Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 11 и 4 «б» класса по теме: « В химическом царстве, в химическом государстве».
Цель мероприятия: через обобщение материала по общей и неорганической химии учащимися 11 класса продолжить развивать представления для ребят начальной школы о естественнонаучных дисциплинах на примере химии, ее значении в жизни человека. Познакомить младших школьников с Периодической системой химических элементов и названиями некоторых из них. Продолжить формирование межпредметных связей химии и окружающего мира, содействовать повышению познавательной активности ребят в быту через привлечение материала по химии.
Оборудование и реактивы: штативы с пробирками, растворы кислот и гидроксида натрия, индикатора фенолфталеина, хлорида бария, мел кусковой.
Методы обучения: словесные (повествование в стихотворной форме: описание химических элементов, инструкции по выполнению эксперимента); наглядные (демонстрация веществ, периодической системы элементов); практические (проведение опытов).
Действующие лица:
Ведущий – учитель химии и биологии Маркова С.Е.
Д.И. Менделеев Юный химик №1 Юный химик №2 Юный химик №3 Юный химик №4
Ход мероприятия:
- 1. Орг. момент. Приветствие учащихся 4 Б класса в кабинете химии учителем химии и биологии и учащимися 11 класса. Распределение младших школьников по группам (согласно их делению на экипажи в классе).
- 2. Актуализация материала.
Вступление.
(Перед младшими школьниками появляются все действующие лица мероприятия, учитель говорит вступительное слово):
В химическом царстве – государстве приветствую вас я!
Я – учитель химии и все мои друзья!
Занятие сегодня мы проведем,
А в помощь старшеклассников мы позовем.
Вот ученый есть средь нас,
И совсем уж взрослый 11 класс!
Много интересного по химии узнаем.
Итак, мы начинаем!
- 3. Изучение нового материала.
Этап 1. «Первое знакомство с элементами» (Выход ученика в образе Д.И. Меделеева):
Я ученый с бородой.
Очень важный весь такой!
Старший школьник меня знает:
Ведь мной таблицу называют! (Кто же я?)
Вот она, Периодическая система элементов!
Полна всяких интересных и неожиданных моментов!
(указывает на ПСХЭ, висящую на стене в классе).
Элементы в таблице здесь проживают,
Как их зовут – всякий химик уж знает.
Я про элементы вам загадки загадаю,
Какие вы внимательные – я узнаю!
Самый первый элемент
Нам от Солнца дарит свет (Водород №1).
Элемент под номером восьмым –
На Земле живем мы с ним.
(посмотрим в таблицу на элемент),
Я сейчас от вас услышу –
Для чего он нужен? Мы им…. (дышим) (Кислород, №8).
Вижу, умный вы народ!
Новый элемент нас ждет:
Сам он твердый, словно камень,
Коль потрогаешь руками.
Есть в алмазе, в меле есть –
Элемент под номером шесть. (Углерод, №6).
Знаем мы железо, никель, медь.
Твердые они все ведь.
Но один металл есть самый прыткий,
Потому что он сам жидкий.
Вдруг ты градусник разобьешь,
Там металл ты и найдешь! (Ртуть, №80).
Есть металл, ну очень важный!
Человек открыл его однажды –
С той поры его используют повсюду,
Делают из него даже посуду.
Мебель, транспорт и постройки,
Кнопки, скрепки и ножи…
Кто стоит двадцать шестым в таблице?
Ты мне подскажи… (Железо, № 26).
Этап 2. Ведущий (Маркова С.Е.) проводит Первоначальное закрепление нового материала, или «Кто что запомнил».
Заполнение учащимися по памяти таблицы на соответствие элемента (простого вещества, им образованного) и его свойств, областей его применения.
Элементы из Периодической системы |
Свойства элемента или его применение |
Загадка 1 (элемент №1) |
|
Загадка 2 (элемент №8) |
|
Загадка 3 (элемент №6) |
|
Загадка 4 (элемент № 80) |
|
Загадка 5 (элемент №26) |
|
Этап 3. «Экспериментальный». Ведущий – Маркова С.Е.:
Что ж, друзья, мы не ели и не пили,
Знаний много получили.
Предлагаю вам попить.
Но не знаю, как тут быть…
Химичить с вами мы начнем,
Но инструктаж вначале проведем!
(вспомнить с младшими школьниками основные правила поведения и обращения с веществами, оборудованием при нахождении в кабинете химии).
Юный химик №1 – Южаков Андрей (с комментарием проводит эксперимент):
У вас в стаканчиках прозрачная вода.
Добавим реактива – Станет соком вдруг она!
А чтоб из сока воду снова получить –
Попробуй кислоту в нее прилить.
(учащиеся под руководством учителя по группам проводят реакцию нейтрализации между растворами гидроксида натрия, индикатора фенолфталеина и серной кислоты).
Юный химик №2 – Сергеева Наталья (с комментарием проводит эксперимент):
Известно всем, что корова дает молоко.
Луга и коровы от нас далеко!
Мы в стаканчике 2 вещества прозрачных смешаем
И белый, как молоко, раствор мы получаем.
Вы тоже попробуйте все повторить и ответить:
Можно ли сок и молоко это пить?
(учащиеся под руководством учителя по группам проводят реакцию образования осадка – баритового молока при смешивании растворов серной кислоты и хлорида бария).
Юный химик №3 – Илюшкина Алена (с комментарием проводит эксперимент):
И еще один эксперимент,
Его вы вспомните в момент!
Знает точно весь народ,
Что крахмал синеет, если к нему добавить… ЙОД!
(учащиеся под руководством учителя по группам проводят качественную реакцию на крахмал с раствором йода, наблюдают появление фиолетового окрашивания.)
Ведущий – Маркова С.Е. Этим способом, такой красивой реакцией можно и сейчас определить, а действительно ли честно с нами поступают в магазинах и продают настоящее молоко, сметану, кефир. Ведь, если при добавлении йода эти продукты окрашиваются в фиолетовый цвет, значит, в них добавлен крахмал.
Юный химик №4 – Поршева Екатерина (с комментарием проводит эксперимент):
Сейчас мы опыт последний здесь проведем.
К мелу кислоты мы прильем.
Все вдруг зашипит и запенится,
В кислоте все сразу растворится.
Реакцию мама дома затевает,
Если тесто на пироги или блины замешает.
(учащиеся под руководством учителя по группам проводят реакцию с выделением пузырьков углекислого газа при действии на мел раствора кислоты).
- 4. Закрепление материала.
Ведущий – Маркова С.Е.:
Что ж, окончен наш рассказ.
Вам интересно было у нас?
А теперь каждый по очереди должен сказать,
Что нового по химии смог он сегодня узнать?
(выслушать по очереди школьника – представителя от каждой группы, предупредить, чтобы дети в своих высказываниях не повторялись).
- 5. Рефлексия.
Ведущий – Маркова С.Е.:
Да, ребята, все вы правы. А еще химия – наука, позволяющая человеку создать пакеты и резину для авто, капроновые колготки и специальные комбинезоны для космонавтов. Но это уже совсем другая история… И начнется она у нас с вами с 8 класса, когда вы придете в этот кабинет не в качестве гостей, как сегодня, а для того, чтобы изучать эту сложную, но очень интересную науку – ХИМИЮ!
Но это еще не все! Из нашего Химического царства, Химического государства никто не уйдет без подарка. А подарок особенный – с пожеланиями. Пожелания записаны внутри обертки. Поэтому вы в своем классе развернете конфету, прочитаете пожелание, съедите конфету (возможно не целиком, а по частям). И все у вас обязательно сбудется. И все эти пожелания, пожалуйста, сохраните, не теряйте. Напишите на них свои фамилия и отдайте классному руководителю и сохраните их. До новых встреч!
Примерное содержание пожеланий:
Дорогой друг! После сегодняшнего посещения Химического царства, Химического государства я желаю тебе счастья и здоровья! |
Дорогой друг! После сегодняшнего посещения Химического царства, Химического государства я желаю тебе удачно закончить учебный год! |
- Здесь еще нет комментариев