Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБСКОУ "СКОШ №20 VIII вида"г.Перми, Пермь
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 31.10.2012
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 18914
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Контрольно - измерительные материалы
 
 

Контрольно-измерительные материалы по предмету «Письмо и развитие речи»

для 5 - 9 классов по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Материалы разработаны учителем письма и развития речи

МБСКОУ «СКОШ №20 VIII вида» Лазаревой Еленой Григорьевной.

 

Пояснительная записка.

       Контрольно-измерительные материалы (тексты диктантов) предназначены  для учителей специальной (коррекционной) школы VIII вида и подготовлены в соответствии с программой по письму и развитию речи.

     Цель – предоставить учителю материал для формирования у обучающихся, воспитанников орфографических, пунктуационных навыков для осуществления контроля над усвоением программы.

    Данные тексты диктантов можно использовать как для предупредительных, комментированных, так и контрольных видов работ.

   К каждому тексту  указывается количество слов, дается дополнительное задание по изученным темам. Задания к текстам на проверяемую тему и на повторение помогут учителю выработать у обучающихся умение осознанно применять знания на практике.

   Предлагаемый материал учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от особенностей класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 класс

Весна.

    На дворе весна. Погода чудесная. Вчера был первый дождь. Лопнули на березках почки. Подросла зеленая травка. Прилетели наши друзья грачи, стрижи. Вышли малыши в сад. Коля и Юра копают грядки.  Вера и Ольга сеют морковь и щавель. (38 слов)

Задание:

  1. В предложении: Подросла зеленая травка. Подчеркнуть главные члены.
  2. Выписать имена детей.
  3. Проверить слова с соединительной согласной в конце и в середине.
  4. Провести фонетический разбор слов: морковь, Ольга. 

Еловый лес.

    Вот густой еловый лес. На земле мягкий ковер из хвои. Травы и кустов мало. Кругом тишь и прохлада. Изредка прозвенит синица. В вышине простучит дятел. Снова тишина. Мягкой тенью перемахнет с елки на елку белка. А какие шишки на верхушках! Белки, дятлы, клесты добывают из них пищу. Еловые семена – лучший корм для птиц. (55 слов)

Задание:

1Провести разбор по схеме существительного:

На земле (земля) – сущ., неод., нариц., ж. род, ед. число, П.п., 1 скл.;

В вышине

  1. Провести разбор по составу: еловый, травы, простучит.
  2. Подчеркнуть главные члены в предложении: Изредка простучит дятел.

Город Пермь.

    Пермь расположена на левом берегу Камы. Начиналась Пермь с маленького поселка на реке Егошихе. На месте города шумела дикая тайга. Урал посетил ученый Татищев. Он выбрал место для Перми. У Егошихи нашли залежи меди. Тут и вырос завод. По  Каме плыли баржи с товаром. Из поселка и вырос большой город. (50)

Задание:

    Провести разбор существительное по схеме:

У Егошихи (Егошиха) – сущ., неод., собств., ж. род., ед.ч., 1 кл., Р.п.

По Каме (Кама) - …

С товаром (       ) - …

У поселка (       ) - …

 

 

 

 

Весна.

    Кончилась холодная длинная зима. Весна – радостное время года. Солнце съело последний снег. Щедро льет оно лучи на землю. Ожила природа. Зазеленела молоденькая травка.

     В воскресенье решили ребята погулять по окрестностям. За городом тишина. Мальчики поиграли в мяч. Девочки любовались первыми цветами. Решили их не рвать. Пусть цветут для красоты.  (50 слов)

Задание:

  1. Разобрать по составу слова: последний, зазеленела, молоденькая, поиграли.
  2. Напиши по три слова с шипящими на конце м. рода и ж.рода.
  3. Проверить безударные гласные в предложении: Зазеленела молоденькая травка.

Зима.

    На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега, качает вершина деревьев. Давно смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по стволам. Они лечат деревья. Холодно и голодно зверям зимой. Медведь устроил берлогу под старой елью. Лисы залезли в нору. Белка укрылась пушистым хвостом. Голодные волки рыщут по лесу. Только бездомный зайка дрожит под кустом.  (55 слов)

Задание:

  1. Выписать существительные I склонения (зима, вьюга, белки, лисы, берлога).
  2. Выписать существительные II склонения (мороз, ветер, медведь, …).
  3. Подчеркнуть главные члены в предложении: Лисы залезли в нору. Только бездомный зайка дрожит под кустом.
  4. Разбор по составу: бездомный, залезли, голодные.
  5. Разбор по схеме:

По лесу (лес) –

Под кустом (куст) –

Под елью (ель) -

6 класс

Весна.

    Наступила весна. Солнце съело последний снег. Остатки его сохранились в ельнике. С голубого неба щедро льются яркие лучи. Ручьи с веселым шумом сбежали с круг. Из березовых рощ доносятся крики грачей. Окрестности леса окутаны легкой зеленой дымкой.

    Школьники приготовили грядки на участке. Они вырастили рассаду капусты. Летом ребята будут ухаживать за огородом, а осенью устроят выставку урожая.   (56 слов)

 

Задание:

  1. Во втором предложении найти прилагательное и определи род, число и падеж.
  2. Разбор по составу: рассада, выставка, окрестности, сбежали.
  3. Выпиши сущ., мн. число., Р. п. с шипящей на конце.
  4. Разбор по членам предложения: С голубого неба щедро льются яркие лучи.

 

Весна.

    Робко и несмело наступила весна. Чаще светит солнце. Плачут длинные сосульки. Снег тает днем, а ночью покрывается коркой. Дует влажный мягкий ветер. Скоро хлынут ручьи. Разольются большие и маленькие реки. В лесу распуститься серебристая верба. Это приходит к нам чудесное время года – ранняя весна. Солнечный луч заиграет в первой луже. До свидания, зима, до свидания! Приходи к нам на будущий год.  (62 слова)

Встреча.

    На улицах зажглись фонари, и в домах показались огни. Шел круглый пушистый снег. Он красил в белое мостовую и крыши домов.

    Каштанкою овладели ужас и отчаяние. Целодневное путешествие с Лукой Александровичем утомило её. Уши и лапы её озябли. Она была ужасно годна. Мягкий пушистый снег облепил её спину и голову.

     Вдруг подъездная дверь щелкнула. Из двери вышел человек. Каштанка глядела на незнакомца сквозь снежинки. Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? (70)

Задание:

  1. Найти сложные слова, выделить корни: путешествие, целодневные.
  2. Вычертить схему I предложения, записать какое это предложение: простое или сложное.
  3. Состав слов: подъездная, мостовая, облепил.

Зима.

    В лесу наступила ночь. Трещит по сучьям мороз. Хлопьями сыплется мягкий иней. Небо звездное. Тишина. Вот хрустнула мерзлая ветка. В чаще, кто-то ухнул и захохотал. Это прокричал филин. По мягкому снегу пробежали легкие ласки. Как сказочный часовой сидит на ветке головастый совенок. В ночной темноте он следит за лесной жизнью. Наступает холодный рассвет. Встает тусклое солнце. Стайка снегирей уселась на рябине. Они объедают сладкие ягоды.  (66 слов)

Задание по вариантам:

  1. В предложении:

Iв. Как сказочный часовой сидит на ветке головастый

      совенок. Расставите ударение, выписать слова с

      безударной гласной и проверяемой.

IIв. В ночной темноте он следит за лесной жизнью.

  1. Разбор прилагательного в предложении:

Iв. Наступает холодный рассвет (И.п., м.р., ед.ч.)

IIв. Встает тусклое солнце (И.п., ср. р., ед.ч.)

10.  Найти в тексте диктанта два местоимения и определить:

Iв. Он – 3л., ед.ч., м.р.

IIв. Они – 3л., мн.ч.

7 класс

Гроза.

    Вечером я возвращался с охоты. Надвигалась гроза. Огромная лиловая туча поднималась за лесом. Навстречу мне неслись длинные облака. Душный жар сменился влажным холодом. Я ударил по лошадям, спустился в овраг, поднялся в гору и въехал в лес. Телега прыгала по корням столетних дубов. Лошадь начала спотыкаться. Сильный ветер загудел в вышине, крупные капли дождя застучали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями, лошадь моя встала. Я терпеливо ждал конца ненастья. (74 слова)   (По Тургеневу И.С.)

Задание:

11.  Самостоятельно найти любое сложное предложение и вычертите его схему.

12.  Разбор местоимения: «мне» - (я) мест., и т.д.

Зимой.

    Ушла осень и сорвала все листья с деревьев. Закружились над тайгой легкие снежинки. Утром увидели люди землю в белом наряде. Сосны и ели одели пушистые шапки. Маленькие елочки надели снежные шубки. Серебристым инеем укрылись березки и осинки. У горы намело высокий сугроб. Хорошо съехать в мягкий сугроб! Ходит мороз по лесу, постукивает по деревьям. Скоро наступит Новый год. Он придет ровно в полночь. Люди поздравляют друг друга, пожелают всем удач, здоровья, счастья.   (73 слова)

Задание:

13.  Проверить сомнительные согласные в словах: шубки, березки, мягкий (слова….).

14.  В предложении: Утром увидели люди землю в белом наряде. Прилагательное «в белом» разобрать.

15.  В последнем предложении подчеркнуть главные и второстепенные члены, то есть вычертить схему предложения.               

На опушке.

    Взошло над зимним лесом солнце. Белоснежной скатертью покрылась земля. По краю полянки  идет на охоту рыжий лис. Лапка за лапкой вьется цепочкой след. Слушает лис, не пищит ли под снегом мышь. Не уйти ей от него.

    Вот пролетела стайка красногрудых снегирей  и уселась на рябине. Они похожи на маленькие красные флажки. Вылетели из под снега красавцы-глухари. Они  расселись на березе. Все замечает старый лис. (67 слов)

Задание:

16.  Разбор местоимений: «от него».

17.  Разбор глагола: «идет» по схеме.

18.  Выписать сложные слова.

Ночью в лесу.

    Ночь. Жители леса вышли из своих жилищ. Они спешат на добычу. Выбрался из лесной чащи голодный волк. Вылезла из норы осторожная лиса и пошла по тропинке к лесной опушке. Уселся на голом суку сыч – лесной сторож. С пушистой ветки легко спрыгнула белка. На поляне собрались зайцы. Тишина. Ветер раскачал вершины могучих сосен. Упала сухая ветка. Зайцы испугались и умчались в глушь. У всех лесных жителей свои дела.   (70 слов)

Задание:

19.  В предложении: Вылезла из норы осторожная лиса и пошла по тропинке к лесной опушке. Расставить ударение и проверить безударные.

20.  К существительным: сыч, сторож, дописать еще несколько к этому правилу (мяч, луч, врач, … до 5).

21.  Разбор по составу: осторожная, спрыгнула, голодный.

22.  Разбор прилагательного: с пушистой ветки (Р.п., ед.ч., ж.р.)

8 класс

Карандаш.

    Карандаш – простая вещь. А знаешь, как нелегко его сделать? В далекие времена люди писали свинцовыми палочками. Они оставляли слабый след на бумаге. Потом появились карандаши. Надо, чтобы древесина не лохматилась, а резалась гладко. В горах добивают горный гранит. К нему добавляют глину, клей, жир. Умные машины превращают все это в мягкую нить. Кедровые гурки станут гладкими палочками. В палочки заложат стержни из графита, покроют лаком. Много людей трудилось над карандашом! Уважай труд людей, береги эту простую вещь. (79 слов)

Задание:

23.  К существительному «вещь» добавь еще три – пять на это правило (дичь, ночь, рожь, мышь, печь).

24.  Проверь сомнительные согласные в середине слов: нелегко, гладкими, мягкая.

Старая яблоня.

    Наш дом находился на краю деревни. Около изгороди росла старая яблоня. Её посадил мальчиком наш дед. Осень в нашем краю пришла рано. Опавшие с яблони листья почернели, как угольки в печке. Всю неделю дул порывистый ветер, вечеру он усилился. Ветром сорвало лист железа с крыши сторожки.

Однажды от ветра рухнула и старая яблоня. Около яблони лежало пустое гнездо. Грустно было смотреть на всё это. Жаль старую яблоню!  (70 слов)

Задание:

1. Выполнить синтаксический разбор предложения, начертить схему: Всю неделю дул порывистый ветер, к вечеру он усилился.

9  класс

Май.

    Стоит чудесный майский день. Горячее солнце заливает окрестные поля, дальние леса, синюю речку. Земля умывается первыми теплыми дождями, одевается в праздничный наряд. Всюду лезет зеленая травка. Появляются душистые кисти на сирени, на черемухе, на рябине. С утра до позднего вечера распевают птицы. Кончается длинный, весенний день. Замолкают птичьи голоса. Усталые бабочки складывают крылья. Тишина. Робко начинается трель соловья – ночного певца. Но вот ему ответил второй. Где-то за рекой засвистал еще один смельчак. Это начинается соловьиная ночь. Все затихают, замолкают, слушают соловьиный хор.  (83 слова)

 

Задание:

1. Вычертить схему последнего предложения: Что здесь является однородными членами?

2. Разбор глагола по схеме: распевают (распевать) – глагол, н.в., мн.ч., III лицо,

I сп

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев