"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
Карточка публикации
Информация об авторе публикацииУльяновский авиационный колледж, Ульяновск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 04.05.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16238
Рейтинг публикации
3 оценок
Другие публикации автора
Методическая разработка факультативного занятия по тележурналистике
 
 

Методическая разработка занятия

 

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность)

Педагог-организатор  Мацкевич Алексей Николаевич

Образовательное учреждение

Ульяновский авиационный колледж

Республика/край

Ульяновская область

Город/поселение

город Ульяновск

Предмет

Факультатив по тележурналистике, как интегрированная модель изучения русской словесности и литературного редактирования

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа

Школьники 9-11 кл., группа студентов 1-4 курсов в составе 16 человек

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Информационное пространство. Информационный повод.

 

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

  1. Козлов М.М.  История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие, Ульяновск, 2000
  2. Кузнецов. Так работают журналисты ТВ, М., 2004
  3. Никольская С.Т. Техника речи.
  1. Авторская разработка

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

 

 

Тип урока: изучение нового материала

1. Организационный этап

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

3. Этап усвоения новых знаний

4.  Этап закрепления новых знаний

 

Краткая характеристика класса /коллектива/группы

Студенты 1-4 курсов, состав группы -16 человек (12 юношей и 4 девушки)

Цели урока/ занятия/ мероприятия

 

-определение ориентиров в информационном поле (ИНФОХАОСе)  при действии информационных потоков, т.е. научиться разграничивать обычную информацию от новости (телевизионного формата)

 

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

- образовательная:  продемонстрировать путь, который проходит новость, провести сравнительный анализ новости и обычной информации, определить функции, которые выполняет новость, раскрыть понятие «информационный повод»;

- воспитательная: сплочение социума (группы), удовлетворение потребности в новой информации, ориентация в жизни.

-развивающая:  развитие коммуникативных навыков, а также умения принимать решение

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

- знания:  понятия «новость», «информация», «информационный повод», «информационный поток», «виды информационных поводов», «мнемотехника»

-умения и навыки: принятие решения, определение различных видов информации; разграничение информации от новости; видение информационных поводов, планирование новости в телевизионном формате; целеполагание;

-качества: развитие креативного  и объективного мышления, ответственности при выполнении поручений, взаимовыручка и взаимопомощь.

 

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

-    обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; форма для обеспечения такой возможности: КВЕСТ (игра), тренинг принятия решения (Эдвард де Боно «Шесть шляп»), вопрос-ответ;

-      создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться»; форма для осуществления: КВЕСТ (игра-тренинг), практика «Метод проб и ошибок»;

-            обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей по таким предметам, как русская словесность и литературное редактирование, тележурналистика посредством использования мнемотехнических технологий.

 

Необходимое оборудование и материалы

  1. монтажная станция;
  2. интерактивная доска;
  3. видеокамера и сопутствующие материалы;
  4. ноутбук и проектор;
  5. микрофон;
  1. карточки по мнемотехническим приемам запоминания
  2. шесть шляп разных цветов (альтернатива – мысленное представление шляп)

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

 

Этап урока/занятия/мероприятия

Время, продолжительность этапа

(всего 90 мин)

Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть)

Описание действий участников образовательного процесса

Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)

Инициация

 

5 минут

Игровой метод «Нетрадиционное приветствие»

Цель: повышение точности межличностного восприятия; установка благоприятного психологического климата для работы.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы:

Карточки с рисунками: ладонь, стопа, колено, локоть, лоб, нос, ухо.

Проведение: преподаватель показывает поочередно карточки по одной. Студенты здороваются друг с другом, соприкасаясь теми частями тела, которые показаны на рисунке.

Оценка результата: все учащиеся приветствуют друг друга до тех пор, пока все друг с другом не поздороваются; определяется настроение учащихся, поведение, активность и готовность к началу занятия.

Учащиеся встают в хаотичном порядке в свободной от мебели  аудитории.

По команде преподавателя начинают выполнять поставленное перед ними задание.

 

 

Вхождение или погружение в тему

 

20 минут

Групповое (командное)  решение задач

Интеллектуальный турнир

«Путешествие слова»

Цель: повышение грамотности студентов по русской словесности ( работа над словом: орфоэпическая работа,                                                лексико-стилистическая,                                                  морфолого-синтаксическая,                                                  синтаксико-стилистическая).

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 8 минут

Необходимый материал:  карточки с текстом, звукозапись

Проведение: группа студентов делится на две равные команды. Турнир состоит из двух этапов:

1 этап – в карточках с текстом необходимо найти лексико-стилистические, синтаксико-синтаксические ошибки

2 этап – прослушивая звукозапись, необходимо выделить орфоэпические ошибки  в речи

 

 

Поисковая работа студентов

КВЕСТ (игра) «ИНФОХАОС»

Цель: введение в тему занятия, подведение учащихся к обсуждаемой теме; самореализация и саморазвитие

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 12 минут

Необходимые материалы:

таблички с надписями «социальный», «новый», «актуальный», «жесткий»,  «конфликт», «интерес», «близость», «красивый», «модный», «зрелый», «краткий», «лаконичный», простой», «легкий». Таблички наклеены на стены аудитории перед началом занятия.

Карточки с расписанными ролями: соседка, у которой  родился кот, пострадавший от пожара, в результате которого погибли десятки людей, звезда шоу-бизнеса, выпускающая новый альбом, садовод-цветовод, вырастивший необычный сорт цветов, зачинщик драки во дворе дома, руководитель предприятия, покупающий дом на берегу моря.

Проведение:

1.По команде преподавателя учащиеся, обследуя кабинет, должны принести только те карточки, содержание которых соответствует поставленному вопросу: «Как вы считаете, какие критерии из предложенных выделяют обычную информацию в новость?»

2. Учащимся на выбор (4-5 человек) раздаются карточки с ролями, которые они должны сыграть. Задачи оставшихся студентов: выслушать историю каждого и определить, какая информация может быть новостью, а какая останется просто рядовой информацией?

Оценка результата: анализ самостоятельной мыслительной деятельности студентов, анализ их выбора и обоснования результата выбора. Работа над ошибками: демонстрация заблуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся за отведенное время должны по команде руководителя найти в карточках правильный ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся, получившие роли, выполняют поставленную задачу, оставшиеся внимательно слушают историю каждого «артиста» и определяются в заданном  выборе.

 

 

 

Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

15 минут

Дискуссия

Метод НЛП в парах (диалог) «Вижу, слышу, чувствую»

Цель: показать студентам на их личном примере, какие информационные каналы задействованы или  могут быть задействованы в процессе сбора информации. Определение значимости каждого из  каналов для журналиста. Определение в группе визуалов, аудиалов, кинестетиков.

Участники: все обучающиеся в парах

Время проведения: 15 минут

Необходимые материалы:

Белый лист бумаги, ручка

Проведение:

Учащиеся разбиваются на пары, рассказывают поочередно друг другу истории «Как я провел зимние каникулы», или «Если бы я был президентом». 3 минуты на каждую историю.

Фиксируются: направление взгляда для определения ведущего информационного канала, а также слова, употребляемые в речи собеседника.

По окончании диалогов в течение 8 минут каждый должен написать краткий очерк о своем собеседнике.

Оценка результата:

Определяется ведущий информационный канал студента, ход мыслей в процессе составления очерка, употребляемые слова в речи во время презентации. Это помогает преподавателю (зная ведущие каналы студентов) всесторонне воздействовать в процессе подачи нового материала на каждого учащегося.

Из 100 % зрителей: 30% воспринимают информацию только зрительно, 30% -на слух, 30% используют оба канала одновременно, а 10 % не воспринимают информацию вообще.

 

Учащиеся разбиваются на пары и рассказывают друг другу историю на заданную тему. Каждый в паре в момент слушания, фиксирует направление взгляда своего собеседника, употребляемые в речи слова.

Позже, каждый из студентов должен на основании услышанного написать небольшой очерк о своем собеседнике.

Публичная презентация одного из очерков.

 

Интерактивная лекция

 

25 минут

Эвристическая беседа

Метод принятия решения «Шесть Шляп» (Эдвард де Боно)

Цель: развитие объективного аналитического мышления в процессе обсуждения заданной проблемы и принятия решения;

демонстрация посредством данного метода реального действующего  инструмента отбора информации и определении информационного повода

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 25 минут

Необходимые материалы:

стулья, ручка, листок, шесть шляп разных цветов (белая, красная, желтая, черная, зеленая, голубая)

Проведение:

Все учащиеся усаживаются в круг и делятся по тройкам. Один из студентов выполняет роль белой шляпы.

В круг запускается проблема, которую необходимо проанализировать с позиции всех шести шляп и принять решение.

Обсуждаемая проблема: «Внедрение в систему образования России единого государственного экзамена»

В позиции белой шляпы студент оглашает всю имеющуюся на данный момент информацию (исключительно факты).

Позже осуществляется переход к тройкам и выслушивается позиция каждого:

Красная шляпа -  эмоции;

Желтая шляпа – положительные стороны проблемы;

Черная  - отрицательные стороны проблемы;

Зеленая – альтернативные возможности (если не ЕГ, то что; варианты совершенствования системы и т.д.)

Голубая -  процесс, итог, вывод, принятие решения.

Оценка результата:

Объективный подход в принятии решения; инсайт в процессе обсуждения.

 

Обсуждение заданной проблемы с позиций шести шляп. Распределение преподавателем студентов  «по шляпам». Запуск проблемы в аудиторию. Обсуждение.

 

Проработка содержания темы

 

15 минут

Мнемотехнические методы усвоения материала

«Санки», «Речка события»

(демонстрация)

Цель: усвоение нового материала посредством рисуночной мнемотехники, которая позволяет изучать, закреплять, запоминать и применять материал «здесь и сейчас»; ориентация на мыслительные процессы учащихся, развитие креативного мышления

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 15 минут

Необходимые материалы:

Интерактивная доска, ноутбук (либо проектор)

Проведение:

на доске демонстрируются рисунки:  «санки»  и «речка события». Осуществляется анализ рисунков:

1. Рисунок «САНКИ, на которых сидит некий господин по имени ИП (информационный повод)», говорит студентам о первом правиле журналиста: информация тогда становится новостью, когда отвечает 5 основным критериям. Новость (или ИП) должна быть Социальной, Актуальной, Новой, содержать Конфликт, быть Интересной.

Таким образом, достаточно представить катящиеся санки, на которых сидит ИП, чтобы понять, что есть новость.

2. Рисунок «Речка события» показывает студентам тот путь, который проходит информация, чтобы стать новостью. Рассматриваются поочередно три этапа: планирование,  сбор информации, презентация.

 

Оценка результата:

Демонстрация мнемотехнических приемов позволяет эффективнее построить обучение, закрепить новый материал. Снижение временных ресурсов, затрачиваемых на обучение и запоминание.

 

 

 

Раздача студентам карточек с рисунками.

Зарисовка увиденного.

 

Подведение итогов

10 минут

Групповой тренинг «Квадрат Малевича»

Цель: рефлексия, снятие усталости и напряжения, поднятие настроения (телевизионный «бантик», который призван вносить позитив  в телевизионный материал), мотивация к дальнейшей деятельности; командообразование, как главенствующий фактор в телевизионной деятельности, сплочение.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 10 минут

Необходимые материалы:

веревка 4 м, повязки на глаза (16 штук)

Проведение:

Участникам завязываются глаза. Руководитель раскручивает каждого учащегося. Распределяет веревку по всей длине так, чтобы она оказалась в руке каждого из студентов. Задача участников: выстроится в форме квадрата. Преподаватель определяет 4 угла квадрата: 1 угол –социальный, 2 угол – актуальный, 3 угол – новый, 4 угол – интересный. Роль «углов» выполняют студенты, которые назначаются руководителем. Сложность в том, что среди участников преподаватель назначает еще одну роль – Конфликтный. Задача его заключается в том, чтобы мешать выстроить квадрат.

 

Оценка результата:

согласованность действий; наличие команды, выявление лидера в команде, умение слушать друг друга, умение правильно доносить информацию

 

 

 

 

 

 

 

С закрытыми глазами, согласуя действия,  выстроится в квадрат.

Главное условие: не выпускать из рук веревку.

Пять человек строго  выполняют обозначенные роли.

 

Домашнее задание (если имеется)

-

-

-

-

Дополнительная информация

Результативность урока/занятия/мероприятия,  его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

С применением таких инновационных АМО, как КВЕСТ и «Шесть шляп», результативность занятия возрастает. Доказательством этому служат показатели учащихся и практическое применение изученного материала. Главное достоинство применяемых на данном занятии методов обучения в их универсальности. В частности, применение КВЕСТа возможно на уроках в разных областях знаний.

 

Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)

1.Поисковая работа в группе КВЕСТ «ИНФОХАОС»

2.Мнемотехнические приемы запоминания («САНКИ», «Речка события»)

3. Групповое решение задач «Интеллектуальный турнир «Путешествие слова»

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия

Поставленная цель и обозначенные задачи занятия выполнены в полном объеме. В процесс обучения были вовлечены все присутствующие студенты. Время, зарезервированное на каждый из этапов, было использовано продуктивно. Отход от предложенного тайминга наблюдался только в процессе проведения тренинга принятия решения «Шесть шляп».  Результат занятия  - получение знаний по теме, умение видеть, разграничивать новость от обычной информации, владение понятийным аппаратом журналистики, умение работать в команде. В результате проведенного анализа занятия наблюдается, что дефицит времени на проведение тренинга принятия решения вызван его спецификой. В данном случае тренинг рассматривался как некая презентационная модель и носил исключительно демонстрационный характер, как практический инструмент для студентов в обучении, работе и жизни. Необходимо дополнительное занятие исключительно для полноценного проведения тренинга.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась)

Применение АМО на занятиях позволяет учащимся самостоятельно искать пути решения поставленных задач, саморазвиваться. Преподаватель зачастую  выступает в роли модератора или стороннего наблюдателя. АМО способствуют через творчество, пробы и ошибки, поисковые работы, дискуссии, игры получать, закреплять и применять «здесь и сейчас» новые знания.

Благодаря применению АМО повышается мотивация студентов к учебной деятельности, появляются дополнительные стимулы к саморазвитию.

 

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

 

1.Видеодемонстрация мнемотехнических приемов (презентация)

2. Раздаточный материал: карточки для интеллектуального турнира, карточки с рисунками

3. Настенные таблички

 

 

Обоснование целесообразности использования  АМО и технологии модерации  для  выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)

- Нестандартное приветствие в начале урока настраивать учащихся на позитив, мотивирует их к дальнейшей учебной деятельности, создает нужный «рабочий» психологический климат, что продуктивно сказывается на результатах занятия.

- Интеллектуальный турнир, способствующий групповому решению поставленный задачи, позволяет в игровой соревновательной форме изучать новые слова, повышая грамотность учащихся. В ходе турнира студенты учатся не только правильному написанию и произношению заданных слов, но и знакомятся с историей слова, с нюансами употребления в речи и т.д.

- Поисковая работа студентов  в инновационной образовательной форме – КВЕСТ (образовательная игра) способствует сплочению команды, что опять-таки продуктивно сказывается на результате и позволяет охватить всю аудиторию, отсюда значимость каждого студента на уроке, вклад в общее дело возрастает существенно.  КВЕСТ помогает самостоятельно искать пути решения, саморазвиваться, пробовать и ошибаться, что в данном случае весьма полезно, так как ошибаясь, студенты приходят к правильному решению. КВЕСТ зачастую соседствует с молодежным (современным) бытом студентов и выстраивает альтернативную реальность со своими правилами, героями (жителями), что позволяет ликвидировать барьеры между участниками, создавая атмосферу, близкую учащимся.

-Эвристическая беседа  «Метод Шести шляп» в форме групповой тренинговой  работы помогает в ходе дискуссии, беседы правильно принять решение в заданной «образовательной проблеме».  Примеряя на себя разные шляпы, учащиеся учатся объективно подходить к проблеме. В ходе работы студенты делятся своими эмоциями, мнениями, размышлениями. По типу мозгового штурма студенты разносторонне рассматривают поставленную задачу, что позволяет в конечном итоге самостоятельно, без помощи преподавателя прийти к инсайту (озарению). В данном случае преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя или модератора.

- Мнемотехнические приемы запоминания в форме рисунков позволяют добиться максимального результата в усвоении нового материала. Развивается память и мышление студентов.  В свою очередь это повышает эффективность учебного процесса в целом.

Использованная литература, источников информации.

  1. Козлов М.М.  История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие, Ульяновск, 2000
  2. Кузнецов. Так работают журналисты ТВ, М., 2004
  3. Никольская С.Т. Техника речи.
  4. Вачков И.В. Психология тренинговой работы, М., 2008
  5. Словари русского языка: толковый словарь, орфоэпический словарь

6. Авторская разработка

Примечания автора/ов

-

 

 



[1] Схему описания АМО см. в Приложении 4, пункт 4.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев