Инновационные методические подходы к преподаванию истории Казахстана.
Айтжанова Б.А.
Преподаватель истории
КГУ Петровский аграрно-технический колледж
«Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того, чтобы передавать им ненужные знания»
П. Фани, А. Мамфолд
Современное образование немыслимо без инновационных процессов. В общем смысле «инновация» (от латинского «innovation») – нововведение, изменение, обновление связывается с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового. В то же время господствует позиция, согласно которой: «Инновация – это не просто создание …, распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Специфика инноваций проявляется в следующем:
- инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
- использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащегося;
- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы учебных заведении.
В наше время, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества с одной стороны, а с другой – быстро теряет свою актуальность, устаревает и требует в информационном обществе постоянного обновления. Результатом обучения и воспитания в колледже должны стать умения находить нужную информацию и способность участвовать в совместном принятии решений. А это означает переход с объяснительно иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором учащийся становится активным субъектом учебного процесса.
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения, например такие, как , модульное обучение, электронно-интерактивное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов и т.д. И так главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие учащегося за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
Основными задачами колледжа являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации.
Инновационный подход к уроку позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать свою работу и работу своего товарища. Необходимо чтобы каждый учащийся уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание. Роль преподавателя при инновационном подходе сводится к управлению работой учащихся. При такой организации работы он имеет возможность общаться практически с каждым учащимся, помогать слабым и поощрять сильных учащихся. Основными мотивами внедрения в учебный процесс инновационного подхода служат:
- гарантированное достижение результатов обучения;
- паритетное отношение преподаватель и учащийся;
- возможность работы в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
На занятиях возможно применение:
- 1. Приемы конкретизации и фактологии - ориентированы на необходимость студента выделения главной идеи или мысли в потоке фактов и событий. Их возможно использовать в процессе устного изложения материала - лекций. К ним можно отнести: а) картинный сюжетный рассказ, куда входят яркие эпизоды из истории; б) персонификация исторических процессов в судьбе отдельной исторической личности; в) драматизация событий - факты и исторические даты излагаются как введение в изложение занимательных подробностей
- 2. Исследовательский прием - направлен на коллективную работу в группе - когда необходимо в процессе коллективного рассуждения дать анализ содержанию отрывка из первоисточника. Он ориентирован для работы в небольших (15-20 человек) группах - на семинарских (практических) занятиях. Сюда можно причислить: а) работу учащихся с наглядными пособиями по курсу Истории Казахстана - карты, схемы, таблицы. К этим приемам можно причислить и всевозможные экскурсии по историческим музеям как работу с наглядным источниковым материалом по курсу; б) работу студентов над историческими документами и материалами; в) использование технических средств обучения - персональный компьютер и т.п. как совмещение различных методик в ходе одного занятия.
- 3. Приемы деловых или ролевых игр - ориентированнные на поэтапное, функциональное участие каждого из учащихся в процессе занятия. Они дают возможность активного и видимого участия в процессе обучения наиболее большего количества учащихся и ориентированы на применение на практических занятиях по курсу Истории Казахстана. К этой категории методов следует относить: а) использование всевозможных раздаточных материалов - чайндаты по истории Казахстана, текстов с фактологическими ошибками или пробелами; б) инструктаж и иллюстрация эталона рассуждения, направленные на самостоятельное последующее использование студентом в процессе мыслительной деятельности; в) собственно ролевые игры, содержание которых понимается как градация группы учащихся на несколько частей и исполнении каждым из студентов (или группы студентов) определенных функций, связанных с выполнением учебного задания.
Подводя итоги вышеизложенному, хотелось бы отметить, что методы и пути обучения не следует возводить в ранг самоцели, это прежде всего средства решения образовательных задач в колледже. Поэтому методы необходимо использовать с учетом специфики каждой учебной дисциплины. В этом смысле, думается, ошибочным навязывание преподавателю популярных, «модных» методик в образовательном процессе. Поэтому нововведения в методике обучения в колледже, где происходит формирование Гражданина суверенного Казахстана, и уже тем самым каждое учебное заведение несет ответственность за моральный и ценностный облик будущего поколения нашего молодого государства, требуют тщательного подготовительного этапа и изучения признанными казахстанскими педагогами, и уже затем должен последовать период практических «экспериментов».
Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности учащегося связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности учащихся, как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии. Самостоятельная работа учащегося является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение учащимся приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи.
Целью СР является - сформировать у учащихся умение самостоятельно решать задачи по дисциплине. Цель самостоятельной работы учащихся - это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи.
Основная задача организации самостоятельной работы учащегося (СР) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СР должен стать перевод всех учащихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учащегося к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.
Активная самостоятельная работа учащегося возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
В отношениях с учащимися очень важно построить их как с полноправными партнерами, уважительно относиться к их мнению. Такое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия партнера по общению, создает условия для глубокого взаимного обогащения.
Активные формы обучения помогают учащимся выражать свои мысли, а также они учатся культуре слушать и слышать других, уважать чужое мнение.
Активно участвуя в учебном процессе на достаточно сложном уровне, они испытывают большое удовольствие от участия и повышенной способности к размышлению и пониманию. Игровые формы вызывают большой эмоциональный подъем учащихся.
Педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования личностных, инструментальных и методологических средств, направленных на гарантированное достижение целей через результаты, полученные в изменяющихся условиях учебного процесса в учебном заведении. Педагогическая технология как система конструирования учебного процесса с целевой ориентацией обучения состоит из двух основных компонентов: концептуального и процессуального. Концептуальный компонент раскрывает теоретико-методологические основы данной деятельности, а процессуальный содержит этапы, цели, задачи, формы, методы, средства, результаты обучения. Такая структура педагогической технологии даёт представление о ней как о научно разработанной и обоснованной программе педагогической деятельности, и составляет основное отличие от методики этой деятельности.
Рассмотрим концептуальные основы технологии развития критического мышления, разработанные на основе классификации педагогических технологий Г.К. Селевко, отражающей целостный, всесторонний подход к анализу их особенностей и сущности.
Г.К. Селевко считает, что педагогическая технология может функционировать на трех уровнях:
1) общепедагогическом, когда она определяет целостный образовательный процесс в регионе, образовательном учреждении, на определённой ступени обучения. Здесь педагогическая технология функционирует как педагогическая система, включая все её обязательные элементы: совокупность целей, содержание, средства и методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
2) частно-методическом, когда педагогическая технология выступает как “частная методика” преподавания предмета, методика работы преподавателя, включает совокупность методов и средств реализации определённого содержания обучения и воспитания в рамках отдельного предмета, группы учащихся;
3) локальном (модульном), представляя собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств).
Парадигма учения связана с самостоятельным осознанным освоением научного знания каждым учащимся, с конструированием и выращиванием знания.
Парадигма обучения Парадигма учения |
|
Цели и задачи |
|
Обучение |
Конструирование учебных ситуаций |
Трансляция знаний преподавателем |
Открытие и конструирование знаний студентом |
Проектирование учебных программ и курсов |
Создание развивающей образовательной среды |
Улучшение качества преподавания |
Улучшение качества учения |
Увеличение набора студентов, рост финансирования |
Увеличение роста учебной активности и эффективности |
Процесс учения |
|
Знания находятся «вовне» |
Знания находятся в умах людей и формируются на основе индивидуального опыта |
Знания передаются преподавателями по «частям и крупицам» |
Знания конструируют, создают и получают сами студенты |
Обучение носит кумулятивный |
Учение носит открытый |
Парадигма обучения |
Парадигма учения |
Линейный характер |
Образующий характер |
Подходит метафора «кладовая знаний» |
Подходит метафора к учиться ездить 1 на велосипеде» |
В центре процесса обучения находится преподаватель, который контролирует ход процесса |
В центре процесса учения находится студент, который контролирует ход процесса |
Необходимо личное присутствие преподавателя и студентов |
Необходимо наличие активного студента, личное присутствие преподавателя не обязательно |
Лекционная система и учение обособлены и находятся в противоречии |
Образовательная среда и учение способствуют взаимному развитию друг друга |
Распределение ролей, отношения |
|
Преподаватель— прежде всего передатчик информации |
Преподаватель — менеджер образовательного процесса, создатель методов учения и образовательной среды |
Преподаватели и студенты работают независимо и изолированно |
Преподаватели и студенты работают в одной команде |
Линейное управление, независимость действий, авторитаризм |
Совместное управление, работа в команде, партнерство |
Структура процесса, организация |
|
Атомистическая: части предшествуют целому |
Целостная: целое предшествует частям |
Время — постоянно, учение — варьируется |
Учение — постоянно, время — варьируется |
Занятия начинаются и заканчиваются в определенное время |
Образовательная среда доступна для студента в любое время |
Независимые кафедры и учебные курсы |
Интеграция курсов, сотрудничество кафедр и факультетов |
Оценка знаний в конце курса |
Оценка знаний в начале, середине и конце курса |
Оценки выставляются преподавателем |
Внешняя оценка учения, взаимооценивание и само оценивание ученой деятельности студентов |
Опыт работы по данной теме показал, что использование технологий и исследовательской деятельности позволяет учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, приобретенные подростками в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития. Ребята свободно оперируют знаниями, лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи. Разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, что он способствует выведению изучения истории на личностно-смысловой уровень. В этом случае восприятие патриотизма, бережливого отношения к природе и памятникам старины строится на конкретной исторической почве.
Я считаю, что нужно в первую очередь начать с себя! Современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний учащимся и применение полученных знаний к жизни в комплексе. Тогда мы способны решить многие проблемы!
Ведь как говорили еще древние греки: «Люди не хотят, чтобы ими управляли. Они хотят, чтобы их вели вперед!»
- Даутова О.Б. Оганизация самостоятельной работы студентов высшей школа: Учебно-методическое пособие/Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., 2011.
- - See more at: http://www.kazetu.kz/news/show/id/48.html#sthash.VATfPqsM.dpuf
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
- Петровский Н.В. Образование в контексте современного образования. - Педагогика, N1, 1996.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000.
- Тринитатская,О. Специфика инновационной школы в условиях модернизации образования.[Текст] // Завуч. - 2009. - №6. - с.69;
- Бельман, Г. Организация эксперимента в ОУ: роль педагога в успешной реализации программы. [Текст] // Управление школой «ПС». - 2009. - №2;
- Беляев, В.А. Школа переходит в новое качество: технология внедрения инноваций. [Текст] // Народное образование. - 2010. - №7. - с.173;
- Ермакова, С.Д. Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность. [Текст ] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №1. - с.60;
- Заславская, О.В. Инновации в сфере обучения: объекты, субъекты моделирования, направления инновационного поиска. //Завуч.- 2008. - №2;
- Молокостова, Л.А. Реализация инновационных образовательных программ как условие развития школы.[Текст] //Методист. - 2009. - №2. - с.42;
- Самоорганизация инновационной деятельности. [Текст] .-М. :Эврика, 2004. -249с. (Библиотека культурно-образовательных инициатив);
- Слободчиков, В.И. Инновационное образование: введение в проблему. [Текст] //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№6.
- Здесь еще нет комментариев