Карточка публикации
Информация об авторе публикацииГБОУ СОШ "ОЦ" с. Кротовка, c.Кротовка Самарской области
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 30.11.2011
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 24275
Рейтинг публикации
6 оценок
Другие публикации автора
Имя числительное
 
 

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя числительное».

Тип урока: интегрированный урок - игра

Класс: 6

Цели урока: повторить и обобщить знания, полученные учащимися при изучении темы «Имя числительное» на основе применения крупноблочной технологии; развивать орфографическую зоркость; закрепить умение грамотно употреблять имя числительное в устной и письменной речи; закрепить появившийся интерес к данной части речи; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

 

Оформление.

  1. Карта города Числительного.
  2. Цифровой сейф.
  3. Мешочек с бочонками для игры в «Русское лото».
  4. Письмо от королевы Морфологии.
  5. Клетчатые шарфы для учителей, ведущих урок.
  6. На доске – индивидуальные задания для учащихся.
  7. На задней стороне доски – зашифрованное письмо и задача.

 

Индивидуальные задания.

  1. Определи часть речи данных слов: двойной обгон, сорок пять учеников, утроить усилия, одиннадцатый класс, четыреста книг, пятикратный чемпион.
  2. Составь возможные словосочетания с данными числительными: двое, пятеро – лыжи, спортсмен, лыжницы, сани, хоккеист, биатлонистка, лосёнок, коньки.
  3. ¼+1/3=   ;   1/7-1/9=   ;   1/3  1/4=   ; 1/5: 1/20=

 

Зашифрованное письмо.

У про100го 100рожа –

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

Ванда Хотомская, перевод Л.Кондратенко

 

Примеры для расшифровки кода сейфа.

100 : 4             12   3                 55 + 13               77 - 7

+5                 +4                       : 2                       : 35

2                  : 2                       - 4                      + 8

: 10               -17                      : 15                       1,5

__________          _____                     + 3                      - 11

6                    3                   ______             _______

5                         4

 

 

ХОД УРОКА.

  1. I. 1. Вступительное слово учителя русского языка.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости – очень симпатичные и добрые учителя из других школ. Они на нашем уроке могут отдыхать, а нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительное от других частей речи и от чисел математических; и самое главное – закрепить навык склонения числительных, при этом правильно проговаривая и записывая их.

Запишите в тетрадях дату и тему урока.

2. Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Во-первых, вместе со мной его ведёт ваш учитель математики Ирина Владимировна. Во-вторых, это будет не просто урок, а следствие, расследование, которое нам помогут проводить самые известные сыщики Англии, герои книг Конан Дойля... Шерлок Холмс (указываю на учителя математики, которая в это время повязывает на шею клетчатый шарф)...

Учитель математики: и доктор Ватсон (указывает на учителя русского языка, которая теперь тоже повязывает шарф).

Учитель русского языка: А вы, ребята, на время урока становитесь лучшими помощниками Холмса, (зачитывает из книги) «оравой сорванцов, которые всюду пролезут и всё услышат»,  которых сам Шерлок называл «отрядом уголовной полиции Бейкер-стрит».

Примечание: далее в конспекте урока учитель математики обозначен буквами Ш.Х., а учитель русского языка – Д.В.

II. 1. Д.В.: Ну что ж, Холмс, каким уголовным делом мы займёмся сегодня?

Ш.Х.: Я думаю, дело, как всегда, само постучится в наши двери.

- Раздаётся стук в дверь. Вошедший (подразумевается хозяйка квартиры, тётушка Хатсон) отдаёт Холмсу письмо. Тот бегло просматривает его.

Ш.Х.: Хорошенькое дельце. По-моему, это по Вашей части, Ватсон.

Д.В. зачитывает письмо вслух:

Уважаемые Шерлок Холмс и доктор Ватсон, в нашем королевстве Морфологии – великая беда. Все жители города Числительного покинули его, разбежались кто куда, перемешались с жителями других городов. Теперь в нашем государстве хаос, беспорядок. Я прошу вас найти и вернуть жителей на улицы и в дома города Числительного.

Королева Морфологии.

Ш.Х.: Видите, без математики в этом деле не обойтись: ведь она тоже пострадавшая сторона – без чисел нам в математике нельзя. Ну-с, приступим к делу, Ватсон.

2. Д.В.:Я думаю, наши помощники-сорванцы быстро отыщут и вернут в город те числительные, которые не успели далеко убежать. Успеете их схватить, ребята? Идёмте сюда, самые быстрые.

- К доске выходят 3 ученика для выполнения индивидуальных заданий на доске.

3. Ш.Х.: Кроме этого нам надо выполнить ещё одно ответственное задание: достать письмо из сейфа. Код этого сейфа состоит из 4 цифр. Но помните, сейф реагирует не только на точность подсчёта, но и на правильность произношения. Давайте подсчитаем и откроем первую цифру кода. Я буду следить за правильностью счёта, а доктор Ватсон – за верностью произношения. Ну, юные сыщики, кто откроет первую цифру?

- Проводится устный счёт; постепенно открываются все цифры.

Ш.Х.: Вот мы и открыли сложный сейф.

4. Д.В.: Ну-ка, ну-ка, что там в сейфе? Письмо! Сейчас его прочитаю. Нет, ничего не понимаю! Как же узнать, что в нём написано?

Ш.Х.: Элементарно, Ватсон, смогут даже дети.

- Открывается задняя часть доски, учащиеся читают вслух зашифрованное письмо.

Д.В.: А почему мне было так трудно читать этот текст?

- Когда же удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда – буквами?

- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное» (числительное – буквенное обозначение числа, число – его цифровое  обозначение; имя числительное имеет морфологические признаки).

- Какое числительное вы встретили в стихотворении? (100) В чём его особенность? Какие ещё числительные склоняются так же? (90, 40)

5. Ш.Х.: А вот  возвращаются наши юные коллеги – сыщики Аня, Саша и Света, которые догоняли беглецов. Посмотрим, кого они нашли и вернули в город.

Д.В. задаёт выполнившим индивидуальные задания вопросы.

1-ому: как ты нашла среди стольких слов имена числительные? Чем отличается числительное 45 от 400?

2-ому: почему ты числительные двое и пятеро соединил не со всеми существительными?

3-ему: как ты справился с такими мелкими и непонятными числительными? Как они называются? Как читаются?

Вывод: Вот мы и вернули в город часть беглецов: собирательные, дробные, простые и составные числительные (нужные таблички устанавливаются на карте города).

  1. III. 1. Ш.Х.: Хорошо работаем, Ватсон. А только что мне сообщили, что многие числительные скрылись в английском клубе города Числительного.

Д.В.: Но как же мы туда попадём?! Ведь устроители-завсегдатаи клуба не пускают в него чужих. А так как сами они отлично владеют математикой и языком, то сразу уличат чужих, которые не владеют ни математическими, ни языковыми знаниями.

Ш.Х.: Что ж, придётся не только загримироваться, но и проверить, обладаем ли мы таковыми знаниями. Кто хочет попробовать испытать свои силы?

- Вышедшие к доске учащиеся получают карточки на решение уравнений и буквенных выражений:

1) 2,5х = 10     2) 135 + х = 147     3) 2в + 12а + 30в

2. Д.В.: Я вижу, а ,в да х, у вы произносить умеете, иначе бы вас в клуб не пустили. А теперь пора спуститься в клубный тир, где я видел сообщников сбежавших числительных. Проверим, кто из вас самый меткий стрелок и попадает всегда в десятку.

- Проводится словарный взаимодиктант: у доски 2 уч-ся пишут (на задних половинках доски) словарные слова, которые им называют остальные: меры веса, длины (10 слов).

Д.В.: Проверим результаты. (Учащиеся на местах меняются тетрадками для взаимопроверки.) Кто же попал в десятку? (Написавшие без ошибок поднимают руку.)

Вывод: Молодцы, меткие у нас стрелки. Итак, сообщники числительных у нас в руках, значит, где-то рядом и сами беглецы.

3.Ш.Х.: Господа, только что устроители клуба сообщили мне неприятную весть: здесь действительно были числительные. Только что в верхнем зале они играли в русское лото, но теперь исчезли, а вместе с ними пропали и бочонки для игры. Нам нужно срочно вернуть бочонки на место. Как быть? Я предлагаю обменять древесину, которая у нас имеется, на бочонки. Но меня волнует вопрос, хватит ли имеющейся древесины. Я прошу вас помочь ответить на этот вопрос, решив задачу. Кто выполнит это ответственное задание?

- Вышедший к доске ученик решает задачу.

Задача. Для изготовления одного бочонка потребуется 0,5 дц³ древесины. Можно ли изготовить 90 бочонков из 47,5 дц³    древесины? Ш.Х.: Ещё с одним подвохом числительных мы справились, но их ещё не нашли. Доктор Ватсон, как нам быть?

4. Д.В.: Я слышал, что для облегчения поиска кого-либо надо представить себя на его месте. Раз числительные недавно играли в лото, попробуем и мы сыграть в эту азартную игру по правилам числительных.

Ш.Х.: Прекрасная идея, доктор Ватсон.

- Вышедший к доске ученик достаёт из мешочка бочонки и выпавшее ему числительное (трёх- или четырёхзначное) записывает в виде количественного и ставит его в форму родительного и творительного падежей.

- Второй учащийся записывает выпавшее ему числительное в виде порядкового и ставит в форму дательного и предложного падежей.

Д.В.: Вывод. Вот мы и вернули в город целые количественные и порядковые числительные (нужные таблички устанавливаются на карте).

IV. Проверка домашнего задания и постановка нового домашнего задания.

Д.В.: Холмс, не кажется ли Вам, что мы нашли все числительные?

Ш.Х.: Вряд ли, Ватсон. Я знаю ещё одно место, где они могут прятаться.

Д.В.: Где? Как вы думаете, ребята?

Ш.Х.: Представьте себя на месте числительных. Они наигрались в азартные игры, набегались, утомились. Куда бы они могли пойти отдохнуть от шума, окунуться в другой мир, попутешествовать, не вставая со стула?

Д.В.: Конечно, в библиотеку. Попробуем их там отыскать. Возьмите каждый в руки какую-нибудь книгу и прочитайте отрывок, в котором спрятались числительные.

- Один учащийся выходит к доске и выписывает по мере чтения эпизодов встретившиеся в них числительные. После чтения каждого отрывка ученики угадывают произведение и его автора.

Д.В.: А вам самим, ребята, не захотелось написать сказку, героями которой стали бы имена числительные? Попробуйте свои силы. На следующем уроке мы ваши сказки послушаем, а лучшие отошлём королеве Морфологии.

V. Итог урока.

Ш.Х.: Хорошо мы сегодня поработали, дружно. Не удивительно, что все числительные вернулись в свой город, и мы теперь можем смело использовать их как на уроках русского языка, так и математики.

Д.В.: Молодцы вы, ребята. Есть что написать нам с Холмсом в ответном письме королеве Морфологии. Просьбу её мы выполнили: имена числительные нашли, указали их признаки; показали, как правильно их писать и произносить. В это письмо мы вложим список ребят, отличившихся в поимке числительных, за что они и получили соответственные награды (называем оценки учащихся). А я надеюсь, что имена числительные теперь никуда не убегут, станут вашими друзьями и помощниками не только в школе, но и везде.

Урок окончен. Всем спасибо.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Филина Т.Н. написал(а) 4737 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Ирина Павловна! Мне понравилась Ваша разработка урок-игра "Имя числительное".Мои ученики любят такого характера уроки. Интересно и занимательно! Спасибо.

     
       
     
     
    0 очков