Последняя сессия Законодательного Собрания ничем не отличалась от других. Все вопросы были социально значимыми. Но среди 54 законопроектов были те, которые требуют дальнейшей работы на уровне муниципалитетов и учреждений.
Среди них – вопрос повышения заработной платы учителей школ. Прежде всего, повышение должно состояться в рамках перехода на новую систему оплаты труда (НСОТ). А это значит, что все работники должны быть заблаговременно извещены о грядущих изменениях. Переходом на НСОТ заканчивается эпоха единой тарифной сетки, которая функционировала с 20-х годов ХХ века. Критика подходов, заложенных в единой тарифной сетке, заключалась, в основном, в том, что она уравнивает работников, не даёт адекватной оценки качеству труда. Ряд образовательных учреждений в течение 2010-11 учебного года работал в экспериментальном режиме уже в рамках НСОТ. При принятии решения об увеличении фонда оплаты труда возникло несколько вопросов.
Как выяснилось, 31 мая 2011 года В.В. Путин подписал Постановление правительства «О порядке предоставления в 2011-13 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования», согласно которому край получил 360 млн рублей на оборудование, автобусы, учебники и т.д. Край, в свою очередь, должен выполнить условие: повысить фонды оплаты труда школ для учителей, причём условием этого выполнения является «соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте РФ за 4 квартал предыдущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта РФ за 1 квартал предыдущего года». То есть повышение фонда оплаты труда на 30% правительством РФ предложено произвести не с момента объявления Президентом и Председателем правительства (а это произошло в 2011 году, когда в бюджетах уже было заложено 6,5%), а в сравнении с 4 кварталом 2010 года. Таким образом, корректировка бюджетных расходов на оплату труда учителей была произведена на 23,5%. Сложность реализации этого решения заключается в том, что увеличивается не весь фонд оплаты труда школ, а только учителей, не включая административного, обслуживающего персонала. Собственно, такая модель уже была отработана при реализации нацпроекта «Здравоохранение», когда были выделены отдельные категории врачей, например, участковых. Для образовательной системы такой подход с определением размера зарплаты вводится впервые. Кроме того, в связи с переходом на НСОТ распределение 23,5% фонда будет производиться внутри каждого коллектива согласно критериям оценки, выработанным внутри школы.
Вторым условием правительства является доведение размера средней заработной платы учителей до средней зарплаты по экономике. По данным министерства образования Красноярского края, средняя зарплата учителей составляет 17339,6 руб., а средняя по экономике – 24474 руб. Сегодня говорить о том, что с 1 сентября в крае будет достигнут такой уровень, не приходится.
Несомненно, в течение лета в коллективах школ необходимо будет проводить много организационной работы с учителями. Естественно, процесс будет непростым. Самое неприятное в этой ситуации то, что впервые система образования начинает дробиться: из процесса повышения оплаты труда выпадают работники дошкольных образовательных учреждений, дополнительного образования. Правда, чтобы смягчить последствия таких решений предлагается перевести часть детских садов в режим эксперимента по переходу на НСОТ, но это будет ограниченное число учреждений. При рассмотрении вопроса на заседании комитета по образованию мною было предложено в рамках рассмотрения подходов к формированию Закона «О бюджете на 2012 год» рассмотреть вопрос об увеличении расходов на оплату труда в других бюджетных учреждениях. Хотя сегодня говорят, что работникам здравоохранения будет повышена зарплата с 1 января 2012 года в связи с модернизацией отрасли, нельзя не видеть, что в бюджетной сфере начинают складываться труднообъяснимые подходы с формированием зарплаты. И это ненормально. Думается, не всё ещё сказали по данному поводу коллективы и профсоюзы.
Вопрос, который нашёл разрешение на сессии после неоднократных обращений – о питании детей в школах. В настоящее время в рамках закона «О защите прав ребёнка» в Красноярском крае дети из малообеспеченных семей и находящиеся на подвозе бесплатно получают горячие завтраки. Однако в крае, в том числе и на территории Берёзовского округа, например, в школах Маганска, Верхней Базаихи, Берети детей не кормят в силу того, что там нет водопровода, водоотведения. В результате деньги, которые направляются из краевого бюджета на эти цели, возвращаются в край. В ходе консультаций, проведённых в рамках комитета по образованию, в закон внесена поправка, позволяющая в школах, не имеющих возможности организовывать горячее питание, предоставлять холодные завтраки детям. Это позволит выдавать учащимся фасованные продукты. Что, без сомнения, не снимает с государства ответственности за проведение ремонтов пищеблоков, но частично устраняет несправедливое отношение к ученикам из труднодоступных школ, которые не могут воспользоваться краевым законом.
Непросто проходил закон «О прогнозном плане приватизации краевого имущества на 2011-13 годы». Наряду с теплоходами, стоимость которых определена в размерах от 380 тысяч рублей до 3 млн рублей (выпуск от 1965 до 1988 гг.), к приватизации планируются ОАО «Птицефабрика Бархатовская» и племзавод «Шуваевский». Что касается теплоходов, то возникает вопрос о цене - сдав суда на металлолом, можно получить денег значительно больше обозначенной их стоимости. Стартовая цена племзавода «Шуваевский» составила 20 млн. рублей – и это при том, что на протяжении последних лет в племзавод закачивались десятки миллионов рублей в качестве господдержки. Возник вопрос по успешно работающему предприятию ПТФ «Бархатовская» - насколько целесообразна смена формы собственности? Обсуждение было бурным, но показательно то, что когда дело дошло до голосования за законопроект в первом чтении, против приватизации проголосовало только трое депутатов. Думается, при подготовке законопроекта ко второму чтению следует более детально подойти к целесообразности выставления на продажу указанных объектов. Отношение к госсобственности в государстве общеизвестно – дана установка на дальнейшую приватизацию. Однако одно дело, когда выставляются на продажу здания бывших типографий и другое – когда речь идёт о стабильно функционирующем предприятии с сотнями работающих, которых не ставят в известность о возможной смене собственника, и создаётся впечатление, что у нас существует крепостное право.
Пользуясь случаем, хочу проинформировать жителей посёлков В. Бирюса и Манского о двух проблемах, поставленных во время встреч весной текущего года. В Верхней Бирюсе – это вопрос о бесхозной ЛЭП и трансформаторе. В настоящее время в бюджете города заложено 300 тыс. рублей для технической инвентаризации данных объектов. По иску прокурора Дивногорский суд обязал администрацию города принять меры к постановке ЛЭП и трансформатора на учёт. Речь идёт о том, что в течение 2011 года, до принятия этого имущества на учёт, следует определить ответственных за его содержание. В настоящее время идут переговоры с «МРСК Сибири» о принятии ими функций обслуживания и содержания объектов, так как в п. 4 ст. 28 закона «Об электроэнергетике» прямо говорится о том, что именно организации, осуществляющие эксплуатацию бесхозяйных объектов, «несут бремя содержания таких объектов». Второй вопрос – о дороге в п. Манский, до дачного массива КГЭС. Мною направлено обращение председателю комитета по бюджету В.В. Семёнову о выделении 2,7 млн рублей на её ремонт и ведутся переговоры о том, чтобы работы были профинансированы осенью. Кроме того, хочется поблагодарить за активную жизненную позицию и беспокойство по поводу интересов жителей посёлков руководителей ТОСов П.В. Солдатова, А.Н. Гладкова и Л.И. Ирякова.
В.В. БИБИКОВА,
депутат Законодательного Собрания
Красноярского края.
- Здесь еще нет комментариев