельных практических и познавательных задач, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании).

Формы контроля:

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:

  • Тестирование;
  • Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом)
  • Анализ продуктов творческой деятельности ребенка.

Основным критерием результативности освоения программы «Краеведческий туризм» выступает критерий сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины.

К важнейшим личностным результатам изучения курса относятся следующие убеждения и качества:

-        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-        осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-         понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения курса выражаются в следующих качествах:

-        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

-         владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-        способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-         готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения курса включают:

-         овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, а также родного края, и человечества в целом, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-         умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-        расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны, региона и человечества в целом;

-         готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона, мира.

Предполагаемые результаты обучения:

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

Данное положение  предполагает:

- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • знания основных дат и событий истории Владимирского края;
  • знания об истории основания города Коврова и Владимирского губернии;
  • знания о развитии края с древности до наших дней;
  • знания важнейших достиже­ний культуры и системы ценностей края;
  • знания культуры народов края;
  • умения высказывать собствен­ные суждения об историческом наследии народов Владимирского края;
  • умения использовать знания об истори­ческом пути и традициях народов Владимирского края в общении с людьми другой культуры, националь­ной и религиозной принадлежности;
  • умения определять приблизительный возраст архитектурных памятников;
  • умения ориентироваться в специфике различных наций и народностей, конфессий, представленных в нашем регионе;
  • умения объяснять смысл изученных исторических событий и явлений;
  • умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, касающихся различных периодов истории края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  курса

Тема 1. Введение. Что изучает краеведение (1 час). Что изучает краеведение. Значение изучения краеведения. Источники краеведческих знаний. История изучения края. Вклад ученых и краеведов в исследование истории края.

Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в познании истории (1 час). Что такое вспомогательные исторические дисциплины. Основные виды вспомогательных исторических дисциплин. Для чего необходимо уметь применять возможности данных дисциплин на практике.

Тема 3. Древняя история Владимирского края. Первые исторические сведения о городе Ковров (2 часа). Археологические памятники на территории Владимирской области. Древнейшие стоянки первобытных людей на территории края. Сунгирь. Наши далекие предки: финно-угорские племена. Славянская колонизация края. Основание великим князем Владимирским Юрием Долгоруким в 1152 году пограничной крепости города Стародуба. Наши первые князья.

Тема 4.Владимиро-Суздальская Русь в XII – XIII вв. (2 часа). Расцвет Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья. Быт и нравы населения края. Культура Северо-Восточной Руси. Памятники белокаменного зодчества.Вторжение монгольских завоевателей во Владимиро-Суздальскую Русь. Героическая оборона Владимира. Князь Юрий Всеволодович. Битва на реке Сити. Александр Невский – великий князь Владимирский. Виртуальная экскурсия.

Тема 5. Владимирский край в составе Московской Руси (2 часа). Политическое ослабление Владимиро – Суздальского княжества. Развитие хозяйства. Феодальное землевладение. Владимирская земля в составе Московского княжества. События в Александровой слободе. Опричнина. Владимирская земля в Смутное время. Д. Пожарский – князь Суздальский, участие владимирцев в народном ополчении. Культура края в XIV – XVI вв. Владимирские святые: Петр и Феврония Муромские, митрополит Алексий, Андрей Рублев и др.

 

Тема 6. Владимирский край в составе Российской империи (2часа)

Петр Первый и его сподвижники в крае. Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере. Учреждение Владимирской губернии в 1778г.Ковровский уезд. М.М.Сперанский и начало преобразований Александра I. Роль Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812года.

Тема 7. Родовые поместья и дворянские усадьбы на территории Владимирской области (2 часа).

История первых дворянских усадеб на территории нашего края: усадьба Танеевых, усадьба ковровского купца Ф.И. Дунаева, усадьба графа Храповицкого, усадьба Голицыных, усадьба Воронцовых. Экскурсия в усадьбу Танеевых, и купца Ф.И. Дунаева.

 

Тема 8. Знаменитые люди нашего края (2 часа)

Знакомство с выдающимися деятелями Владимирского края:  (князь Д.М. Пожарский, А.В.Суворов, Е.Р. Дашкова, А.Н.Радищев, А.С. Пушкин, А.С.Грибоедов, М.М. Сперанский, И. С. Носов,  Ф. Г. Коньков, А. В. Лопатин,  В.А. Дегтярев и др.). Экскурсия в дом – музей В.А. Дегтярева.

 

Тема 9. Историческое прошлое города Ковров. (От первых документальных сведений до начала XX века) (2 часа)

История развития города (середина XII –XX век). Пограничная крепость Юрия Долгорукого, село Рождественское, князья Стародубские, Владимирская губерния и Ковровский уезд, город Ковров – важнейший промышленный центр Владимирской области.

Тема 10. Ковров – город воинской славы (1 час)

ВОВ и город Ковров: аллея ковровских Героев Советского Союза, деятельность в тылу (завод им. О.К. Киркижа,  Ковровский экскаваторный завод,завод им. В.А.Дегтярева, Ковровский механический завод).

Экскурсия по городу воинской славы с осмотром основных достопримечательностей.

 

 

 

 

Примерное планирование курса
«Краеведческий туризм»

№п/п

Тема

Количество часов

(теория) / (практика)

1.

Введение. Что изучает краеведение.

1 час

2.

Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в познании истории.

1 час

3.

Древняя история Владимирского края. Первые исторические сведения о городе Ковров.

1 час / 1 час

4.

Владимиро - Суздальская Русь в XII-XIIIвв.

1 час / 1 час

5.

Владимирский край в составе Московской Руси.

1 час / 1 час

6.

Владимирский край в составе Российской империи. Губернская реформа Екатерины Великой.

1 час / 1 час

7.

Родовые поместья и дворянские усадьбы на территории Владимирской области

1 час / 1 час

8.

Знаменитые люди нашего края.

1 час / 1 час

9.

Историческое прошлое города Ковров. (От  первых документальных сведений до начала XX века).

1 час / 1 час

10.

Ковров – город воинской славы.

1 час

 

 

Тематическое планирование курса

«Краеведческий туризм»

5 класс

На 2014/ 2015 учебный год

1 час  в неделю 17 часов

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Содержание урока

Деятельность учащихся

1

Введение. Что изучает краеведение.

1

Что изучает краеведение. Значение изучения краеведения. Источники краеведческих знаний. История изучения края. Вклад ученых и краеведов в исследование истории края.

Отработка навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, высказывать суждения об обоснованности различных точек зрения на историю развития края.

2

Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в познании истории.

1

Что такое вспомогательные исторические дисциплины. Основные виды вспомогательных исторических дисциплин. Для чего необходимо уметь применять возможности данных дисциплин на практике.

Применение вспомогательных исторических дисциплин на практике: умение работать с историческими картами, с google картами, разработка туристических маршрутов, исследование гербов и монетного дела

3

Древняя история Владимирского края. Первые исторические сведения о городе Ковров.

2

Расселение древних людей на территории нашего края.

Изменение образа жизни и основных занятий людей в различные археологические периоды.

 

Славянская колонизации Залесского края.

 

Основание города Стародуба. Деятельность первых князей.

 

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать исторические факты, работа с исторической картой.

 

4

Владимиро - Суздальская Русь в XII-XIIIвв.

2

Расцвет Владимиро – Суздальского княжества. Владимир – политический центр Северо – Восточной Руси. Андрей Боголюбский – «первый российский самовластец». Противостояние между князем и боярами. Князь Всеволод III Большое Гнездо и его сыновья. Быт и нравы населения края. Культура Северо-Восточной Руси. Памятники белокаменного зодчества. Вторжение монгольских завоевателей во Владимиро-Суздальскую Русь. Героическая оборона Владимира. Князь Юрий Всеволодович. Битва на реке Сити. Александр Невский – великий князь Владимирский. Виртуальная экскурсия.

Умение рассказывать о главных событиях периода и их участниках, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала.Применение ИКТ в исторической науке (работав программе PowerPoint
тематические фильмы, google - карты, разработка виртуальных туристических  маршрутов)

5

Владимирский край в составе Московской Руси.

2

Изменение направленности истории Владимирского края по сравнению с предыдущим периодом истории и передача роли политического первенства и политической преемственности Москве при сохранении значимости культурного и духовного центра.
Обращение к героическому прошлому и личностям, прославившим родной край, установление преемственности в истории.

Установление причинно-следственных связей в развитии духовной жизни общества, знакомство с культурными достижениями и личностями, внесшими вклад в развитие культуры края и страны.

Отработка навыка объяснять смысл изученных исторических терминов, давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. Применение ИКТ в исторической науке (работа в программе PowerPoint
тематические фильмы).

6

Владимирский край в составе Российской империи. Губернская реформа Екатерины Великой.

2

Петр Первый и его сподвижники в крае. Первые мануфактуры на территории края. Строительство  первых кораблей на Переяславском озере.

Учреждение Владимирской губернии в 1778г.Ковровский уезд. М.М.Сперанский и начало преобразований АлександраI.

Роль

Владимирского ополчения в Отечественной войне 1812 года.

Отработка навыка сравнивать однородные факты, события; высказывать свое мнение и аргументировать его по важнейшим событиям периода.

Знать основные понятия и термины темы
- влияние реформ Петра I, Екатерины II и Александра Iна развитие Владимирского края.
- выдающихся людей 18 – начала XIX века, связанных с историей родного края.

Уметь
- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.
- осуществлять проектную деятельность
программе PowerPoint
Развивать умения
- поиск дополнительной информации в других источниках, в т.ч. в Интернет
- выступления с сообщениями

7

Родовые поместья и дворянские усадьбы на территории Владимирской области

2

История первых дворянских усадеб на территории нашего края: усадьба Танеевых, усадьба ковровского купца Ф.И. Дунаева, усадьба графа Храповицкого, усадьба Голицыных, усадьба Воронцовых. Экскурсия в усадьбу Танеевых, и купца Ф.И. Дунаева.

 

Отработка навыка давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, сочинений.

Развивать умения
- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

- владение основными видами публичных выступлений

8

Знаменитые люди нашего края.

2

Знакомство с выдающимися деятелями Владимирского края:(князь Д.М. Пожарский, А.В.Суворов, Е.Р. Дашкова, А.Н.Радищев, А.С. Пушкин, А.С.Грибоедов, М.М. Сперанский, И. С. Носов,  Ф. Г. Коньков, А. В. Лопатин,  В.А. Дегтярев и др.). Экскурсия в дом – музей В.А. Дегтярева.

 

Знать основные понятия и термины темы
- выдающихся людей, связанных с историей родного края.
Уметь
- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.
- осуществлять проектную деятельность
- работать в программе PowerPoint
Развивать умения
- поиск дополнительной информации в других источниках, в т.ч. в Интернет
- выступления с сообщениями

 

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, сочинений.

 

9

Историческое прошлое города Ковров. (От  первых документальных сведений до начала XX века).

2

История развития города (середина XII –XX век). Пограничная крепость Юрия Долгорукого, село Рождественское, князья Стародубские, Владимирская губерния и Ковровский уезд, город Ковров – важнейший промышленный центр Владимирской области.

 

Формирование навыка объяснять смысл изученных исторических терминов; образно рассказывать о главных событиях периода и их участниках. Отработка навыка проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах и других источниках; сравнивать однородные исторические факты.

Уметь
- делать записи в тетради на основе рассказа учителя и визуального ряда.
- объяснять факты из источника
- сопоставлять события в регионе с общероссийскими событиями .
Развивать умения
- поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
- владение основными видами публичных выступлений
- обобщать, систематизировать учебный материал

 

10

Ковров – город воинской славы.

1

ВОВ и город Ковров: аллея ковровских Героев Советского Союза, деятельность в тылу (завод им. О.К. Киркижа,  Ковровский экскаваторный завод, завод им. В.А.Дегтярева, Ковровский механический завод).

Экскурсия по городу воинской славы с осмотром основных достопримечательностей.

 

 

Отработка навыка работы с различными историческими источниками, выделение главного, сравнение, анализ, вывод, доказывать свою точку зрения.

Знатьосновные понятия и термины темы
- ВОВ и наш край.
-наши земляки -  Герои Советского Союза.

Уметь
- дискутировать

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ, отчётов об экскурсиях, сочинений.

Развивать умения
- поиска нужной информации по
заданной теме в источниках
различного типа
- владение основными видами публичных выступлений

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Всемирная история: Единое научно- образовательное пространство
http://www.worldhist.ru
История Отечества «СГУ» УМК т.1.882 – 1801 гг. «статпро», 2006.
Всеобщая история «CorDis» УМК, 2004.
Электронная энциклопедия  «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Электронная энциклопедия «Энциклопедия история России (862-1917 гг.)».

Рекомендуемая  литература для педагогов
1. Бадер О.Н. Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка. М.: Наука, 1978. – 271с.
2. Бадер О., Зыбковец В. Следы эпох.// Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Краеведческий сборник. Ярославль: Верх.-Волж. кн.изд., 1973. – С.7-26.
3. Бардина Р. Художественные промыслы Владимирской области. Ярославль: Верх.-Волж. кн.изд., 1975. – 112с.

4. Бейлекчи В. Истина прячется в земле. Альманах « Памятники Отечества», № 54. – С.57-82.

5. Владимирская энциклопедия биобиблиографический словарь, Владимир, 2002. – 536с.

6. Владимирское народное ополчение в Отечественной войне 1812 года: Сб. док. Владимир: Книжное издательство, 1963. – 549с.

7. Воронин Н.Н. «Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV веков».т.1 М.:  АН СССР, 1961. – 588с.

8. Георгиевский В. «Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности». Владимир: Типо-Литография Н.А.Паркова,1896. – 131с.
9. Григорьев В, Зайцев А., Синицын Ю. Коврову – 2000 лет,  (Ист.-экон. очерк) / В. Григорьев, А. Зайцев, Ю. Синицын ; [Предисл.С. Никитина], Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1978. – 285с.
10. Дектярев А., Дубов Н. «Начало Отечества. Исторические очерки» М.: Советская Россия, 1990. – 384с.

11. Кичигин М.И., Иванов А.Л. «Владимирское ополье», Владимир: НИИСХ, Владимир.о-во сел.хоз-ва, 1993 – 376с.

12. Краснов Ю. А. Археологическая карта России: Владимирская область. М.: Институт археологии РАН, 1995. – 384с.

13. Кучкин В.А. «Формирование государственной территории северо-восточной Руси в X-XIV вв.». М.: Наука, 1984. – 352с.

14.Лебедев А.В.История Вязниковского края с древнейших времен до н. ХХ века. Учебное пособие. Вязники, 2003. – 596с.

15.Машковцев В.П. Город Ковров — век XX // Путешествие в Гороховец /. — Владимир, 2003. — С. 7—62. — (Губерния в старой открытке).
16. Окский бассейн в эпоху камня и бронзы / Под ред. В.М.Раушенбах. – М.: Сов. Россия, 1970. – 180с.
17. Пиголицына Ф. Мстерский летописец. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1991. – 336с.

18.Попова М.К. И поиск длится целый век… Владимир: Нива, 2002.  – 180с.

19.Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 –е изд.М.: Государственное издательство политической литературы (Госполитиздат), 1956. - 478 с. 20.Тихонравов К.Н. «Богородице-Рождественский монастырь во Владимире». Владимир: Изд. «Фолиант»,1997. – 40с.
21.Уваров А.С. Археология России. Каменный век.  М.,1881. – 490с.

22.Фоминцева Л.А. «Земля Владимирская. Географический словарь», Владимир, 1991. – 207с.

23.Хрестоматия по истории государства и права СССР. М., «Юридическая литература», 1990. – 480с.

24.Якушина К.Г. Ковров. — Москва: Сов. Россия, 1978. – 97с.

Рекомендуемая  литература для детей и родителей
1. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс / А.Н. Сахаров. – М.: Просвещение, 2009. – 271с.: ил., карт.
История Владимирского края. Под ред. Д.И. Копылова. Владимир: «Дюна», 2001. – 294с.

2. История Отечества в терминах и понятиях: учебный словарь-справочник./ Под ред. Блохина В.Ф. Смоленск. «Русич».- 1999. – 528с.

3.Искусство каменного века (Лесная зона Восточной Европы) / С.В. Ошибкина, Д.А. Крайнов, М.П. Зимина. – М.: Наука, 1992. – 136с.

4.Общественные деятели г. Владимира середины XIX - начала XX веков. Сост. Хромушин П.Н. Владимир: Издательский дом «Посад», 2006. – 353с.

5. Почетные граждане города Владимира. Владимир: Фолиант, 2003. – 640с.

6.Рассказы начальной русской летописи / Пер. с древнерус. яз. Т.Н.Михельсон; Науч. ред. Д.С.Лихачев. — М.: Рус.слово, 2001. — 160 с.: ил. — (Внеклассное чтение:Кладезь знаний).

7.Рассказы русских летописей XII—XIV веков / Пер. с древнерус. яз. Т.Н.Михельсон; Науч. ред. Д.С.Лихачев. — М.: Рус.слово, 2001. — 224 с.: ил. — (Внеклассное чтение:Кладезь знаний).

8.Сказания Русской Летописи: Откуда пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить и как прославилась Русская земля / Собрал и пересказал А.Ю.Карпов; Рис. А.А.Медовикова. — М.: Мол.гвардия, 1995. — 234 с.: ил. — (Русская гимназия).

9.Соловьев С.М. Древняя русская летопись в переложении С.М.Соловьева для детей. — М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. — 288 с.: ил.27.

10.Тимофеева Т. П. «Лежит в развалинах твой храм...». Вл., 1999. – с.23-25.

11. Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Часть I. С древнейших времён до 1804 года. – Ковров, БЭСТ-В, 1997. – 352с.

12.Фролов Н.В., Фролова Э.В. Из истории города Коврова. Часть 2. - Ковров, БЕСТ-В, 1999. – 352с.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев