Проект в образовании. Проектирование воспитательной среды. Проект художественного творчества… Наконец, индивидуальный образовательный проект учащегося – молодого человека, делающего первые шаги в жизни, в искусстве, в познании окружающего мира, своей социальной роли в нём, своей позиции.
Как все эти понятия близки нашему времени и нашему, сложившемуся во Дворце пониманию сути образования и творчества!
«Рывок в будущее» называлась одна из статей, опубликованных в сборнике материалов открытого театрального фестиваля «В добрый час!». Действительно, нам необходим такой рывок. Чтобы поспеть за так быстро меняющейся жизнью, за всеми инновациями и модернизациями. За информационным обществом, за новыми, необходимыми современному гражданину России компетенциями, за новыми технологиями в социальной сфере и пространстве культурных коммуникаций.
Но погнавшись вперед, не забыть бы главного, исконного. Не забыть национальных культурных кодов и не потерять культурно-исторической национальной идентичности.
Итак, «рывок в будущее» и «память о прошлом». Будущее информационное общество и культурные традиции. Традиции в искусстве, в отношениях между людьми, традиции нашей страны, нашего города, нашего Дворца.
Вся система социокультурного проектирования и организации культурно-досуговой деятельности в центре художественного образования строится на принципах, заложенных в организационно-методологической программе развития художественно-эстетической направленности «Наша земля – наше наследие». Эта программа, и её новая редакция 2011 года, в свою очередь, опирается на концепцию развития МГДД(Ю)Т, на обсуждаемый сейчас Проект воспитательной системы Дворца.
Ценности, определённые в этом Проекте, и приоритетные направления, сложившиеся в образовательный минимум программы «Наша земля – наше наследие», являются ориентирами для развития системы социокультурного проектирования в ЦХО, выработки технологий организации внеучебной работы, принципов оценки качества и художественно-педагогической целесообразности тех или иных проводимых в центре открытых мероприятий, творческих конкурсов, праздников, совместных социокультурных проектов коллективов художественно-эстетической направленности.
Растет роль коллегиальных органов управления образовательным процессом (социокультурное проектирование и культурно-досуговая деятельность признаны его неотъемлемыми составляющими, наряду с информационно- и организационно-методическим обеспечением) – Методический и Художественный советы ЦХО участвуют в принятии решений по принятию и ходу реализации проектов, ряд из них выходят на уровень всего Дворца и шире – на уровень межрегиональных свяэей и открытого информационного пространства.
Важную роль играют информационно-коммуникативные технологии, позволяющие не только формировать имидж реализуемых проектов, но и осуществлять инновационные принципы в их организации, привлекать к участию, обсуждению, интерактивной трансляции как можно более широкий круг участников из числа представителей педагогического сообщества.
Итак, учебный год начался. Дети вернулись из экспедиций и выездов, подведены итоги летней оздоровительной кампании, работы городского лагеря. Проведена работа по набору в учебные группы ЦХО, прошёл педагогический совет, откорректированы перспективные планы на учебный год.
Проводится первое в учебном году, ставшее традиционным мероприятие всей художественно-эстетической направленности Дворца – праздник «Будем знакомы!».
На этом празднике в театрализованном представлении (каждый год создаётся оригинальный сценарий, созвучный актуальным темам учебного года) принимают участие все студии центра художественного образования: кто со сценическим номером, кто с демонстрацией слайд-шоу своих изобразительных работ, в раус-программе бывают задействованы педагог-психолог центра Мария Олеговна Хатомченкова, педагоги-организаторы, ансамбль народной песни «Купавушка» (руководитель Карасёва Елена Валентиновна).
Следующая группа проектов, в котором традиционно принимает участие наш центр, - это проекты организации игровых уголков в осенние, зимние и весенние каникулы.
На нашем сайте помещена информация об уголках: «Почитай-ка!», «Театральные игры», «Юный художник». Это уголки для гостей Дворца в каникулярное время.
Педагоги Чамина Г.Е., Селиванова Р.Т., Голоколосова Е.С., Кунина Е.Т., Майорова А.Д., Зверева Л.Н., Ронами Т.Ю., Алесин Ю.А., Браславская Д.И., Волобуева И.И. и многие другие – активные участники этой работы, авторы интересных конкурсов и игр для детей.
Зимние каникулы – это еще и проверка для артистов Театра юных москвичей. Ведь в это время труппа театра берет на себя нелегкую задачу – каждый день, иногда по одному, а чаще и по два раза в день, играть новогодний спектакль для гостей Новогодней Ёлки. Последние годы – это тоже проект, объединяющий разные коллективы ЦХО. И Театр моды «Василиса» (рук. Воропаева Н.В.), и ансамбль народной песни «Купавушка», и собственно ТЮМ (рук. Тольская Е.В.) принимают в нём активное участие.
Центр художественного образования всегда участвовал в межрегиональном фестивале «Творческий и интеллектуальный потенциал России», беря на себя блок ряда гуманитарных дисциплин и конкурсы по различным видам искусства. Что касается команды ЦХО на этом фестивале – то в Центре созрела идея проводить отборочный внутренний конкурс, в котором приняли бы участие все студии художественного образования. И вот уже второй год этот проект реализуется.
Мы уже поделились с нашими читателями в Интернете информацией об итогах творческого многоборья – 2011:
1 место - Команда "МАТРЁШКИ" (студия декоративно-прикладного творчества)
2 место - Команда "ПАРОВОЗ" (отдел музыкально-художественного творчества)
3 место - Команда "D&G" (2-я команда театра юных москвичей).
Традиция последних лет – проведение ежегодного открытого театрального фестиваля «В добрый час!».
В нем бывают задействованы десятки театральных коллективов из Москвы и приглашенные гости из других городов. Реализуется принцип открытости и максимально объективного и «прозрачного» судейства. В прошлом году удалось организовать оперативное информационное обеспечение всех спектаклей, зрители имели возможность каждый вечер прочитать отзывы членов жюри о 4-5 ежедневно проходивших конкурсных спектаклях, оставить свои отзывы, посмотреть и прокомментировать фотографии и видеоролики на сайте.
Вся эта информация открыта и сейчас, коллективы могут в любое время сослаться на материал о показанном спектакле, проведенном семинаре и т.д.
Понятно, что это своего рода виртуальные методические комплексы, еще и интерактивные, еще и с комментариями от профессионалов и зрителей.
Таким образом, организационно-методологическая программа «Наша земля – наше наследие» определяет образовательно-технологические приоритеты развития, те проекты, которые формируются на стыке предметных программ и реализуемых во Дворце комплексных программ и проектов. Например, проекты учебно-исследовательских конференций и экспедиций имеют непосредственное отношение к применяемым в предметных образовательных программах образовательным технологиям и комплексным программам Дворца «Развитие одаренности» и «Каникулы».
Многие социокультурные проекты центра связаны с программой «Праздники детства», с программой социализации обучающихся в МГДД(Ю)Т и т.д.
То есть социокультурный проект является непосредственным продолжением предметной образовательной программы. Когда мы создаем программно-методические комплексы, то все материалы этих проектов могут быть туда включены: как иллюстрации и методическое обеспечение тех или иных образовательных технологий. Это и есть открытая образовательная система.
А если проект удается еще и так, как «В добрый час!», оснастить в виртуальной сети, собрать зрительские отзывы, фотоальбомы и видеоролики – то это вообще отличный программно-методический комплекс.
Социокультурное проектирование в нашем центре технологически слито воедино с предметным полем.
Надо учиться проектированию, работе в условиях информационно-методических сетей. К тому же в центре, благодаря Марине Степановне Алёшиной, благодаря Дирекции Дворца, административный ресурс продуктивно включен в пространство проектирования, работа педагогов-организаторов, методистов, педагога-психолога, администрации организована так, что во время осуществления проекта (будь то «Будем знакомы!», Новогодняя кампания, другие проекты в каникулярное время, творческое многоборье, выставка или конференция) весь коллектив ЦХО занимает свои профессиональные ниши в рамках проекта, образовательный процесс корректируется и т.д.
Социокультурное проектирование не только логичное продолжение предметной образовательной программы, но и, возможно, один из важнейших мотивационных факторов дополнительного образования детей…
- Здесь еще нет комментариев