Кузнецова Валентина Сергеевна,
учитель информатики МБОУ Тюменцевской СОШ Тюменцевского района Алтайского края,
высшая квалификационная категория,
с.Тюменцево, Тюменцевский район, Алтайский край
Интерактивные приемы в обучении
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Как превратить учебный процесс из принудительной и трудной работы в интересный и познавательный процесс – вот вопрос, на который дает ответ внедрение новых приемов и методов обучения. Одним из таких методов является интерактивный. Цель данного метода состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученики чувствуют свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Задачами интерактивных форм обучения являются:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Ученикам приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
В своей работе я использую интерактивные приемы. Вот некоторые из них.
1 интерактивный прием - «Самопрезентация»
Каждому ученику в классе даю название фрукта: яблоко, груша, вишня и т.д. Затем все «яблоки», «груши», «вишни» и т.д. объединяются в группы. Каждый ученик в группе рассказывает о себе (самопрезентация), затем всей группой составляют презентацию команды. Данный прием используется на классных часах, родительских собраниях, когда классному руководителю нужно познакомиться с учащимися, с родителями. Например, на уроке русского языка дать каждому ученику название частей речи, затем объединить в группы по названиям частей речи для обобщения знаний по данной конкретной части речи. Один представитель от группы выступает с сообщением, приготовленным всеми членами группы.
2 интерактивный прием - «Точки»
На лице учащихся отмечаю точки разного количества: 1, 2, 3 и т.д. Дети должны объединиться по группам: в 1 группу собираются все, у кого 1 точка, во вторую те, у кого 2 точки и т.д. Можно на спину учащимся прикрепить геометрические фигуры: треугольник, ромб, квадрат и т.д. и дать задание объединиться по группам. Это пространственное образование, т.е. взаимосвязь человека с миром.
3 интерактивный прием – «Буквы моего имени обо мне»
В столбик записывают буквы своего имени, которые являются первыми в словах, характеризующих ученика.
Например, В-олевая
А-ктивная
Л-юбознательная
Я-ркая
Таким же образом можно охарактеризовать литературного героя, какую-нибудь проблему.
4 интерактивный прием – «Молекула»
Звучит музыка, все ученики двигаются в разных направлениях. Музыка стихает и учитель говорит: «Собираемся в группы по 5 человек» или «Собираемся в группы по 4 человека» и таким составом садятся за рабочие столы в учебном кабинете.
5 интерактивный прием – «Ручеек»
Все ученики играют в игру «Ручеек». По команде учителя игру завершают и за столы садятся парами, образованными при игре.
6 интерактивный прием – «Розовые очки»
Это эмоциональная разминка. Учащиеся за партой поворачиваются друг к другу. Один жестом «надевает розовые очки» и говорит соседу по парте 3 комплимента. Затем другой «надевает розовые очки» и тоже произносит 3 комплимента.
7 интерактивный прием – «Дебаты»
Все учащиеся рассчитываются на 1 и 2 и объединяются в 2 команды. Для дебатов дается тема. Например, «Безоценочное обучение: за и против». 1 команда – за безоценочное обучение, 2 команда – против безоценочного обучения. Выступают по 1 человеку от команды по очереди, отстаивая свое мнение.
8 интерактивный прием – «Узелки»
Дети выбирают нити, на которых завязаны узелки. У кого 1 узелок – придумывает, например, 1 предложение по изученной теме, у кого 2 узелка – 2 предложения и т.д.
Использование данных приемов позволяет установить эмоциональные контакты среди учащихся, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих одноклассников, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, самоуважение и демократичность.
- Здесь еще нет комментариев