"Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования."

Карл Краус

 
 
Информация о блоге
Описание:
Жить, думать, чувствовать, любить/ БЛОГ о тех и для тех, кто учит. О тех и для тех, кого учат. О тех и для тех, кто учится.
Действия
Рейтинг
1 оценок
Категории
ДОУ (6 сообщений)
Личные (22 сообщений)
Образование (105 сообщений)
Официальное (4 сообщений)
Разное (77 сообщений)
Школы (20 сообщений)
Страна читающая, или кому нужна литература сегодня?
Страна читающая, или кому нужна литература сегодня?
4850 дней назад 2 Комментарии Категории: Разное Теги: литература, чтение, читатели, книги

Еще недавно Россия считалась самой читающей страной мира. Не знаю, сохранился ли сегодня количественный показатель чтения, но качественный явно значительно упал… Интересно ни сколько, а что и как мы читаем... Как ни парадоксально звучит, чтение может быть совершенно бесполезным и даже вредным, особенно сейчас, когда каждый пишет, что он хочет и что позволяют ему напечатать денежные средства. То есть цензуры нет…Формирование читательского вкуса, умения отобрать нужную книжку - высокие задачи, вряд ли посильные современной школе... Скорее всего, это формирует семья... Вторым важным умением, которым должен овладеть человек, это умение читать, т.е. не складывать буквы, а работать с информацией, видеть главную мысль, записывать главное, осмысливать прочитанное... Если это художественный текст, то еще и владеть интерпретационными навыками литературного произведения, видеть подтекст за разнообразными индивидуально-авторскими средствами выразительности...

Если говорить о незабвенной классике, то необходимо быть образованным и знать культурный контекст эпохи, знать Библию, тексты предшественников, чтоб свободно ориентироваться в авторских реминисценциях....Например, совершенно немыслимо читать Ф.М.Достоевского без Библии, которая стала для него настольной книгой на годы каторги и во многом сформировала его гуманистическую философию.

Если говорить о чтении вообще и о том, изменилось ли отношение к нему в связи с переходом в капиталистический режим, то да, изменилось, и очень сильно!!! Чтение  и вообще литература перестали быть вдохновителями и формировать сознание человека, сегодня это делают СМИ. Обращаю внимание - именно СМИ формируют сегодня сознание масс. А еще в начале 20 в.эту функцию выполняла ЛИТЕРАТУРА. Вспомним, каким сильным было влияние литературы соц.реализма на формирование мировоззрения советского человека! Не менее важным (а может быть и более) мировоззренческим фактором была литература в 19 веке.

В связи с изменением функции литературы изменился и уровень читательской притязательности… Отсутствие читательской культуры, языкового вкуса позволяет читать литературу низкой пробы… То есть чтение из погружения, рефлексии, творческого  и интеллектуального диалога между читателем и автором превращается в развлечение… Отсюда погоня за остросюжетностью, за злободневностью и т.д. Можно читать Донцову, Маринину и т.п., потому что там нет литературы, там есть интрига и описание, там есть злободневность… В этом случае и сама литература – это уже не вид искусства, а просто развлечение… Она становится культурно выхолощенной. То есть мутирует и сама литература, и чтение как процесс…

Литература в школе – это вообще отдельный разговор, самый ненужный предмет, да и дети большей частью не читают даже небольших текстов, не говоря уже о «Войне и мире», которую, если не ошибаюсь, даже Маяковский в свое время  не дочитал… Более того, думается, современному школьнику по объективным причинам читать подобные тексты весьма сложно и в силу  «другого» языка классических текстов, и в силу «других» ценностей.

Современная литература- явление также весьма сомнительное. Нет ни новых идей, ни образов, часто уныло, пессимистично, но с покушением на оригинальность и гениальность. Матерные слова, ставшие верным отражением эпохи, так и пестрят на каждой странице, герои – бандиты, наркоманы и алкоголики, иногда просто несчастные люди… Лично у меня чтение современной литературы вызывает затяжную депрессию… Послевкусие от такой книжки можно снять только чтением  все тех же досточтимых классиков - Пушкина, Пастернака, Блока.

Однако, люди все еще читают, другое дело, что именно читают… Интересно было бы узнать, что читают сегодня и кому нужна литература  сегодня в нашей стране? Или литература в капиталистическом государстве, лишенном всякой идеологии и идеи,  совершенно никому не нужный элемент? Мне кажется, интерес к чтению и литературе может реанимироваться только в случае появления высокой национальной идеи, объединяющей людей, живущих на одной территории и говорящих на одном языке. Ибо, как писала Марина Ивановна Цветаева,  «Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови». До тех пор пока мы  семены родства не помнящие, пока каждый за себя, литература НЕ НУЖНА!

 

Комментарии
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Гах Г.В. написал(а) 4843 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Спасибо за статью и полностью с Вами согласна. Однако, считаю, что литература, как предмет, в школе нужна. Только вот нужно учителю пересмотреть форму работы в преподавании этого предмета. Несомненно, дети сейчас уже другие и бесспорно, что СМИ влияет на детей, их мировоззрение и культуру. Поэтому учителю нужно не заставлять детей читать то или иное произведение, особенно классические, а формировать вкус, интересно рассказывать, приводя исторические и документальные факты. Сейчас ребёнка нужно уметь заинтересовать и даже доказать зачем ему это надо, что он сможет почерпнуть из этого произведения. К сожалению, в школах методика преподавания осталась на уровне советской школы, а время ушло далеко вперёд. Сейчас невозможно ребёнка просто заставить читать, особенно классику. Они в принципе не хотят читать. Лично я, как мать, долго искала подходы к своей дочери, ну как же её не заставить читать, а заинтересовать в чтении классики. И нашла! Я попросила помочь мне проанализировать произведение "Дубровский" с точки зрения современного человека нашего времени. А для этого ей пришлось прочитать его, чтоб помочь мне. Но помогая мне и читая "Дубровского", в процессе у ней появилось желание читать это произведение уже для себя, потому что оказывается - это интересно! Тогда она училась в 6 классе, и говорила мне, что ненавидит всех классиков на этом свете. Прошло 2 года и сейчас она  говорит, что Пушкин - это гений! Как же он умеет заинтриговать читателя! Если бы  Вы знали, как я была счастлива, когда она мне об этом сказала. Теперь Пушкина она читает с любовью. Совсем недавно я читала документальный очерк о коронации Николая 2 и трагедии на Ходынке в связи с этим мероприятием. Я стала рассказывать дочери об этих событиях, а затем добавила, что есть такой писатель Борис Васильев и его роман "Утоли моя печали", и что было бы интересно почитать этот роман, ведь он тоже затрагивает об этих событиях, только уже в художественном варианте. А это так интересно сравнить документальный очерк с художественным произведением. И дочка согласилась прочитать, чтоб потом мне пересказать о чём этот роман. Для себя я считаю победой, что вовремя обратила своё внимание на то, что мой ребёнок ничего не читал, а если и читал, то всякую "муру", что нашла подход к своему ребёнку, что сумела заинтересовать. Боюсь теперь одного, что школа, а вернее учитель по литературе, наоборот будет отбивать охоту познакомиться и прочитать то или иное произведение. Ведь в школе именно заставляют читать, учитель сухо и неинтересно рассказывает об изучающем произведении! А этого уже быть не должно!!! Учитель, на мой взгляд, должен дать ученику мотив к изучению произведения, рассказать так, чтоб у ученика возникло желание взять книгу в руки и прочитать. А не просто сухое «НАДО». Нужно обязательно сделать некую реформу по предмету литература, пересмотреть подходы в преподавании этого предмета, включая и теоретическую сторону (литературные термины и т.п.)

    С уважением,Галина.

     

     
       
     
     
    0 очков
     
  •  Tikhonov S.P. написал(а) 4848 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Здравствуйте уважаемый Анатолий Михайлович! К великому сожалению в России снизился не только качественный, но и количественный показатель чтения, что наглядно видно по количеству комментариев к ВАШЕМУ материалу! Большое спасибо за статью! Актуально и поучительно написано!

    Что касается прогнозов, то дальше думаю будет только хуже.

    P.S. Только в одном несогласен-всегда считал и считаю Литературу и Русский язык предметами первостепенной важности!

    С наилучшими пожеланиями-

    ВАШ покорный слуга- Тихонов Сергей Петрович.

     
       
     
     
    0 очков