Карточка публикации
Информация об авторе публикациигимназия № 5 г. Морозовска, Морозовск Ростовская область
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 16.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 33892
Рейтинг публикации
6 оценок
Другие публикации автора
Урок риторики в 7 классе "Учимся спорить"
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Учимся спорить»

 

Урок риторики в 7 классе

 

 

 

 

 

Выполнила

Матвеева Ольга Ивановна

учитель риторики

МБОУ гимназии №5

 г. Морозовска   Ростовской области

 

 

 

 

 

 

                                                              2011г

 

 

 

 

Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

 

 

Спор – не ссора,

бойся ложного задора!

(Пословица)

 

В споре побеждает не тот,

кто горячится,

а тот, кто думает.

                                                                                                                          

                                                                                            (Народная мудрость)

 

 

                                                 Ход урока

 

  1. 1.     Вступительное слово учителя.

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

 

 2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре.  (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

- О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку

 

«СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».

 

После полдника у нас был разговор про вежливость.

-         Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

-         Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

-         Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

-         Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

-         Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

 

 

-         Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

-         О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

-         Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

-         Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

-         Какое правило для спорящих  можно вывести из этого разговора?

«Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

-         Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,   употребляют  специальные слова и обороты речи.

-         Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

 - Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ. 

 Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому    это нужно больше.

 

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся  с секретами талантливого спора.

-         Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

-     НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

-         ПОМНИ ВСЕГДА,  О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О  ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

-         ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

-         ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

 

4. Упражнения в ведении диалога.

 - Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

 

Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..

 

- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,

«по моему мнению».

Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём  высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»

 

- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

1)     Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

2)      В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.

3)      Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

 

5.     Решение проблемы «Как не допустить ссоры».

-         Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

 

6.      Итог урока.

-         Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Тореева В.И. написал(а) 4707 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Очень продуктивный урок: обучающий, воспитывающий, развивающий. Спасибо.

     
       
     
     
    0 очков