Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУСОШ №4 г. Советский ХМАО-Югры, г. Советский ХМАО-Югра
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 25.02.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 22109
Рейтинг публикации
2 оценок
Другие публикации автора
Опорные конкспекты-схемы на уроках истории, обществознания
 
 

Матвеева Анжела Федоровна,

учитель МБОУСОШ №4

г. Советский ХМАО-Югры

 

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Учителя давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы, знаки и т.п., усваивается с большим интересом. Это происходит потому, что у человека главным является зрительное восприятие.

Опорные конспекты ориентированы на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников. Система опорных конспектов интересна тем, что: «позволяет удачно сочетать  новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия,   как один из  компонентов учебной деятельности школьников, что реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала. Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру,  в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. Системность в подборе приемов и методов создает комплекс взаимозависимых  дидактических условий, содействующих  быстрому продвижению в развитии учащихся при изучении истории.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний».

С целью совершенствования умения работы с текстом учебника, находить и объяснять употребляемые исторические термины, составлять рассказ по опорным словам, конспектам и др. Уроки истории позволяют успешно применять эти приемы.

При изучении темы «Жизнь первобытных людей» в 5 классе по опорному конспекту предлагается составить рассказ. [1]

 

Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка «причина, событие, последствия», выделение узловых проблем и событий — вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Важной особенностью этого метода является его сочетание с приемами активизации познавательной деятельности учащихся. Они учатся составлять схему, таблицу, логическую цепочку.

На уроке по теме «Революционное движение начала XX века» ученикам

11 класса предлагается составить логическую цепочку причин революций, событий, их результатов и последствий. [3]

Революционное движение  начала XX века.

1. Долгое отсутствие фабричного законодательства в России.

2. Игнорирование предпринимателями норм эксплуатации рабочего класса.

3. Продолжительный рабочий день (на некоторых фабриках до 17 часов).

4. Произвольные штрафы и вычеты из зар./платы (до 40%).

5. Широкое использование женского и детского труда.

6. Плохое освещение, отсутствие вентиляций и др.

7. Подача прошений администрации фабрик и царским властям, бегство с заводов.

8. Борьба рабочих за улучшение своего экономического положения.

9. Начало стачечного движения в России.

10. Выдвижение чисто экономических требований (в основном повышение зар./платы).

11. Все требования рабочих, как правило, отвергались.

12. Стихийность и разрозненность стачечного движения, отсутствие должной организации.

13. Предприниматели не воспринимали требования рабочих всерьез.

14. Переход рабочих от экономической борьбы к политической, чтобы иметь возможность влиять на принятие   законов в стране. В 1903 г. – политические стачки составили 53,2% от общего числа.

15. Осознание рабочими невозможности отстаивать свои права в условиях политической несвободы.

16. Начинают раздаваться лозунги: «Долой самодержавия!», «Долой царское правительство!».

17. Ухудшение положения крестьянства из-за русско-японской войны 1904-1905 гг.

18. Массовая мобилизация крестьян в армию, увеличение налогов, реквизиции хлеба, лошадей, фуража.

19.  Ухудшение положения рабочих из-за русско-японской войны 1904-1905 гг.

20. Введение сверхурочных заданий,  увеличение рабочего дня; сокращение реальной заработной платы.

21. Подача петиций, прошений, жалоб местным властям и предпринимателям.

22. Попытка довести до сведения царя насущные нужды и проблемы простого народа.

23. Организация священником Гапоном шествия рабочих Петербурга к Зимнему дворцу для передачи царю петиции о нуждах народа.

24. 9 января 1905 г. Расстрел царскими войсками демонстрации питерских рабочих («кровавое воскресенье»).

25. Взрыв возмущения в стране.

26. Волна забастовочного движения (в забастовках участвовали 440 тыс. рабочих).

27. Попытка царского правительства успокоить народ.

28. Обещание Николая II привлечь выборных от народа людей к предварительной разработки и обсуждению законов.

29. Народ продолжил борьбу.

30. Май 1905 г. стачка в Иваново-Вознесенске, создание первого Совета рабочих депутатов.

31. Июнь 1905 г. восстание матросов на броненосце «Потемкин».

32. Июль 1905 г. создание Всероссийского крестьянского союза, требовавшего передать землю народу.

33. Перед угрозой расширяющегося революционного движения в стране царь вынужден был пойти на уступки – создание законосовещательного представительного органа – Думы.

 

SHAPE  \* MERGEFORMAT

Долгое отсутствие фабричного законодательства в России.

1

Игнорирование предпринима-телями норм эксплуатации рабочего класса

2

Произвольные штрафы и вычеты из зар./платы (до 40%).

3

Плохое освещение, отсутствие вентиляций и др.

 

6

Борьба рабочих за улучшение своего экономического положения.

 

8

Начало стачечного движения в России.

 

9

При изучении темы «От Февраля к Октябрю 1917 г.» в 9 классе возможен такой вариант работы с опорным конспектом [4;2], с учетом  метода личностно-ориентированный подхода, именуемый сокращенно «пила». [4] Учащиеся работают в паре над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Каждый из пары находит материал по своей части в учебнике, знакомится с ним,  затем, используя опорный конспект, рассказывает своему коллеге по парте, что узнал. На заключительном этапе учитель просит любого ученика ответить на любой вопрос по данной теме.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты.

Предлагаемая урочная система обучения позволяет наиболее полно воздействовать на личность ученика, а также обстоятельно рассмотреть изучаемый материал во всем его многообразии. Это стимулирует  интерес и любознательность учащихся, повышает их познавательную активность, что способствует  развитию и саморазвитию их личности.

Список литературы

 

1.Андюсев Б.Е. Опорные конспекты по истории древнего мира: 5 класс. - М.: ВЛАДОС, 1999. С. 11.
2.История России в таблицах и схемах. Серия «Школа в клеточку». – М.:«Лист», 1997. С.163-171.
3.Кузьменко А.Ф. Тематические схемы по истории России. XX в. 10-11 кл. - М.: ВЛАДОС, 2004. С. 10, 16.
4.Полат Е.С. Личностно-ориентированные технологии обучения. // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.- М.:«Академия», 2005. С. 32.

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев