Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМуниципальное образовательное учреждение "Курумканская средняя общеобразовательная школа №1", Курумкан
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 06.04.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22391
Рейтинг публикации
4 оценок
Другие публикации автора
урок "Строение атома" 8 класс
 
 

Урок по теме  Строение атома»

Эпиграф: «Атомы бесчисленны по величине и многообразию, носятся

они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается все

сложное: огонь, вода, воздух, земля».

Демокрит

Цель урока:

- обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;

-    сформировать информационно – коммуникативную компетентность

-    продолжить формирование у учащихся научной картины мира.

Задачи урока:

Обучающая: сформировать у учащихся целостное представление о строении атома

Развивающая:

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,  находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Воспитывающая:

Развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; толерантного отношения друг к другу.

Метапредметная: 1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы;

2. способствовать развитию умений прослеживать междисциплинарные связи на уроке химии;  3. умение анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Оборудование и материалы:

  • Слайдовая презентация
  • Раздаточный материал “ Факты, подтверждающие сложное строение атомов”
  • портреты Э.Резерфорда, Дж.Дж. Томсона, Дж.Чедвика
  • Периодическая таблица Менделеева
  • Компьютерная демонстрация модели строения атома
  • Научно – популярный фильм о строении атома

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: проблемно-поисковый, практический

Технология обучения: проектно - исследовательская

ХОД УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуйте , ребята!

  1. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ ЗНАНИЙ.

Показ фрагмента научно – популярного фильма «Вселенная: от атома до космоса»

Много проблем ставит перед нами жизнь. Одни решаются очень легко. Над другими человечество бьется тысячи лет. “Как устроен мир?”, “Из чего все состоит?” - это те вопросы, на которые труднее всего ответить.

Вот, например, яблоко.

- вы скажете – «Какая же это тайна?». А что можно сделать с яблоком?

-съесть

-Съесть его и – все дела!

Всем известно, что на одну и туже проблему или какой-либо факт, можно взглянуть с различных точек зрения, что вы порой и делаете, даже не подозревая об этом. Я предлагаю вам сегодня самим познать тайну мира. Работа предстоит в группах. Каждая группа получает вещества. Вам, необходимо используя представленное оборудование попробовать раскрыть свойства этих веществ.

1 группа – сахар

2 группа – мел

3 группа – графит, перманганат калия

Задание для группы ваша задача

  1. Описать  предложенные вещества
  1. Изучить и продемонстрировать их физические свойства

Ребята! Помните, что на выполнение задания отводится 3 минуты. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учитель выступает в роли консультанта.)

- Если раздробить эти вещества, их свойства меняется?

- Нет.

- Таким образом, мы с вами выяснили, что каждое вещество отличается своими свойствами, но  их объединяет одно общее.

Сегодня наша задача выяснить из чего состоят окружающие нас вещества.

3.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Над  этим вопросом  люди задумывались ещё в древности.

Ещё 2500 лет назад древнегреческий философ Демокрит полагал, что любой предмет состоит из мельчайших частиц – атомов.

В поэме Лукреция Кара ( I в. до н.э.)

“О природе вещей” существование невидимых частичек доказывается так:

,,…На морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает,

Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего взора.”

Это говорит о том, что атом нельзя поддержать в руке, посмотреть в микроскоп.  Если представить размер атома, то атом во столько раз меньше апельсина, во сколько раз апельсин меньше Земли.

Атомистические представления древних философов были развиты к концу XVIII – началу XIX вв. в атомно-молекулярное учение, сущность которого сводится к представлению о том, что вещества состоят из атомов и молекул. Одним из основоположников этого учения был выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

- ребята, а какое строение  имеет атом?

-да, атом состоит протон, нейтрон, электрон.

Сейчас, ваша задача проанализировать данные таблицы и определить черты сходства и различия элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов.  В информационном файле эта таблица есть.

Таблица элементарных частиц

Название частицы

Обозначение частицы

Масса

Заряд

Протон

р

1 а.е.м.

+1

Нейтрон

п

1 а.е.м.

0

Электрон

е

1/1836 а.е.м. (≈0)

-1

 

-Охарактеризуйте, пожалуйста, электрон.

- Масса электрона очень мала. Электрон имеет отрицательный заряд, величина которого равна – 1

- Что вы можете сказать о протонах?

-  Протон обладает массой 1 и зарядом + 1

-  Охарактеризуйте, пожалуйста, нейтрон.

-  Масса нейтрона равна 1, а заряд – 0

- вы может быть заметили какую –то, особенность?

- одинаковое количество плюсов и минусов  дают что, « ноль», значит атом какой?

- нейтральный.

А теперь посмотрим на таблицу Менделеева, одновременно на слайд: порядковый номер показывает число протонов, следовательно, он показывает и число электронов, т.к. атом в целом нейтрален. А число нейтронов, входящих в ядро можно найти таким образом: из массового числа вычесть число протонов.

Рассмотрим, это на примере кислорода. Порядковый номер -8, значит число протонов = 8, число электронов =8, число нейтронов  - 16-8=8

А сейчас я вам предлагаю самим построить свою модель атома., используя информационные материалы, таблицу Менделеева, учебник. Ваша задача, представить свою модель и расположить частицы в атоме.

I-группа – создание модели атома гелия из Набора шаростержневых моделей атомов.

II-группа – изображение рисунка модели атома водорода на ватмане.

III группа – для работы вам пригодится доска с магнитами разных цветов. Вы должны показать строение атома лития. Обратите внимание на цветовую информацию.

Дополнительная цветовая информация:

- протон ,                                 - электрон                              -     нейтрон

На выполнение этого задания отводится 5 минут. Представитель от группы должен озвучить ваш ответ. Приступайте. (Ученики выполняют работу в группах, а учитель выступает в роли консультанта.)

Защита групп:

Итак перед нами три модели, которые были созданы вами.  В истории научных знаний было сделано несколько попыток построить модель атома. Одна  из первых моделей была – модель Томсона. (у ….. группы модель больше похожа на модель Томсона английского физика, который  выдвинул гипотезу, что атом представляет собой положительно заряженную сферу, внутри которой находятся электроны. Ученые назвали эту модель “пудингом с изюмом” (слайд)).
Современную  модель атома предложил Эрнест Резерфорд, английский физик, основоположник ядерной физики, экспериментально обосновал ядерную модель атома: в центре атома находится положительное ядро, а вокруг него вращаются электроны. (быстрый показ моделей атома лития, водорода, и гелия)).  (Показ на доске с магнитами строение атома лития. ) Эту модель называют еще планетарной.

- Почему эту модель называют планетарной?

- да модель напоминает строение солнечной системы - в центре расположено ядро, а вокруг него, на орбиталях - электроны. (слайд)

 

Так что же мы узнали?

Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов, атомы из ядра, вокруг которого вращаются электроны.

Ядро в свою очередь состоит из протонов и нейтронов.

Протоны заряжены положительно, электроны отрицательно.

В атоме число электронов равно числу протонов.

4. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

1. узнай модель строения атома какого элемента

 

5 . Рефлексия: представьте, что наш класс – это атом. Вы являетесь элементарными частицами. Как Вы оцениваете свою работу?

Для этого у вас на столах в коробке лежат жетоны разных цветов.

Красный жетон – протоны – это значит, что я понял все хорошо тему, могу объяснить другому

Зеленый жетон – нейтроны –по данной теме у меня остались вопросы.

Синий жетон – электроны – недостаточно понял эту тему, сама ошибаюсь.

Итак вопрос, как вы оцениваете свою работу?

 

ДОМ. ЗАДАНИЕ: §39

Творческое задание по желанию:

1.Представьте себя каким-либо физическим объектом –  атомом, электроном– и напишите небольшой рассказ о своем состоянии, окружении и о том, что происходит с вами, что вы наблюдаете.

2. Используя изученные на уроке термины: атом, ядро, оболочка, протон, нейтрон, электрон; фамилии ученых: Томсон, Резерфорд, составить кроссворд.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев